[Encephalomielitis of pigs]
Энцефаломиелит свиней (ЭС), рвотная болезнь поросят, коронаинфекция — контагиозная болезнь поросят раннего возраста, проявляющаяся симптомами рвоты, потерей аппетита, истощением и гибелью на первой неделе жизни.
ЭС выделен в Польше в 1971 г. от больных новорожденных поросят, а также изолирован из носовых раковин свиней с симптомами атрофического ринита в 1972 г. в США. В 1962 г. в Канаде Григ и соавторы выделили вирус, патогенный для свиней. Он был назван ГА вирусом энцефаломиелита свиней и позднее отнесен к семейству коронавирусов. В 1964 г. подобный вирус был выделен в Великобритании от поросят-сосунов и отьемышей с признаком анорексии, угнетения, но без признаков энцефаломиелита (болезнь рвоты и истощения). Экспериментально воспроизвести эти формы заболевания удалось в 1976 г.
Клинические признаки и патологоанатомические изменения. При заражении ГА вирусом энцефаломиелита свиней (ГВЭС) возможны два клинических проявления болезни: острое течение с явлениями энцефаломиелита и синдромом рвоты и истощения. Оба синдрома встречаются у поросят менее 3-недельного возраста, хотя свиньи старшего возраста также могут заболевать с кратковременной потерей аппетита и массы. У больных поросят отмечают депрессию, частую рвоту, потерю аппетита, гиперстезию, расстройство координации, истощение. В помете заболевает от 20 до 100% поросят с максимальной смертностью на первой неделе жизни.
В начале вспышки синдрома рвотной болезни наблюдается кашель и истечения из носа. Инкубационный период обычно составляет 4—7 дней. Поросята 4-недельного возраста начинают сосать, но быстро прекращают, отходят от свиньи, у них наблюдается рвота от только что полученного молока. Они скучиваются, выглядят бледными и безразличными, часто выгибают спины. Температура тела может подниматься в начале заболевания, но возвращается к норме через 1—2 дня. Зараженные свиньи часто скрежещут зубами, погружают рот в воду, но пьют мало, у некоторых из них возможен паралич глотки. Рвота и снижающийся объем потребляемого корма приводит к запорам и быстрому снижению упитанности. У наиболее молодых поросят наблюдается обезвоживание в течение нескольких дней, проявляются диспния и цианоз, кома и смерть. Более старшие поросята теряют аппетит и быстро истощаются. У них продолжается рвота, хотя менее часто, чем в начале заболевания. У некоторых животных наблюдается растяжение краниальной части живота. Эта стадия исхудания может длиться несколько недель вплоть до гибели поросят. Смертность среди таких животных достигает 100 %.
Вспышка с явлениями энцефаломиелита может начинаться так же, как и синдром рвоты и исхудания. У некоторых поросят отмечается рвота через 4—7 дней после рождения. Рвота может продолжаться 1—2 дня и не приводит к обезвоживанию. В других случаях первым признаком является острое угнетение и тенденция к скучиванию. Истощение может наступать через 2 дня после рождения. Иногда наблюдается кашель, чихание или поражение органов верхних отделов респираторного тракта. Поросята быстро теряют массу и волосяной покров. Через 1—3 дня появляются тяжелые симптомы энцефаломиелита.
Молодые поросята поражаются более тяжело, у них проявляются различные комбинации нервных признаков: общий мышечный тремор, поза сидячей собаки, лежание на спине. Поросята быстро становятся очень слабыми и не способными вставать, шлепают губами. Слизистые оболочки рта и носа цианотичны. Наблюдаются эписто-тонус, нистагмы и слепота. В большинстве случаев кома предшествует смерти. Смертность обычно 100 %. У старших поросят может быть легкое, проходящее заболевание, при котором последующий паралич — основной признак. Парезы в некоторых случаях сопровождаются слепотой. Животные могут выздоравливать через 3—5 дней.
Патогенез. Некоторые наблюдения показали, что ГВЭС способен реплицироваться в верхнем отделе респираторного тракта без проявления клинических признаков. Выделяли вирус из носовых истечений здоровых свиней. Главный путь выделения вируса — носовые секреты. При экспериментальном ороназальном заражении новорожденных, лишенных молозива поросят штаммом, вызывающим рвотный синдром, инкубационный период составлял 4 дня, после чего отмечалась рвота и отсутствие аппетита. В эпителиальных клетках слизистой оболочки носа, гландах, легких, тонком кишечнике обнаруживались очаги первичной репродукции вируса. После первичной репликации в месте проникновения вирус распространяется по периферической нервной системе в ЦНС. При этом задействованы, по крайней мере, три пути. Первый путь ведет из слизистой оболочки носа и гланд в тригеминальные ганглии и тригеминальные сенсорные ядра в головном мозге. Второй путь — вдоль n. vagus в сенсорные центры головного мозга. Третий путь ведет от интерстинального сплетения к спинному мозгу, также после репликации в местных сенсорных ганглиях. Виремия не имеет существенного значения в патогенезе заболевания.
В ЦНС инфекция начинается в хорошо различимых ядрах среднего мозга и позднее прогрессирует в головной и спинной мозг.
Рвота может обусловливаться репликацией вируса в сенсорных центрах n. vagus или импульсами в рвотный центр, обусловленными инфицированными нейронами различных зон. Для изучения патогенеза истощения проведены исследования хронически инфицированных, вагоэктомированных и контрольных животных, которые показали, что расстройство желудка пустотой играет важную роль в патогенезе исхудания и рвотной болезни.
Гистологические изменения в ЦНС характеризуются негнойным энцефаломиелитом с периваскулярной инфильтрацией мононуклеарных клеток, глиозом. гибелью нейронов. Микроскопические поражения отмечаются в заглоточных лимфоузлах, нервной системе, органах дыхательной системы и желудка в острый период заболевания. Тонзиллярные изменения характеризуются дегенерацией эпителиальных клеток и инфильтрацией крипт лимфоцитами. Негнойный энцефаломиелит наблюдается у 70—100 % свиней с нервными признаками болезни, у 20—60 % поросят с синдромом рвоты-исхудания. Поражения характеризуются периваскулярными манжетами, глиозисом и дегенерацией нейронов. Энцефалитические поражения являются специфическим иммунным ответом на реплицирующийся ГВЭС в ЦНС. Микроскопические изменения в желудочной стенке и легких обнаруживаются только у поросят с синдромом рвотной болезни. Дегенерация ганглий стенки желудка и периваскулярные муфты встречаются у 15—85 % больных животных. Поражения наиболее выражены в ганглиях пилорной части. У 20 % наблюдается интестинальная перибронхиальная пневмония с инфильтрацией альвеол нейтрофилами и макрофагами.
Эпизоотологические исследования показывают преобладание инфицирования свиней ГВЭС, однако естественное распространение болезни невелико. Поросята обычно защищены пассивными колостральными AT, а затем развивается соответствующая возрастная устойчивость к потенциальному заражению с развитием клинических признаков заболевания.
Морфология и химический состав. Морфология ГВЭС аналогична другим корона-вирусам. Вирусные частицы сферические, диаметр их 120 нм, содержат две концентрические мембраны, включенные в центральное ядро, и 5 полипептидов, 4 из которых гликозилированы, мол. м. от 31 до 180 кД, Плавучая плотность в CsCb составляет 1,21 г/смЗ.
Вирус устойчив при рН 4—10 и очень чувствителен к нагреванию: полностью утрачивает инфекционность при 56 °С в течение 30 мин, при 4 °С в течение 7 дней инфек-ционность снижается только на 0,8 lg. Чувствителен к жирорастворителям, включая дезоксихолат натрия. Жирорастворители могут применяться для дезинфекции. Ультрафиолетовое облучение также инактивируют вирус.
У экспериментально зараженных поросят (через рот или интраназально) через 6—9 дней выявляют AT (анти-ГА и ВНА). Анти-ГА в сыворотках поросят проявляются через 6 дн после заражения, а ВНА — через 9 дней.
Антигенная вариабельность и родство. Вирус представлен двумя идентичными шт. 67N и VW-572, которые не родственны вирусу ТГС и возбудителю болезни Тешена. Вирус, выделенный в 1971 г. в Польше от больных поросят, в антигенном отношении также отличался от вируса трансмиссивного гастроэнтерита свиней. Он проходит через фильтр с порами в 50 нм, агглютинирует эритроциты кур. При 56 ° С инактивируется в течение 5 мин, при 20 °С — за 4 дня, при 4 °С сохраняется 4 недели, при — 40 °С — в течение 12 месяцев. Культивируется в гомологичной культуре клеток; в естественных условиях поражает поросят до 2-недельного возраста. Не известно, аналогичен ли по своему таксономическому положению вирус, изолированный в Польше, ГА вирусу энцефаломиелита свиней, выделенному в США. В настоящее время описан только один серотип вируса, несмотря на наличие, по крайней мере, двух клинических форм заболевания. Чувствительность поросят и вирулентность штамма обусловливают то или иное клиническое проявление болезни. АГ взаимосвязь между ГВЭС и вирусом неонатальной диареи телят установлена в РН и РТГА, ИФ и ИЭМ, а также с человеческим респираторным коронавирусом ОС43 и вирусом гепатита мышей. Умеренная перекрестная РН наблюдалось между ГВЭС и коронавирусом энтерита индеек. ГА активность вируса выявлена с эритроцитами кур, крыс, кошек и морских свинок. Наибольшие титры были отмечены с эритроцитами морской свинки. Вирус не агглютинирует эритроциты свиньи, хомяка, овцы и КРС. ГА-свойства вируса более устойчивы к воздействию физико-химических факторов, чем инфекционные. Кроме ГА-свойств, вирус HEV обладает ГА-свойствами с эритроцитами кур, мышей и крыс. Элюция ГВЭС с эритроцитов не наблюдается. ГА-свойства с эритроцитами животных указанных видов используются для индикации репродукции вируса в инокулирован-ных культурах клеток.
У зараженных поросят, не получающих молозива после инкубационного периода, продолжающегося 4—6 дней, развивается рвотная болезнь. 5-дневные сосунки погибают через 3—4 дня после заражения.
Культивирование. Вирус размножается в культуре клеток почки поросенка, образуя гигантские клетки. Шт. VW-572, активно размножаясь, вызывает ЦПИ. На первичных культурах клеток почки поросят индуцирует цитопатические изменения, проявляющиеся образованием синцитиев. Добавление нецитотоксических количеств ди-этиламиноэтилдекстрана может усиливать ЦПЭ. Обнаружить репродукцию ГВЭС с использованием ИФ удавалось в культурах клеток щитовидной железы свиней, легких эмбрионов свиней, перевиваемой линии тестикулярных клеток свиней, линиях клеток РК-15, IBRS2, SK-K. Клетки не свиного происхождения малочувствительны к ГВЭС. Вирусные частицы могут выявляться электронным микроскопом в цитопа-тических везикулах инфицированных клеток. Скопление вирусных частиц наблюдается у мембран эндоплазматического ретикулума.
Первые признаки репликации были обнаружены через 7>/2 ч после заражения. Вирус локализуется преимущественно в ядре. При окраске культур через 24 ч после заражения обнаруживают множество пикнотических ядер. В зараженных культурах отмечена задержка митоза. В некоторых клетках были видны ядерные включения. Часто отмечалось уплотнение цитоплазмы и появление округленных клеток, а к 120-му часу после заражения клетки отделялись от стекла в питательную среду.
Поросята — единственный известный вид животных, чувствительных к ГВЭС. Инфицированность свиней достаточно высока и почти повсеместна. На откормочных фермах Канады 31 % проб сыворотки крови оказались положительными, в Северной Ирландии — 46, в Великобритании — 49, в Японии — 52, в Германии — 75 и в США — 0—89 % в зависимости от зоны обследования. Процент серопозитив-ных свиноматок в период подсоса варьировал от 43 % до 98 %. Высокий процент се-ропозитивных животных установлен в Дании, Франции, Австралии, Бельгии, Австрии. В стадах, где ЭС является энзоотическим заболеванием, большинство поросят имеют протективные колостральные AT, которые персистируют 4—18 (в среднем 10,5) недель. Со временем уровень их снижается, поросята приобретают возрастную устойчивость. Естественным хозяином являются свиньи. В экспериментальных условиях вирус может адаптироваться к мышатам. Чувствительность их зависит от возраста и пути инокуляции.
Иммунитет и специфическая профилактика. Обычно в энзоотически неблагополучных хозяйствах циркулирующий вирус обеспечивает у подсосных свиноматок достаточно высокий титр колостральных AT, которые защищают поросят от клинического проявления зоболевания. При полной серонегативности свиноматок и в случае заноса ГВЭС в течение первых 3 недель после рождения могут возникать клинически выраженные заболевания. Профилактировать ЭС в таком случае можно введением поросятам в момент рождения специфической гипериммунной сыворотки.