Растущий уровень интенсификации производства прудовых хозяйств, производство товарной рыбы на индустриальной основе, развитие рыбоводства на озерах, реках и их придаточных системах, водохранилищах обусловили резкий рост потребности в разновозрастном рыбопосадочном материале, ремонте и производителях, что объясняет постоянное увеличение объемов перевозок рыбы между внутренними водоемами нашей страны.
В практике рыбоводства в зависимости от продолжительности транспортировки и расстояний между пунктами различают внутрихозяйственные и межхозяйственные перевозки рыбы.
Внутрихозяйственная транспортировка не отличается длительностью, расстояние редко превышает 100 км, что обуславливает кратковременность процесса. Для внутрихозяйственных перевозок наряду со специальными транспортными средствами могут быть использованы
§ серийные грузовые автомашины,
§ тракторные платформы и прицепы колесных тракторов, оборудованные специальными транспортными емкостями.
При межхозяйственных перевозках расстояние между пунктами может достигать от нескольких сотен до нескольких тысяч километров. Для таких перевозок, происходящих, как правило, применяют
§ специальные автомашины,
§ вагоны,
§ суда, оборудованные для перевозки живой рыбы.
В последние годы широкое распространение получили герметичные емкости, что позволило использовать и серийные автомобили, суда и самолеты для длительных транспортировок, последние приобрели исключительное значение при международных и межконтинентальных перевозках и обеспечили возможность доставки живой рыбы в любую точку земного шара.
На выживаемость разновозрастных групп рыб в процессе транспортировки влияет ряд факторов, ведущими из которых являются
Ø содержание кислорода, растворенного в воде,
Ø накопление продуктов жизнедеятельности, соотношение массы воды и массы рыбы,
Ø качество перевозимых объектов, что стало основой при разработке нормативов
Ø по транспортировке живой рыбы для основных объектов прудового рыбоводства.
Наряду с этими способами имеется положительный опыт транспортировки разновозрастных рыб в условиях отдельных хозяйств с использованием подручных средств - пульповозов, молоковозов, поливомоечных машин, которые часто оборудуют кислородными установками.
При перевозке икры и личинок необходимо обеспечить стабилизацию температуры воды на уровне, соответствующем получению икры, ее инкубации, выдерживанию личинок. Допустимо некоторое снижение температуры воды в процессе транспортировки.
К емкостям открытого типа для перевозки рыбы относятся: канны, живорыбные автомобили ГАЗ-53А, живорыбные вагоны В-20, живорыбные суда "Аквариум-1", "Аквариум -2", живорыбные прорези, съемные контейнеры типа ИКФ-4, деревянные ящики, изотермические контейнеры
К емкостям закрытого типа для перевозки рыбы относят: полиэтиленовые пакеты УПАУ, металлические бидоны, кубатейнеры.
В связи с тем, что перенос возбудителей болезней из одного водоема в другой чаще всего происходит с транспортируемой рыбой, предназначенной для целей акклиматизации, культивирования и рыборазведения, все перевозки живой рыбы должны контролироваться ветеринарными специалистами. Перевозить рыбу можно только из благополучных хозяйств или водоемов после детального обследования. Перед транспортировкой рыба должна быть подвергнута антипаразитарной обработке в ваннах или непосредственно в прудах. На каждую группу транспортируемых рыб оформляется ветеринарное свидетельство, без чего вывоз запрещен.
Организация, получающая рыбу из-за границы, должна обеспечить помещение рыбы в карантинные условия, где завезенная рыба остается навсегда, а полученное от нее заводским методом потомство в возрасте двух-трех суток после разрешения ветеринарной службы может транспортироваться в другие водоемы.
Запомните
Вода, применяемая для перевозки, должна быть чистой, содержать не менее 6'-7 мг/л растворенного кислорода при температуре в летний период от 6 до 8°С для холодолюбивых и 10-12°С для теплолюбивых рыб.
При вылове, выгрузке, транспортировке рыбы следует исключать травматизм.
При транспортировке живой рыбы любым видом транс порта и в любой таре рекомендуется избегать сколько-нибудь длительных остановок в пути. После доставки рыбы на место ее необходимо как можно скорее выгрузить и выпустить в пруд.
Перед выпуском в водоем на нагул завезенную рыбу надо обработать против различных заболеваний. Используемые для этих целей препараты и их дозировки приведены в табл. 1.
Препарат |
Способ применения |
Дозировка |
Режим выдерживания |
Метиленовый синий Формалин Поваренная соль Перманганат калия |
Ванны Ванны Ванны Ванны |
50—200 мг/л
5-% р-р 10 г/м |
2-10 часов До 1 часа
5 минут однократно 10-20 минут однократно |
Обратите внимание
Успех перевозки живой рыбы определяется многими причинами:
Ø качеством воды,
Ø состоянием,
Ø возрастом и качеством рыбы,
Ø плотностью посадки рыбы в тару с водой,
Ø продолжительностью перевозки,
Ø временем года,
Ø условиями погоды,
Ø состоянием дорог,
Ø организацией работ по подготовке и обслуживанию перевозки.
Все транспортные средства, используемые для перевозки рыбы, отмытые от слизи, грязи, чешуи, должны тщательно дезинфицироваться 20%-ным раствором свежей гашеной извести. После дезинфекции емкости и инвентарь промывают чистой водой и загружают рыбу.
Соблюдение основных требований при перевозке икры и рыбы предохраняет от возникновения опасных инфекционных и инвазионных заболеваний.
Живую рыбу можно перевозить без воды, во влажной упаковке. Такая перевозка чаще всего осуществляется на самолетах. В качестве тары в этом случае используют деревянные ящики-рамки, ящики-чемоданы и т. п.
Продолжительность перевозки рыбы без воды зависит от температурных условий, возраста, состояния рыбы и, колеблется от 1 до 4 часов.