Литература 1945-1980 гг
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Исследование лимфатических узлов имеет важное практическое значение. В одних случаях изменение лимфатических узлов является решающим при постановке диагноза, как, например, гнойная инфильтрация с образованием абсцесса при мыте лошадей, в других—изменения лимфатического узла вызывают у врача подозрение относительно той или иной инфекции и побуждают его произвести подробное исследование.

Исследование лимфатических узлов целесообразно производить вслед за исследованием кожи. У лошади и крупного рогатого скота не следует упускать исследование лимфатических узлов и сосудов, по крайней мере, поверхностно лежащих, имея в виду изменение их при сапе и туберкулезе. Несмотря на некоторые трудности, при небольшой затрате времени, исследования лимфатических узлов и сосудов могут оказать существенную услугу в распознавании отдельных процессов.

Основным методом исследования лимфатических узлов и сосудов являются осмотр и пальпация, и только по особым показаниям прибегают к проколу, гарпунированию и экстирпации узлов. У здоровых животных исследование большинства лимфатических узлов не представляется возможным. Это объясняется тем, что они располагаются в толще окутывающей их клетчатки, а также и тем, что размеры их сравнительно невелики. При исследовании необходимо учитывать то, что величина лимфатическах узлов у домашних животных дает значительные колебания в зависимости от возраста и породы. Это требует известной тренировки для получения навыка определения величины узлов и знания топографической анатомии.

У лошади из поверхностно расположенных лимфатических узлов легко-прощупываются подчелюстные, срамные и узлы коленной складки. При патологических состояниях, сопровождающихся увеличением лимфатических узлов, можно бывает прощупать околоушные, верхние, средние и нижние шейные, предлопаточные, локтевые, подколенной ямки, поясничные, паховые и крестцовые узлы.

У крупного рогатого скота наиболее доступны для пальпации подчелюстные, предлопаточные, коленной складки и выменные узлы. При туберкулезе и некоторых других заболеваниях удается прощупать увеличенные вследствие инфильтрации железистой ткани три пары шейных узлов, околоушные, ретро-фаренгиальные и узлы голодной ямки.

У мелких животных соотношения те же, что и у крупного рогатого скота, только узлы у них пропорционально меньше.

У свиней и плотоядных лимфатические узлы малы и в нормальных условиях не прощупываются совсем. Что касается патологических процессов, то они прощупываются на тех же местах, как и у крупных животных.

У птиц находят отдельные, очень маленькие лимфатические узлы на нижнем отрезке шеи и при входе в полости тела.

При анализе данных, полученных при исследовании лимфатических узлов не следует забывать, что у здоровых животных величина узлов неодинакова, причем колебания могут быть довольно значительными. Самые большие индивидуальные колебания отмечаются у крупного рогатого скота. Длина плечевых узлов и узлов коленной складки колеблется от 5 до 11 см. У лошади разница в величине узлов особенно сильно сказывается с возрастом животных. Так, отдельные дольки подчелюстных лимфатических узлов достигают величи-ны боба, в то время как у взрослой лошади они имеют величину менее горошины и едва прощупываются отдельно.

При увеличении лимфатических узлов необходимо учитывать, кроме того, толщину кожи и подкожной соединительной ткани, которые увеличивают лимфатический узел и могут ввести вследствие этого в заблуждение. То же самое происходит при отложении жира вокруг лимфатических узлов, особенно вокруг коленной складки у жирных лошадей.

При исследовании подчелюстных узлов у лошади левой рукой фиксируют ей голову, для чего рука кладется на спинку носа, а правой рукой производится пальпация подчелюстного пространства от области гортани до подбородочного угла. Пальпацию правой стороны удобнее проводить левой рукой, расположившись справа от головы животного. При пальпации же левого узла изменяют положение и руки.

При исследовании лимфатического узла необходимо обратить внимание на его величину, строение, форму и свойства поверхности, консистенцию, температуру покрывающей узел кожи, чувствительность, подвижность самого узла и подвижность кожи. В результате исследования у врача должно составиться ясное представление о каждом из отмеченных факторов, что облегчит оценку состояния лимфатических узлов и сосудов.

Острое набухание лимфатических узлов является следствием воспаления железистой ткани с серозно-клеточной инфильтрацией (лимфадениты), возникающего на почве занесения в лимфатический узел током лимфы микроорганизмов или их токсинов. Клиническим проявлением острого набухания следует считать увеличение в размерах и болезненность при надавливании. Дольчатое строение узлов становится менее заметным, консистенция делается плотной, подвижность ограниченной, поверхность ровной и гладкой, а температура кожи, покрывающей узел, несколько повышенной.

Острое набухание лимфатических узлов подчелюстного пространства чаще всего отмечается у лошади и может встречаться при многих острых инфекционных заболеваниях, например инфлюенце, катаре верхних дыхательных путей, контагиозной плевропневмонии, остром и подостром сапе, а также при всех местных процессах, таких, например, как катар носа, воспаление глотки, слизистой оболочки зева, воздухоносных мешков и области десен.

Высшая ступень острого воспаления характеризуется образованием абсцессов. При нагноении лимфатических узлов появляется флюктуация. Область узла резко припухает, образуя заметное на глаз выпячивание. Кожа делается напряженной, горячей на ощупь и сильно болезненной. В том месте, где имеется флюктуация, кожа становится тоньше, шерсть в этом месте выпадает и на поверхности кожи вначале появляются капли серозного выпота, и затем абсцесс вскрывается с выделением большого количества сливкообразного гноя.

Нагноение лимфатических узлов считается характерным симптомом мыта лошадей. Оно может встречаться и при ряде других заболеваний, например фарингите, тяжелых ринитах, сапе и туберкулезе, но нагноение в этих случаях отмечается реже, является очень ограниченным, гноя скапливается меньше, а подкожная клетчатка может быть неизмененной совсем. Нагноение подчелюстных лимфатических узлов может распространяться на соседние околоушные железы, обусловливая расстройства глотания и дыхания. Сравнительно редко наблюдается воспаление и нагноение нижних шейных, плечевых, локтевых, голодной ямки и анальных лимфатических узлов.

Гиперплазия лимфатических узлов характеризуется равномерным и довольно значительным увеличением объема всех поверхностно расположенных узлов и встречается при лейкемии и псевдолейкемии крупного рогатого скота. Подобного рода симметричное увеличение отмечается иногда при туберкулезе, но, в отличие от гиперплязии, туберкулезные поражения лимфатических узлов крупного рогатого скота проявляются в форме заметных припуханий только отдельных узлов, которые становятся плотными, бугристыми и сохраняют свою подвижность.

Хроническое набухание и деформация лимфатических узлов возникают вследствие разрастания соединительной ткани железы. Хронический воспалительный процесс переходит на переаденальную соединительную ткань и на подкожную клетчатку, окружающую железу. Вследствие разрастания соединительной ткани лимфатический узел сильно изменяется, становится плотным, бугристым и вследствие срастания с окружающими тканями делается неподвижным и безболезненным. Срастающаяся с узлом кожа становится также неподвижной.

Хроническое набухание лимфатических узлов имеет наибольшее диагностическое значение при сапе лошадей. Набухание может быть односторонним и двусторонним. Следует иметь в виду, что оно иногда может быть отмечено при хроническом воспалении верхнечелюстной пазухи, при односторонних катарах носа, а также при воспалении воздухоносных мешков. Но в этих случаях лимфатические узлы увеличиваются незначительно, дольчатое строение железы сохраняется и узел не срастается с тканями.

Хроническое набухание лимфатических узлов у крупного рогатого скота отмечается при туберкулезе. Туберкулез лимфатических узлов проявляется неравномерным затвердением, образованием узлов на одной стороне тела, безболезненных на ощупь, В редких случаях имеется почти общее набухание всех лимфатических узлов.

У свиней туберкулез заглоточных, подчелюстных или шейных узлов бывает самой частой формой туберкулеза и проявляется равномерным и значительным увеличением узлов, затрудняя в этих случаях глотание, движение челюсти и головы.

Сравнительно редко встречается актиномикоз лимфатических узлов и хроническое их набухание вследствие метастаза при злокачественных опухолях (саркома, карцинома). Для уточнения диагноза можно произвести прокол, гарпунирование или экстирпацию железы.

Хроническое набухание лимфатических сосудов чаще бывает воспалительной природы и реже возникает за счет расширения лимфатических сосудов. Воспалительная инфильтрация лимфатических сосудов обычно бывает связана с изменениями соответствующих лимфатических узлов. При лимфангоите сосуды набухают и выступают в виде болезненных тяжей на конечностях, боковой поверхности туловища, на шее и голове. На лимфатических сосудах имеются узлы величиной от горошины до каштана (четки). Узлы эти часто вскрываются и по истечении содержимого превращаются в язвы. Кожа, покрывающая лимфатические сосуды, отечна, малоподвижна и болезненна, а лимфатические узлы инфильтрированы.

Наиболее выраженная форма лимфангоита обнаруживается при хроническом и остром сапе, а также при африканском сапе лошадей. Реже лимфангоит отмечается при пустулезном стоматите, фолликулярном рините и на конечностях при дерматитах. Лимфангоиты задерживают более или менее течение лимфы и вызывают появление отеков. С течением времени на этих местах происходит разрастание соединительной ткани (элефантиазис).

Для установления причины лимфангоита можно произвести маллеинизацию, использовать серологические методы или же микроскопию содержимого утолщения. Необходимо иметь в виду, что при пустулезном стоматите, фолликулярном рините острое воспаление лимфатических сосудов отмечается на носолицевой части головы, а острый сапной лимфангоит развивается на конечности и на боковой поверхности туловища. Может быть и на голове, но исключительно редко.