[Rabbit Pox, Rabbit plague (англ.), Kaninchenpocken (нем.)]
Оспа кроликов (ОКр) — острая заразная болезнь, характеризующаяся появлением папулезной сыпи на коже, лимфаденита, оспенных инфильтратов на слизистых оболочках ЖКТ, некротических очагов в паренхиматозных органах, орхитом и офтальмией. Вирус ОКр впервые выделил и описал Янсен в 1914 г. Эпизоотии ОКр описаны в Голландии, США, Франции, ФРГ, ГДР. В бывшем СССР впервые выделили вирус во время эпизоотической вспышки в 1958 г.
Клинические признаки и патологоанатомические изменения. ОКр вначале заболевает молодняк 1,5—3-месячного возраста, а позднее и взрослые кролики. Инкубационный период продолжается от 5 дней до 2—3 недель. У больных животных развиваются гнойные конъюнктивиты, кератиты, риниты, отеки кожи головы и живота, появляется гипертермия и учащается дыхание. С 6—10-го дня болезни на месте отеков начинается некроз кожи. Различают молниеносное (смерть наступает внезапно, без клинических предвестников), острое и хроническое течение болезни. Трупы кроликов истощены, слизистые оболочки носа и рта воспалены, подкожная клетчатка суховата. В грудной и брюшной полостях небольшое количество серозного экссудата. Легкие не изменены. Сердечная мышца дряблая, истонченная, серого цвета. Печень темновишневая, иногда с желтушным оттенком. Селезенка сине-фиолетовая, несколько увеличена, пульпа плотная. Болезнь очень контагиозна, гибнет до 70 % Молодых и 30—40 % взрослых кроликов.
Американские исследователи установили, что вирус ОКр во многих отношениях сходен с вирусом осповакцины и проходит через фильтры Беркефельда. Одни исследователи считают ВОКр самостоятельным видом; другие полагают, что это штамм нейролапины, естественно распространившийся среди лабораторных кроликов. В действительности оба вируса имеют близкое антигенное и иммунологическое родство, однако ВОКр высоко контагиозен, а вирус нейролапины — неконтагиозен. В геноме вируса ОКр идентифицированы два участка, ассоциированных с повышенной вирулентностью для мышей. Один содержит несколько открытых рамок считывания и заключает три гена, один из которых кодирует образование продукта, связанного с С5-белком комплемента; другой, ассоциированный с повышенной вирулентностью, участок геномной ДНК, представляет собой Hind III M фрагмент, содержащий лишь одну полную открытую ранку считывания. Этот ген кодирует полипептид из 254 аминокислот (мол. м. 25 кД ), связанный с четвертым компонентом комплемента. Белок SPI-1 вируса оспы кроликов (ВОК) на 47 % идентичен серпину crmA вируса коровьей оспы и содержит все серпиновые структурные мотивы.
ВОК с деленией гена SPI-1 не может расти на клетках А549 и РК15. В отсутствие функционального SPI-1 в зараженных рестриктивных клетках, проявляющих признаки апоптоза не накапливаются терминальные каспазы и не расщепляются апоп-тозные субстраты PARP и ламин A. SPI-1 образует in vitro стабильный комплекс с катепсином G — членом химотрипсинового семейства сериновых протеиназ. Это указывает на серпиновую активность SPI-1, котораяустраняется мутациями критических остатков Р1 и Р14 в мотиве активного центра SPI-1. ВОК, содержащий SPI-1 с такими заменами, также не репродуцируется в клетках А549. Полученные данные позволили предположить, что полный круг хозяев ВОК зависит от серпиновой активности SPI-1; в рестриктивных клетках SPI-1 ингибирует протеиназу с хемотрип-синоподобной активностью и может блокировать не зависящий от каспаз путь апоптоза.
Морфология и химический состав. Между вирусами ОКр и осповакцины морфологических различий не найдено. Вирус терморезистентен. Вирусосодержащая суспензия ткани семенников в 50 %-ном растворе глицерина полностью сохраняла вирулентность 127 дней при температуре 4 "С. Прогревание вируса в течение 40 мин при 55 °С снижает титр инфекционности на 0,9—1,1 lg. На ХАО КЭ при 40 — 40,5 ° С вирус индуцировал образование оспин. В структуре вириона ОКр найдены растворимый LS АГ и группоспецифический NP-антиген (общий для всех вирусов группы оспы, составляет 50 % от всей массы вириона и содержит всю его ДНК, которая связана с внутренним белком). Вирус индуцирует образование ВНА и других AT.
АГ вариабельность и родство. В серологических реакциях (РСК, РДП, РН и РЗГА), а также ИФ установлено близкое, но, видимо, одностороннее родство вируса ОКр с вирусами оспы коров, эктромелии, оспы обезьян и осповакцины (при использовании в качестве АГ инфекционного Зируса или растворимого LS-антигена ).
Животные, иммунизированные шт. Утрехт (У) и Солнцевский (С) вируса ОКр, не приобретают иммунитета к вирусу дермовакцины (шт. Ташкенский). Однако кролики, иммунизированные шт. Ташкенский, приобретают устойчивость к вирусу ОКр. По движению в градиенте плотности сахарозы вирус ОКр отличается от вирусов осповакцины и нейровакцины. ГА свойства изучены недостаточно. Они, видимо, связаны с особенностями штаммов. Так, например, шт. У и С не обладают, а шт. Р обладает этими свойствами.
При внутрибрюшном заражении кроликов вирусемия отмечалась через 2—4 ч, на 6—7-й день после заражения концентрация вируса в крови достигла 1053—108 мл. При аэрозольном заражении кроликов вирусом нейровакцины его находили в печени, почках, надпочечниках и в других органах. Выделить вирус от зараженных кроликов можно из места его введения, региональных введению лимфоузлов, селезенки и других органов. Через сутки его можно также выделить из крови, взятой в большом объеме {16—20 мл); из меньшего объема его выделяют позже.
Экспериментальная инфекция. Легко воспроизводится на кроликах. При внутри-кожном введении ВОКр на месте инокуляции появляются обширные отеки, а в последующем развивается некроз кожи. Аппликация вируса на скарифицированную кожу сопровождается некрозом без образования оспин. Сильный отек кожи появляется и после внутрикожного введения вируса курам. Мыши при подкожном введении не гибнут, при внутрибрюшинном — гибнут до 50 % животных. Штаммы ВОКр обладают различной вирулентностью. Например, шт. У и Р высоковирулентны для мышей при интрацеребральном заражении, однако вирулентность их для кроликов при введении в мозг оказалась различной: шт. У вызывал их гибель, шт. Р — нет. Инфицирующая доза шт. У для кроликов зависит от места введения. При внутрикожном введении она минимальна, при введении в конъюнктиву максимальна. Шт. Р менее вирулентен для кроликов. Он вызывает гибель лишь 50 % животных.
Культивирование. Кроме кроликов, культивирование вируса удается на КЭ и в культуре клеток некоторых видов. При заражении 11 —12-дневных КЭ на ХАО шт. С образуются оспины с выраженными геморрагиями и изъязвлениями (и+ — признак) размером 1 -2 мм. Эмбрионы обычно погибают через 72 ч. На теле, голове и лапах зародыша видны кровоизлияния.
ВОКр хорошо культивируется в первичных культурах клеток легких кроликов и в перевиваемых линиях L и Hela, вызывая ЦПД. Трипсин, хемотрипсин и панкреатин повышают бляшкообразуюший титр вируса при кратковременном (не более 1 ч) воздействии. В культуре клеток почки зеленых мартышек CV-1 вирус ОКр вызывает слияние и лизис клеток.
Болезнь очень контагиозна. Перезаражение происходит преимуществвенно респираторным путем. Вирус может передаваться от кроликов лошадям.
Иммунитет и специфическая профилактика. Переболевшие кролики приобретают пожизненный иммунитет. Для профилактики кроликов прививают вирусом осповакцины. Он создает иммунитет через 72 ч продолжительностью до 3 лет. Вирус наносят на скарифицированную кожу внутренней поверхности уха. У кроликов развивается местная реакция, подобная той, какая наблюдается у людей при оспопрививании. Весь процесс от начала прививки до полного заживления длится 16—21 день.
Во время переболевания убивают подозрительных и явно больных кроликов, а остальных вакцинируют. Не рекомендуется прививать самок в конце беременности (за неделю до окрола), так как приплод может быть нежизнеспособным или мертвым. Молодняк вакцинируют после отъема. Следует иметь ввиду, что применение с профилактической целью оспенной медицинской вирус-вакцины может вызвать у кроликов осложнение и даже вспышку поствакцинальной прививной оспы. В результате скрыто протекающей спонтанной инфекции у некоторых кроликов может вырабатываться невосприимчивость.