Наружное исследование редко дает возможность поставить диагноз заболевания, но оно служит ценным дополнением к другим видам исследования. Одним наружным исследованием ограничиваются обычно только у маленьких жеребят.
Увеличение объема живота на почве метеоризма кишечника возможно только в случае изменения толстого отдела. Форма живота может быть бочкообразной, но с большим увеличением правой подвздошной области. При сильном напряжении брюшных стенок вздутие может быть малозаметным. Вздутие тонкого отдела кишечника вызывает или незначительное увеличение или же не вызывает его совсем. Уменьшение объема живота отмечается, как правило, при профузных поносах и длительном недоедании.
Ненормально плотное содержимое кишечника может быть обнаружено с помощью пальпации брюшной стенки только у мелких жеребят.
Перкуссия. Тонкий отдел кишечника можно перкутировать слева, в средней трети, каудально от селезенки. В отличие от последней, звук при перкуссии получается не тупой, а притуплённый.
Малая ободочная кишка имеет поле перкуссии выше области тонкого отдела кишечника. Звук при перкуссии неодинаков в зависимости от содержимого кишечника. При наличии каловых масс получается тупой, а при наличии газов—тимпанический.
Поле перкуссии левого столба большой ободочной кишки находится в нижней трети живота и каудально от тонкого отдела кишечника. Звук при перкуссии от тупого и притуплённого до тимпанического.
Поле перкуссии слепой кишки находится справа, в верхней подвздошной области. Без резких границ оно переходит в поле перкуссии тонкого отдела кишечника, а спереди и снизу—в перкуссионное поле правого колена большой ободочной кишки. Звук при перкуссии слепой кишки у основания чаще атимпа-нический. В нижней части брюшной стенки звук становится притуплённым и тупым.
Перкуссионный звук у здоровых лошадей отличается значительным различием. Это зависит от степени наполнения кишечника содержимым и газами, а также упитанности животного и толщины стенок.
Перкуссия при заболеваниях кишечника особой ценности не представляет, так как при самых различных заболеваниях можно получить совершенно одинаковый звук. Диагностическое значение понижается еще и тем, что расширенные газами и каловыми массами петли кишечника могут быть отдалены от брюшной стенки и не вызывать изменений перкуторного звука на брюшной стенке.
Можно считать, что перкуссия большей части брюшной стенки дает различной силы и продолжительности атимпанический звук в случаях наполнения кишечника газами и тупой звук, когда в кишечнике скапливается большое количество плотных пищевых и каловых масс.
Перкуссия правой голодной ямки и подвздоха, где располагается слепая кишка, при значительном наполнении газами дает сильный и низкий звук, близкий по характеру атимпаническому звуку грудной клетки. При общем метеоризме кишечника получается чистый атимпанический звук. Брюшная стенка в этом случае бывает сильно напряженной и при перкуссии приводится в значительное колебание.
Переполнение толстого отдела кишечника фекальными массами обусловливает появление устойчивого тупого или притуплённого звука на большой площади брюшной стенки. Колебания брюшной стенки в этом случае приостанавливаются плотно прилегающими к стенке петлями кишечника.
Накопление пищевых масс в тонком отделе кишечника или каловых масс в малой ободочной кишке может и не дать тупого звука при перкуссии этой области. Наполненные плотным содержимым кишечные петли, в силу тяжести, сдвигаются в медиальной плоскости и в нормальном месте их расположения появляются другие кишечные петли, содержащие воздух. То же может быть и с кишечными камнями, которые, смещая кишечник, могут не выявляться при перкуссии.
При метеоризме кишечника тимпанический и атимпанический звук приобретают отчетливый металлический оттенок. Если над основанием слепой кишки металлический оттенок можно встретить у здоровых животных, то при метеоризме кишечника этот оттенок обнаруживается над всеми отделами кишечника.
Аускультация дает возможность определить характер шумов, которые возникают вскоре после приема корма, особенно сочного, и после поения или продолжительных движений. У голодающих животных шумы проявляются реже и с меньшей интенсивностью.
Аускультация производится или с помощью инструментов или непосредственно ухом. Брюшная стенка животного покрывается простынкой, и левая половина живота прослушивается левым ухом, а правая—правым.
При исследовании животное необходимо фиксировать, а у беспокойных животных, кроме того, следует поднять переднюю ногу.
Особое внимание при аускультации уделяется обследованию области подвздохов. Выслушивание области правого подвздоха дает представление о шумах толстого отдела кишечника, и главным образом слепой кишки, выслушивание левого подвздоха—о шумах тонкого и толстого отделов кишечника.
У здоровых животных в одну минуту насчитывается 8—12 кишечных шумов. Шумы тонкого отдела кишечника по характеру напоминают звуки переливания жидкости—плеск, полоскание, журчание ручейка. В левой подвздошной области прослушиваются главным образом шумы тощей кишки. Шумы, возникающие в просвете толстого отдела кишечника, резко отличаются от шумов тонкого отдела. По своему характеру они напоминают урчанье, отдаленный грохот экипажа, ворчанье, мурлыканье.
Сила перистальтических шумов зависит от напряжения кишечной стенки и характера содержимого кишечника. Плотное содержимое дает слабые шумы, а газы и жидкое содержимое, напротив, очень сильные.
Характер перистальтических шумов зависит от количества и качества принятого корма и интенсивности эксплуатации животного. Громкие шумы, нередко слышные на расстоянии от животного, отмечаются при пастбищном содержании. Шумы эти отличаются не только силой, но и непрерывностью. Слабые шумы характерны для кормления грубыми кормами и концентратами; они бывают вялыми и редкими.
Для правильной оценки шумов необходимо знакомство с условиями кормления и эксплуатации животных и практический опыт. Ненормально сильные шумы слышны на расстоянии от животного и наблюдаются после воздействия на кишечник сильных термических раздражений—холодная вода или промерзший корм. Кроме термических воздействий, таким же свойством обладает химическое раздражение, например поедание испорченного, заплесневелого корма, поение загрязненной водой. Усиление кишечных шумов отмечается при всех катаральных и воспалительных состояниях слизистой оболочки кишечника. Оживленные кишечные шумы отмечаются также в начальной стадии развития метеоризма, при некоторых формах кишечной непроходимости.
Особое диагностическое значение имеют кишечные шумы с металлическим оттенком звука, напоминая падение капли воды на металлическую пластинку. Они происходят путем резонанса в растянутых газами петлях кишечника, напряженных и имеющих не совсем ровные стенки. Особенно характерен этот феномен, носящий название «звук падающей капли», для метеоризма кишечника. Иногда звук падающей капли удается установить и у здоровых лошадей в области правого подвздоха при растягивании основания слепой кишки газами.
Редкие и слабые кишечные шумы отмечаются при длительных и про-фузных поносах, метеоризме кишечника и воспалении его.
Кроме того, ослабление перистальтики отмечается при заболеваниях головного мозга, как предполагают, вследствие понижения возбудимости вагуса.
Ослабление кишечных шумов наблюдается также при снижении перистальтики кишечника, атонии кишечной стенки, вызванной продолжительным скармливанием грубых, богатых клетчаткой, кормов (веточный корм, солома, болотное сено и др.). Ослабление кишечных шумов, выражается тем, что они становятся редкими, непродолжительными и слабыми.
Полное прекращение перистальтики кишечника влечет за собой усиление шумов в начальной стадии развития процесса вследствие развития метеоризма во впередилежащем отрезке кишечника. Метеоризм возникает здесь от брожения кормовых масс и наличия транссудата, богатого белком. Часть кишечника, расположенная сзади места механической непроходимости, парализуется, причем паралич развивается в разные сроки в зависимости от того, как далеко расположен участок закупорки от прямой кишки. При поражении тощей кишки паралич может возникать часов через 10—15, ближние участки парализуются быстрее, часа через 2—3. Паралич кишечника обусловливает прекращение дефекаций и наполнение фекалиями бутылеобразного расширения прямой кишки.
Полное прекращение перистальтических шумов над определенными участками брюшной стенки, при усилении шумов с последующим ослаблением их в других участках, стойкий запор и прекращение периодического наполнения прямой кишки фекалиями дают основание подозревать закупорку кишечника. Прекращение перистальтики рассматривается как зловещий признак кишечной непроходимости или резкого метеоризма кишечника. Появление перистальтических шумов, после того как перистальтика отсутствовала, считается благоприятным признаком, особенно если одновременно выделяются газы, улучшается пульс и исчезает одышка.
В случаях, когда обычного исследования кишечника оказывается недостаточно, прибегают к специальным методам исследования, среди которых можно назвать пробный прокол кишечника и живота, эндоскопию органов брюшной полости, пробную лапоротомию, определение рефлекторности и внутреннее исследование кишечника через прямую кишку.
С помощью пробного прокола извлекается незначительное количество просачивающейся в брюшную полость жидкости, исследование которой в ряде случаев дает возможность дифференцировать заболевание. Прокол брюшной стенки у лошади технически несложен. Он делается в нижней брюшной стенке, на расстоянии 10—15 см от мечевидного отростка, влево от белой линии на 2—3 см. Подготовка заключается в удалении шерсти, тщательной очистке кожи и смазывании ее йодной настойкой. Операция производится на стоящем животном. Прокол делается иглой Сайковича, Соломона или Каспера. У здоровых животных в брюшной полости находится от 2 до 5 мл прозрачной, слегка желтоватой, жидкости, содержащей незначительное количество белка (около 0,77%).
При метеоризме кишечника, не осложненном заворотом, количество пунк-тата увеличивается и он окрашивается в яркожелтый цвет. С развитием заворота пунктат приобретает красноватое окрашивание вследствие примеси эритроцитов. В случаях тромбоэмболи пунктат становится вишнево-красным, но прозрачным. При развитии перитонита пунктат становится непрозрачным, густым и плотным; имеет примесь хлопьев фибрина и большого количества лейкоцитов и окрашен в оранжево-желтый цвет. Разрыв кишечника и желудка узнается по примеси частиц корма или фекалий.
Этот метод несложен и дает хорошие результаты при дифференциации процессов, а потому пренебрегать им не следует.
Пункция непосредственно кишечника производится с целью получить небольшое количество кишечного содержимого. Пункция производится в месте, которое определяется ректальным способом. Чаще это делается при тромбоэмболии сосудов кишечика. При геморрагическом инфаркте кишечника при проколе извлекается незначительное количество вишнево-красной жидкости с высоким процентом белка и незначительным содержанием кормовых или фекальных масс.
При подозрении на непроходимость кишечника можно использовать в качестве решающего метода диагностики эндоскопию. Через гильзу троакара, которым прокалывают брюшную стенку, вводят в брюшную полость ринолярингоскоп, с помощью которого производится исследование кишечника соответствующей стороны брюшной полости. Метод этот небезопасен и требует для применения не только соответствующих показаний, но и соответствующих условий.
При заболеваниях кишечника можно исследовать висцеральные рефлексы (рефлекторность по Роже), которые, по Евграфову, оказывают существенные услуги не только при определении характера заболевания, но и оценке состояния пациента. Для этого нужно знать зоны проекции рефлексов каждого органа и максимальных их точек.
Зона повышенной чувствительности при заболевании тонкого отдела кишечника, слепой кишки и нижнего колена большой ободочной кишки находится между 11—13-м ребрами. Со стороны тонкого отдела кишечника рефлекс лучше выражен слева, а толстого отдела кишечника—справа. Верхнее колено ободочной кишки с тазовым изгибом и желудкообразным расширением имеют рефлекторную зону между 13—15-м ребрами.
Зона повышенной чувствительности заднего отдела кишечника—малой ободочной и прямой кишки—лежит в области подвздоха. Висцеральные рефлексы определяются при помощи легкого сдавливания кожи на указанных участках. При заболевании кишечника легкое давление вызывает у животного острую боль, в силу чего оно стремится уклониться от давления, выражает беспокойство, а при сильной болезненности у животного, кроме того, появляется учащение дыхания и наблюдается. сокращение мышц. Необходимо учитывать, однако, появление смешанной или общей рефлекторности, когда раздражение с одного сплетения передается на другое. Оценка висцеральных рефлексов в этом случае становится затруднительной и нередко оказывается невозможной.