Респираторные болезни телят широко распространены в разных зонах Российской Федерации, в том числе и в Ростовской области.
Лечебные и профилактические мероприятия при респираторных болезнях телят тесно связаны со знанием этиологии пневмонии и бронхопневмонии [2, 3, 5—9]. По этиологическому и эпизоотологическому принципам данные болезни делят на несколько групп:
1-я группа — инфекционные специфические, вызванные вирусами, бактериями и смешанными инфекциями (вирус — вирус, вирус — бактерия);
2-я группа — неинфекционные неспецифические, обусловленные воздействием неблагоприятных факторов внешней среды и ассоциативной микрофлорой;
3-я группа — неинфекционные специфические, вызванные грибами и простейшими;
4-я группа — вторичные симптоматические, обусловленные бактериальной микрофлорой и паразитарной инвазией.
В настоящее время широко распространены болезни, причиной которых являются вирусы, бактерии, микоплазмы, хламидии и их ассоциации на фоне пониженной естественной резистентности организма.
Более 20 лет мы изучаем вопросы этиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики неспецифической бронхопневмонии у телят, возникающей при нарушении условий содержания и кормления молодняка, осложняющейся вторичной микрофлорой (стрептококки, стафилококки, пневмококки и др.).
Анализ результатов исследований показал, что факторы, вызывающие бронхопневмонию у телят, следует делить на три группы: экзогенные, эндогенные и эндоэкзогенные.
Экзогенные — нарушения условий содержания и кормления животных — высокая влажность (свыше 70 %} в помещениях, где содержатся животные, низкая температура, повышенное количество аммиака (более 0,01 мг/л), сероводорода (более 0,02 мг/л), углекислого газа (более 0,2 %), переохлаждение, перегревание, высокая микробная загрязненность воздуха, недостаточная естественная инсоляция, неполноценность рационов, особенно по каротину, и др.
Эндогенные — снижение естественной резистентности организма телят за счет недостаточного поступления иммуноглобулинов классов О и А в организм с молозивом, приводящего к развитию иммунодефицитных и аутоиммунных состояний, рождение гипотрофиков, переболевание их желудочно-кишечными болезнями в раннем возрасте, истощение местной защиты дыхательных путей, сенсибилизация организма и аллергические состояния.
Эндоэкзогенные — низкие резистентность и иммунологическая реактивность при рождении и воздействие при этом неблагоприятных факторов внешней среды, понижающих защитные свойства организма телят.
Все эти факторы обусловливают нарушения защитных механизмов, что ведет к активизации бактерий, вирусов, микоплазм, грибов и других микроорганизмов, находящихся в верхних дыхательных путях или попавших из окружающей среды. Большую роль в развитии респираторных болезней играет бактериальная микрофлора. Так, из пневмонических очагов, трахеальной и бронхиальной слизи выделяют стафилококки (14 %), стрептококки (38 %), пастереллы (24 %), сальмонеллы (32 %) и др.
Длительное действие неблагоприятных факторов внешней среды приводит к существенному изменению обменных процессов, нарушению гомеостаза и, как следствие этого, нарушению механизмов формирования резистентности организма телят.
При постановке диагноза, разработке плана лечебно-профилактических мероприятий необходимо в каждом конкретном случае знать комплекс причин, вызывающих бронхопневмонию, чтобы выявить и устранить главные из них.
Респираторные болезни телят дифференцируют, учитывая эпизоотическую ситуацию, паталогоанатомические изменения, клинические признаки, характер изменений в крови, результаты бактериологических, вирусологических, микологических и иммунологических методов исследования.
Состояние иммунологического статуса определяют по содержанию общего белка в плазме крови и уровню иммуноглобулинов при помощи теста с сульфатом цинка.
При возникновении неспецифической бронхопневмонии, прежде всего, устраняют причины, вызывающие болезнь. Улучшают условия содержания и кормления телят, выявляют возбудителей, исследуют чувствительность микрофлоры к лекарственным препаратам и после этого проводят лечебно-профилактические мероприятия.
Борьба с инфекционными болезнями, в том числе проявляющимися поражениями органов дыхания, в первую очередь сводится к разрыву эпизоотической цепи и проведению мер, указанных в инструкциях для каждого заболевания.
Для предотвращения накопления в помещениях условно-патогенной и патогенной микрофлоры хозяйствам рекомендовано строить профилактории, изолированные от других животноводческих помещений, регулярно осуществляя их дезинфекцию аэрозолями йодистого алюминия или 2%-ным раствором натрия едкого, раствором извести хлорной с содержанием 2%-ного активного хлора, 1%-ным раствором формальдегида и др.
Санацию воздуха, кожных покровов и верхних дыхательных путей можно проводить аэрозолями уксусной или молочной кислот непосредственно в помещениях, где содержат животных. Для этого девять частей 40%-ного водного раствора уксусной или молочной кислоты смешивают с одной частью глицерина и распыляют из расчета 3 мл смеси на 1 м3 в течение 40 мин.
Оберегают телят от воздействия сквозняков, холода, сырости и стрессовых факторов, снижающих резистентность организма. В помещениях поддерживают оптимальные микроклимат, относительную влажность, концентрацию аммиака, периодически определяют бактериальную загрязненность воздуха. Следят за количеством и качеством кормления телят. Рационы балансируют по переваримому протеину, углеводам, кальцию, фосфору и каротину. Используют групповые и индивидуальные методы повышения естественной резистентности и иммунологической реактивности [1, 2, 4, 5, 10].
Общим в профилактике респираторных болезней является выполнение ветеринарно-санитарных правил.
В стойловый период телят в помещениях подвергают ультрафиолетовому облучению, используя лампы ПРК или ДРТ-400.
В качестве иммунозаместительной и стимулирующей терапии вводят неспецифический глобулин, иммуно-глобулины, сыворотку, цельную кровь здоровых лошадей, левомизол, тимоген и др. Весьма эффективно назначение лекарственной смеси, состоящей из цитратной крови лошади, тетравита и норсульфазола натрия.
Наши исследования показали, что эффективность терапии больных бронхопневмонией телят значительно повышается при использовании антимикробных препаратов в сочетании с неспецифической стимулирующей терапией, витаминными и сердечными средствами.
Разработанные варианты лечения больных бронхопневмонией телят мы проверили в научно-производственном опыте на 4 группах телят по 40 голов в каждой. Животных первой группы (контрольной) лечили традиционными методами, применяемыми в хозяйствах. Им внутримышечно вводили би-циллин-3 в дозе 10000—12000 ЕД/кг массы тела на изотоническом растворе натрия хлорида один раз в 2 дня; подкожно 20%-ный масляный раствор камфоры 4—5 мл один раз в день; курс лечения 8—10 дней. Телятам второй группы инъецировали внутримышечно бициллин-3 в дозе 10000— 12000 ЕД/кг массы тела один раз в 2 дня; внутривенно смесь, состоящую из 50 мл 20%-ного раствора глюкозы, 100 мл гемодеза, 1,2—1,5 г норсульфазола натрия, один раз в день в течение 2—3 сут; подкожно 20%-ный масляный раствор камфоры 4—5 мл один раз в день; курс лечения 5—6 дней. Животным третьей группы внутримышечно вводили ампиокс в дозе 4000—5000 ЕД/кг массы тела на 0,5%-ном растворе новокаина 2 раза в день; подкожно лекарственную смесь, в состав которой входили цитратная кровь лошади, тетравит и норсульфазол натрия в дозе 0,3 мл/кг массы тела, один раз в 2 дня (всего три инъекции); подкожно 20%-ный масляный раствор камфоры 4—5 мл один раз в день; курс лечения 5—6 дней. Телятам четвертой группы инъецировали внутримышечно бициллин-3 в дозе 10000—12000 ЕД/кг массы тела один раз в 2 дня; подкожно лекарственную смесь, состоящую из норсульфазола натрия, двууглекислой соды, глюкозы и фуразолидона в соотношении 7:1:1:1 в дозе 0,03 г/кг массы тела на 6%-ном растворе поливинилпирролидона 20 мл один раз в 2 дня (всего две инъекции); подкожно 20%-ный масляный раствор камфоры 4—5 мл один раз в день; курс лечения 5—6 дней.
У больных телят отмечали угнетение общего состояния, повышение температуры тела на 0,5—1 °С, учащение дыхания и пульса, частый кашель, вначале сухой, затем влажный, носовые истечения с примесью катарального, катарально-гнойного и гнойно-некротического экссудата. При аускультации легких регистрировали сухие хрипы, переходящие во влажные, а при перкуссии — очаги притупления в диафрагмальных долях легких.
В морфологическом составе крови наблюдали нейтрофильный лейкоцитоз, уменьшение числа эритроцитов и количества гемоглобина.
При вскрытии трупов выявляли серозно-катаральные, катарально-гнойные и гнойно-некротические поражения легочной ткани преимущественно в верхушечных и диафрагмальных долях, иногда отмечали поражения плевры и перикарда, особенно при хроническом течении болезни.
В процессе лечения и клинического выздоровления у телят снижались температура тела до 38,9—39,2 °С, частота дыхания до 26—29 движений и пульса до 60—64 ударов в минуту.
При комплексном лечении телят, больных острой катаральной бронхопневмонией, в контрольной (первой) группе выздоровело 85 % животных; во второй — 94,7; в третьей — 92 и в четвертой — 94,8 %, а при лечении молодняка, больного хронической катарально-гнойной бронхопневмонией,— соответственно 66,6; 77,7; 77,7 и 77,7 % (табл.).
Все телята, больные хронической гнойно-некротической бронхопневмонией, погибли, лечение их оказалось неэффективным.
Применение комплекса препаратов, использованных для лечения больных бронхопневмонией (острое течение) телят второй, третьей и четвертой групп, позволило вылечить 92—94,8 % животных, а с хроническим течением — 66,6—77,7 %, выздоровление наступило на 4,2—4,4 дня раньше, чем в контроле. Продолжительность лечения больных бронхопневмонией животных с хроническим течением составляла 9,6— 13,4 дня.
Заключение. Внедрение предложений системы лечебно-профилактических мер при респираторных болезнях телят позволяет в хозяйстве оздоровить 92,0—94,8 % животных.
В. И. ФЕДЮК, А. С. ЛЫСУХО Донской государственный аграрный университет