Лечебное действие лекарственных препаратов наряду с другими факторами зависит и от способа их введения. При бронхопневмонии предложены следующие способы введения антибиотиков: интратрахеальное [3, 8], трахеобронхиальное и интрапульмональное [1, 5, 10], аэрозольное [4], внутрикостное [9] и в гайморову полость [7]. Из них наиболее широко применяют интратрахеальное, однако оно также оказалось недостаточно эффективным.
Известно, что плевра, выстилающая грудную полость и легкие, имеет обширную поверхность и обладает большой резорбционной способностью [6, 11]. С другой стороны, висцеральный и париетальный листки плевры являются мощной рефлексогенной зоной, оказывающей влияние на функцию различных органов и систем [2]. Висцеральная плевра тесно взаимосвязана с легкими и имеет с ними общую иннервацию, кровеносную и лимфатическую системы. При раздражении симпатической нервной системы усиливается всасывание радиоактивного фосфора из полости плевры и увеличивается его содержание в легких [11].
Исходя из изложенного нами была предложена и разработана техника проведения интраплевральной новокаин-антибиотиковой блокады, заключающейся в воздействии на рецепторы плевры слабым раствором новокаина при одновременном введении в грудную полость лекарственных препаратов.
Блокаду осуществляют на животных в стоячем и лежачем положении. У крупного и мелкого рогатого скота и собак точка вкола иглы находится на месте пересечения девятого межреберья (как с правой, так и с левой стороны) с желобом, образованным длиннейшей мышцей спины и подвздошнореберной мышцей (рис.), который хорошо прощупывается рукой. Операционное поле выстригают, обрабатывают 5 %-ным раствором йода или другим антисептиком. Иглу для инъекций резким движением вводят до исчезновения сопротивления тканей (у телят на глубину примерно 1—2 см). Чтобы не повредить межреберный нервно-сосудистый пучок, иглу вкалывают ближе к переднему краю десятого ребра в направлении сверху
Вниз, то есть параллельно сагиттальной плоскости. При проколе плевры должен быть слышен шум всасывающегося воздуха. После этого к игле подсоединяют шприц с раствором и вводят его легким и плавным надавливанием на поршень. При сомнении в правильности проведения блокады в канюлю иглы наносят несколько капель раствора, который при поступлении в плевральную полость всасывается быстро. Если конец иглы находится в толще грудной стенки, то раствор остается в просвете канюли, а если в легочной ткани, то он всасывается медленно. После окончания введения раствора иглу вынимают, не отделяя ее от шприца. В плевральную полость растворы можно вводить также с помощью системы для внутривенного введения или шприца Жанэ. В этих случаях объем препарата, необходимый для всех больных, готовят заранее в условиях аптеки.
При проведении блокады суточную дозу антибиотика растворяют в свежеприготовленном теплом 0,5 %-ном растворе новокаина на физиологическом растворе, объем которого определяют из расчета 0,3—0,5 мл на 1 кг массы тела с каждой стороны. В первый день осуществляют двустороннюю блокаду, а в последующем попеременно с правой и левой сторон до выздоровления животного. Для блокады можно использовать 0,5 %-ный раствор новокаина в ампулах, подогретый до температуры тела.
Предварительно мы выполняли блокаду на здоровых телятах. Установили, что изменения температуры тела, частоты дыхания у них были аналогичны таковым у контрольных телят. После кратковременного учащения наблюдали уреже-ние сердечного ритма (Р<0,01), в основном за счет увеличения продолжительности интервала у—р (р<0,02), что привело к уменьшению систолического показателя (Р<0,01). У животных с вагусным влиянием на сердечную деятельность после блокады частота сердечных сокращений нормализовалась, наоборот, за счет уменьшения продолжительности диастолы, вследствие чего систолический показатель также достиг физиологической величины. Вольтаж зубцов электрокардиограммы повышался. Особенно заметным было увеличение высоты зубца Т, который, по данным многих исследователей, отражает уровень обменных процессов в сердечной мышце.
После блокады у телят повышалось содержание гемоглобина (Р<0,001) на фоне незначительного увеличения количества эритроцитов. Блокада сопровождалась физиологическим лейкоцитозом, который имел определенную фазность. В течение первых двух суток увеличение числа лейкоцитов (Р<0,001) происходило за счет нейтрофилов (Р<0,05), а в последующем — лимфоцитов (Р<0,01). Одновременно активизировалась фагоцитарная способность лейкоцитов: достоверно повышались фагоцитарная активность (Р<0,01), фагоцитарное число (Р<0,01) и фагоцитарный индекс (Р<0,01). Увеличение количества лейкоцитов, сопровождающееся их активизацией, привело к резкому повышению абсолютного фагоцитоза (Р<0,001). Наблюдали также увеличение относительного содержания Т - (Р<0,02) и В-лимфоцитов (Р<0,05). Наиболее заметные изменения происходили через 5 сут. Колебания абсолютного количества этих клеток в целом были аналогичными. В дальнейшем содержание иммуно-компетентных клеток уменьшалось, однако до конца опыта оставалось выше исходного.
Интраплевральная новокаиновая блокада вызывала заметные сдвиги в системе свертывания крови: повышение свертывающей способности крови (Р<0,05) за счет ферментативных фаз и более интенсивного формирования фибрина (Р<0,05). Интенсивность свертывания крови в первые минуты процесса была также повышена (Р<0,05).
После повторных блокад положительный эффект был более стабильным и длительным.
Таким образом, интраплевральная новокаиновая блокада, повышая тонус вегетативной нервной системы, оказывает благоприятное действие на организм животных; нормализует сердечный ритм, улучшает трофику сердечной мышцы, внешнее и тканевое дыхание, стимулирует естественную резистентность и иммунобиологическую реактивность.
При испытании терапевтической эффективности интраплевральной новокаин-антибиотиковой блокады при лечении телят, больных острой катаральной бронхопневмонией, опыты проводили на 56 животных холмогорской породы 1—3-месячного возраста средней и нижесредней упитанности, разделенных на две группы. Больные были угнетены, больше лежали, аппетит у них был понижен. Температура тела составляла в среднем 40,07+0,05 °С, частота дыхания— 54,26+1,06 дыхательного движения в 1 мин. Дыхание было затрудненным, поверхностным, брюшного типа. Отмечали носовые
Истечения, кашель, хрипы различного характера. При перкуссии обнаруживали очаги притупления. У 61,1 % телят наблюдали слезотечение, у 38,9 % — расстройство пищеварения с усилением перистальтики кишечника и диареей.
Острая бронхопневмония у телят сопровождалась уменьшением в крови содержания гемоглобина и количества эритроцитов. У всех больных наблюдали лейкоцитоз различной степени за счет зернистых форм, нейтрофилию со сдвигом ядра влево до юных.
Количество сердечных сокращений у больных телят также значительно колебалось и в среднем составляло 111,68±3,46 удара в 1 мин. На электрокардиограммах это отражалось укорочением интервала К—К. Уменьшение продолжительности сердечного цикла в основном происходило за счет интервала Т—Р, вследствие чего систолический показатель увеличивался до 53,37±1,04 %. У некоторых животных отмечали выпадение комплекса О—Т при сохранении зубца Р, что является признаком неполной атриовентри-кулярной блокады III степени. Вольтаж зубцов был уменьшен. Наиболее заметные изменения формы и направленности зубцов наблюдали в начальном желудочковом комплексе, особенно во втором отведении. Часто отмечали его уширение, расщепление и инверсию. Он становился «^» или «М»-образным. Зубец То уменьшался, становился двухфазным или отрицательным. Интервал 5—Т часто смещался от изоэлектрической линии во И и III отведениях.
Животным первой группы (п=18) вводили интратра-хеально окситетрациклина гидрохлорид по общепринятой методике. Выбор данного антибиотика был обусловлен более высокой чувствительностью к нему микрофлоры, выделенной из дыхательных путей больных, а также тем, что он активен в отношении хламидий и крупных вирусов. Телятам второй группы (п=40) проводили интраплевральную новокаин-антибиотиковую блокаду с использованием окситетрациклина гидрохлорида.
В первой группе только на 5—8-е сут у отдельных телят незначительно улучшались общее состояние и аппетит и лишь на 7—13-е сут после начала лечения у большинства животных исчезали слезотечение, диарея, уменьшались носовые истечения, кашель, хрипы. 11 телят выздоровели на 7—-20-е сут, средняя продолжительность лечения составила 12,7 сут. В этой группе 3 теленка пали на 2—5-е сут после начала лечения, у 4 болезнь перешла в хроническую форму. При патологоанатомическом вскрытии трупов была установлена двусторон-ная гнойно-катаральная бронхопневмония, осложненная плевритом, а в одном случае — перикардитом.
Гематологические показатели изменялись преимущественно недостоверно. Изменения в лей-коформуле в процессе лечения были также незначительными. Только на 10-е сут исчезли юные нейтрофилы. Соотношение палочкоядерных и сегментоядерных лейкоцитов до конца опыта оставалось повышенным. Начиная с 7 сут отмечали постепенную нормализацию количественных показателей сердечной деятельности. На электрокардиограммах увеличилась продолжительность интервала К—К в основном за счет диастолы. Отмечали некоторое увеличение высоты зубца Т. Направленность и форма зубцов практически оставались без изменений.
У телят второй группы через 15—30 мин после интраплевральной новокаин-антибиотиковой блокады наблюдали некоторое увеличение истечений из носа, что, видимо, связано с активизацией бронхиальных желез и мерцательного эпителия. После блокады несколько урежалась частота сердечных сокращений, дыхание становилось более свободным и глубоким. Через сутки отмечали достоверное понижение температуры тела (Р<СОГ001), урежение частоты пульса (Р<0,001) и дыхания (Р<0,001). Через 3 сут у большинства животных значительно улучшилось общее состояние, восстановился аппетит, повысилась двигательная активность. У нихуменьшались носовые истечения, прекращалосьслезотечение и диарея, ослабевали кашель и хрипы. Через 5 сут после начала лечения выздоровели 8 телят, через 7 сут — 15, через 9 сут — 12, через 11 сут — 3 теленка, у них была очагово-сливная бронхопневмония. В среднем срок выздоровления больных телят в этой группе составил 7,3 сут.
По мере выздоровления животных в крови повышались содержание гемоглобина, количество эритроцитов, насыщенность эритроцитов гемоглобином. Лейкоцитоз вначале несколько усиливался, а в последующем ослабевал (Р<:, <СО,001). На 7-е сут нормализовалось содержание нейтрофилов, одновременно изменялось и соотношение различных форм. В крови исчезали юные гранулоциты, соотношение палочко-ядерных и сегментоядерных нейтрофилов увеличивалось от 1,6 до 3,6. Выздоровление животных сопровождалось нормализацией содержания эозинофилов (Р<СО,01).
Уже через 1 сут наблюдали достоверное увеличение продолжительности интервала Т—Е (Р<0,05), что привело к уменьшению систолического показателя (Р<0,05). В последующем изменения количества сердечных сокращений, систолического показателя, интервалов К—К, Т— Р стали высокодостоверными (Р<0,01). Наблюдалось увеличение вольтажа зубцов электрокардиограммы, в том числе зубца Т, качественные изменения происходили в более поздние сроки. Уменьшалась инверсия комплекса ОК$-и зубца Т2, исчезали расщепленность, зазубренность зубцов.
В первой группе экономический ущерб, причиненный бронхопневмонией, составил 685,56 руб., в том числе на одно животное — 38,09 руб., затраты на лечение равнялись 122,22 руб. и в расчете на одно животное — 6,79 руб.
Сокращение продолжительности лечения во второй группе привело к резкому снижению затрат. Эффект, полученный за счет применения блокады, в сравнении с базовым лечением составил 1241,61 руб., а экономическая эффективность на 1 руб. затрат — 10,93 руб.
Интраплевральная новокаин-антибиотиковая блокада прошла широкую производственную апробацию. Под нашим руководством в условиях производства проведено испытание лечебной и экономической эффективности блокады на 1437 телятах.
Р. 3. КУРБАНОВ