Архивная статья 1980-1990 гг.
Внутрилегочное введение препаратов в пораженный участок органа при хронической бронхопневмонии сопровождается разрушением демаркационного вала, при этом создается опасность разноса патогенной микрофлоры лимфогенным или гематогенным путем (М. П. Горькое, 1975). Известно также, что из воспаленных участков органов лекарства резервируются медленнее, чем из здоровых.
Цель данной работы — определение эффективности внутрилегочного введения антибиотиков при остром течении бронхопневмонии, Опыт провели на 3 группах телят-аналогов черно-пестрой породы (по 10 животных в каждой), В первой группе (контроль) были клинически здоровые телята, во второй и третьей - животные с признаками острой бронхопневмонии, Диагноз ставили на основании эпизоотологических данных, клинических признаков, патологоанатомических изменений и результатов лабораторных исследований крови и патматериала,
У больных телят уменьшались подвижность, масса тела, наблюдали истечение из носовых отверстий, вначале сухой, болезненный, затем влажный кашель, повышение температуры тела, При аускультации грудной клетки прослушивалось жесткое везикулярное дыхание, при перкуссии выявляли очаги притупления в верхушечной, сердечной и диафрагменной долях легких. Отмечали признаки сердечно-сосудистой недостаточности, расстройство функции пищеварительной и других систем. В крови уменьшалось содержание гемоглобина, эритроцитов и увеличивалось число лейкоцитов.
При определении чувствительности к антибиотикам микрофлоры легких павших телят установили, что она наиболее чувствительна к тетраолеану.
Во второй группе тетраолеан вводили телятам ежедневно до выздоровления в дозе 0,01—0,02 г/кг массы тела в верхние трети левой и правой диафрагменных долей легких в области переднего края 7—8-го ребра на 10—12 см выше линии плече-лопаточного сочленения на глубину 2,5—3 см. Попадая в здоровую легочную ткань на глубину 8—10 мм, препарат хорошо всасывался. Животным третьей группы антибиотик вводили в трахею. Перед введением его растворяли в 4 мл 0,5 %-ного раствора новокаина. Один раз в сутки всем больным инъецировали внутримышечно по 5 мл тривита.
Телята второй группы выздоровели на 5—6-е, а молодняк третьей группы на 8—9-е сутки. При внутрилегочном введении антибиотиков у них быстрее улучшалось общее состояние, появлялся аппетит, восстанавливалась температура тела, исчезали хрипы в легких и зоны притупления, нормализовалась функциональная деятельность нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной и дыхательной систем. Во второй группе на лечение одного теленка расходовали в среднем 4,2 г тетраолеана, 22 мл 0,5 %-ного раствора новокаина и 27,5 мл тривита, а в третьей соответственно 6,5 г, 85 и 42,5 мл, то есть в 1,6, 3,9 и 1,6 раза меньше.
Затраты труда на фиксацию животных и введение лекарственных веществ в третьей группе были в 1,6 раза больше, чем во второй.
Эффективность мероприятий при внутрилегочном применении антибиотиков телятам, больным острой бронхопневмонией, составила 27,5 руб. на 1 руб. затрат.
И. М. САХАЦКИЙ