В этот исторический период советский народ успешно закончил план второй пятилетки (1933—1937) и приступил к выполнению третьего пятилетнего планне развития народного хозяйства СССР (1938— 1941).
В стране качественно изменилось сельское хозяйство: если в 1927 г. было 14,8 тыс. колхозов и 1,4 тыс. совхозов, то в 1940 г. — соответственно 236,9 и 4,2 тыс. Увеличилась численность поголовья племенных сельскохозяйственных животных, возросло производство продуктов и сырья животного происхождения в колхозах и совхозах страны.
2 ноября 1933 г. Совет Народных Комиссаров СССР издал постановление «Об организации ветеринарного дела». В нем были определены основные задачи и функции Наркомзема СССР, и в частности его Главного ветеринарного управления, в области планирования, регулирования и контроля ветеринарных мероприятий. Совет Народных Комиссаров СССР ітакже предложил всем союзным республикам в 2-месячный срок восстановить и укрепить в системе земельных органов государственную ветеринарную участковую сеть в количестве 4536 врачебных участков и 5439 фельдшерских пунктов.
Вопросы улучшения организации ветеринарного дела обсуждались на июньском (1934 г.) Пленуме ЦК ВКП(б), давшем неудовлетворительную оценку общему состоянию ветеринарии в стране. Пленум отметил ряд недостатков и принял специальное решение по улучшению ветеринарных служб Наркомзема СССР, Наркомсовхозов СССР и местных земельных органов.
27 октября 1936 г. постановлением ЦИК Совнаркома СССР был утвержден первый Ветеринарный устав Союза ССР. Основные задачи государственной ветеринарии, отраженные в новом законе, заключались в организации и проведении в народном хозяйстве Союза ССР ветеринарных мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья животных, в том числе птиц; выпуске доброкачественного в ветеринарно-са-нитарном отношении сырья животного происхождения и охране населения от заразных болезней, общих людям и животным.
В Ветеринарный устав СССР, кроме задач государственной ветеринарии, входили четыре специальных раздела: меры предупреждения и ликвидации заразных болезней животных и птиц; ветеринарно-санитарные мероприятия в местах заготовки и убоя животных, в том числе птиц, а также выхода сырья животного происхождения; ветеринарно-санитарные мероприятия при перевозках, ввозе и вывозе скота и сырья животного происхождения; организация ветеринарного дела в СССР.
Утверждение Ветеринарного устава СССР имело важное значение для планирования и проведения всех ветеринарных мероприятий в общесоюзном масштабе. Устав являлся официальным юридическим документом для каждого ветеринарного работника. Он отражал изменения, происшедшие в сельском хозяйстве в связи с коллективизацией, т. е. организацией колхозов и совхозов. Эти экономические изменения позволили государственной ветеринарии перейти к плановым профилактическим, противоэпизоотиче-ским и санитарным мероприятиям в общегосударственном масштабе. А это значительно облегчило работу ветеринарных специалистов. Вместо единоличных мелких крестьянских животноводческих хозяйств они в основном стали обслуживать и контролировать многомиллионное поголовье сельскохозяйственных животных в колхозах, совхозах и кооперативных хозяйствах.
В 1933 г. — начале 1941 г. начальниками Ветеринарного управления (с 1934 г. Главного ветеринарного управления) Наркомзема СССР были: А. Н. Налетов (1891—1962), И. В. Гинзбург (1885—1940),
A. М. Лактионов (рожд. 1905 г.). Заместителями на-
чальника в этот же период работали Ф. Е. Гандель-
сман (1889—1960), Г. Г. Рябов (1902—1986),B. С. Киселев (1900—1980) и др. Эти руководители внесли весомый вклад в организацию и развитие ве-
теринарной службы страны.
В целях сосредоточения управления и координации ветеринарной науки и дальнейшего раззктвя связи ее с практической ветеринарией в июне 1935 г. при отделении животноводства ВАСХНИЛ была организована ветеринарная секция. Первым председате-
лем ее был академик ВАСХНИЛ М. П. Тушнов
(1879—1935), его заместителем — академик
К. И. Скрябин (1878—1972), который возглавлял эту секцию с конца 1935 по 1967 г. Ученые ветеринарной секции провели большую многогранную работу в области ветеринарной науки и внедрения ее достижений в практику.
В своей повседневной работе ветеринарная секция ВАСХНИЛ опиралась на коллективы ученых ВИЭВ, ВИГИС, ГНКИ, республиканские и краевые НИВИ, а также ученых-педагогов ветеринарных учебных заведений.
В 1934 г. в стране были введены ученые степени доктора и кандидата ветеринарных наук.
Ветеринарное образование и кадры. В 1935 г. в СССР было 23 ветеринарных института и факультета и 72 ветеринарных техникума и отделения при сельскохозяйственных техникумах, а в 1940 г. соответственно 28 и 86. С 1930 г. эти ветеринарные учебные заведения в основном находились в ведении Наркомзема СССР и Наркомсовхозов СССР.
23 июня 1936 г. Совнарком СССР и ЦК ВКЩб) опубликовали постановление «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой», 29 августа 1938 г. Совнарком СССР издал постановление «О высшем заочном обучении»,[1] а 5 сентября того же года утвердил «Устав высших учебных заведений».
В этот период увеличилась общая численность ветеринарных специалистов, подготовленных ветеринарными институтами и техникумами. Если в 1935 г. работало 7175 ветеринарных врачей, то в 1940 г. их было уже около 11 тыс. Ветеринарных фельдшеров к этому времени насчитывалось 13 тыс. и свыше 100 тыс. было колхозных ветфельдшеров.
Начиная с 1934 г. в некоторых ветеринарных институтах страны стали работать курсы повышения квалификации ветеринарных врачей и фельдшеров. В Ленинграде был открыт специальный институт усовершенствования ветеринарных врачей. В этом же году в ветеринарных институтах для выпускаемых ветеринарных врачей были введены государственные экзамены по пяти профилирующим дисциплинам: патологии и терапии внутренних незаразных болезней, хирургии, акушерству, паразитологии и эпизоотологии.
В 1939—1940 гг. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР в Москве в павильоне «Ветеринария» были показаны достижения советской научной и практической ветеринарии, и в частности достижения ученых ВИЭВ, ВИГИС, ГНКИ и др. На этой выставке также демонстрировались лучшие ветеринарные институты: Московский, Казанский, Ереванский, Харьковский, Ленинградский институт усовершенствования ветеринарных врачей, а также ветеринарные техникумы. Целый ряд ученых-педагогов за достижения в области науки и подготовки ветеринарных и зоотехнических кадров были награждены дипломами, большими и малыми золотыми и серебряными медалями выставки.
Ветеринарно-лечебное дело. В 1940 г. в стране имелось 4272 ветеринарных (зооветеринарных) участка, 12 647 ветеринарных (зооветеринарных) пунктов, 291 городская ветлечебница и 739 ветеринарно-бакте-риологические лаборатории. Сеть ветеринарной службы возросла в 7 раз по сравнению с дореволюционным периодом.
В целях регулярного ветеринарного снабжения еще в 1930 г. при Ветеринарном управлении Наркомзема СССР был учрежден государственный трест «Ветснабпром». В его задачу входило не только производство на биофабриках и биокомбинатах различных биологических ветеринарных биопрепаратов, но и заготовка их и других ветеринарных товаров (медикаментов, инструментов и пр.). К началу 1934 г. «Ветснабпром» имел в стране 36 основных ветеринарных складов и 43 розничных магазина и аптеки. В 1939 г. «Ветснабпром» был преобразован в государственный трест «Союззооветснаб», который осуществлял не только снабжение ветеринарной сети ветеринарными, но и зоотехническими товарами.
Борьба с эпизоотиями. В результате плановых массовых профилактических, противоэпизоотиче-ских и ветеринарно-санитарных мероприятий в СССР резко сократилась общая заболеваемость сельскохозяйственных животных и особенно инфекционными болезнями, в том числе зооантропонозами. По данным И. В. Гинзбурга (1935), если в 1929 г. сибирской язвой в стране заболело 37 тыс. животных, то в 1934 г. — 0,9 тыс.; бешенством — соответственно 19 и 0,2 тыс.; повальным воспалением легких крупного рогатого скота — 22,7 и 0,2 тыс.; сапом лошадей — 12,6 и 0,7 тыс.
В феврале 1936 г. Главное ветеринарное управление Наркомзема СССР провело специальное Всесоюзное совещание ветеринарных работников ветуправ-лений республик, ветотделов краев и областей, научных и педагогических работников. На совещании обсуждался основной вопрос: научно обоснованная разработка более совершенных методов борьбы с инфекционными болезнями животных. На Всесоюзном совещании были намечены практические меры борьбы с эпизоотиями в стране.
Начиная с 30-х годов в нашей стране широкое распространение получил метод биологической профилактики инфекционных болезней '(колибактериоза, паратифа и др.) молодняка сельскохозяйственных животных. В качестве биологических средств стали применять специфические диагностикумы, иммуноле-чебные сыворотки, вакцины, а позднее бактериофаги.
В 1932 г. академик С. Н. Вышелесский с сотр. впервые изготовил и с успехом применил на юге Казахстана формолвакцину против паратифа телят. В этом же году профессор Н. А. Михин с сотр. получил иммунолечебные сыворотки против колибактериоза и паратифа телят, а позднее бивалентную сыворотку против этих инфекций. Н. А. Михин в 1934 г. по собственной методике изготовил формолвакцину против паратифа телят. В эти же годы под руководством С. Н. Вышелесского и Н. А. Михина были сделаны профилактические прививки формолвакциной против паратифа соответственно 1664 и 1500 телятам.
Н. А. Михин (1940), исходя из опыта, сделал заключение, что некоторые новорожденные телята заражаются колибактериозом и паратифом еще в утробе матери, а чаще — в первые дни жизни. На этом основании он разработал комбинированный метод прививок телят. Всех новорожденных телят через
3—4 ч прививают вначале бивалентной сывороткой против колибактериоза и паратифа, затем, через 10— 14 дней жизни, обрабатывают формолвакциной. По этому способу в 1932—1934 гг. в колхозах и совхозах было привито 18 тыс. телят. По данным ВИЭВ, в течение 1932—1937 гг. формолвакцина против паратифа введена свыше 300 тыс. телят. Во всех случаях получены положительные результаты.
Таким образом, биологическая специфическая профилактика против паратифа и колибактериоза телят, разработанная независимо друг от друга академиком С. Н. Вышелесским с сотр. и профессором Н. А. Михиным с сотр., послужила научной базой для изыскания и изготовления новых биопрепаратов против этих и других инфекционных болезней поросят, ягнят, телят и пушных зверей.
С. В. Мордовии (ВИЭВ) в 1934 г. получил имму-нолечебную сыворотку против паратифа поросят, С. Н. Муромцев в 1934 г. — полужидкую формолвакцину против рожи свиней, а М. Д. Полыковский (ВИЭВ) в 1937—1938 гг. — формалвакцину и сыворотку против дизентерии ягнят. Все эти биопрепараты нашли широкое применение в ветеринарной практике.
По сравнению с дореволюционным периодом в СССР значительно увеличилось количество различных ветеринарных биопрепаратов. Если в 1916 г. их производилось лишь 13, то в 1940 г. — уже 39. Улучшились диагностические, лечебные и иммунные свойства их.
Окончательная ликвидация на территории СССР в августе 1940 г. повального воспаления легких (пе-рипневмонии) крупного рогатого скота, а в октябре этого же года сапа лошадей — крупные достижения советской ветеринарии, в частности эпизоотологии.
В 1935 г. в ВИЭВ была организована лаборатория по изучению бруцеллеза сельскохозяйственных животных. Такие же лаборатории были созданы и при других научно-исследовательских институтах страны. Основным консультантом по этой инфекции в ветеринарии был академик С. Н. Вышелесский, в медицине— академик П. Ф. Здродовский. С. Н. Вышелесский—автор аллергена абортина (1934), П. Ф. Здродовский — автор бруцеллизата (1934).
На основании всестороннего изучения туберкулеза сельскохозяйственных животных ученые ВИЭВ (С. Н. Вышелесский, П. П. Вишневский, В. С. Киселев, М. К - Юсковец и др.) разработали научно обоснованную эффективную схему оздоровления животноводческих хозяйств от туберкулеза. Заключалась она в выбраковке положительно реагирующих на внутрикожную туберкулинизацию животных. Такие диагностические исследования проводились часто, что позволяло выявить всех зараженных животных.
В 1933—1940 гг. учеными и практиками ветеринарии были достигнуты крупные успехи в области диагностики, лечения, специфической профилактики ряда других инфекционных и паразитарных болезней животных, в том числе зооантропонозов. Эти достижения были отражены в павильоне «Ветеринария» ВСХВ СССР в 1939—1940 гг. Достижения отечественных ученых в области общей эпизоотологии, инфекционных и паразитарных болезней были также освещены в таких фундаментальных научно-практических и учебных руководствах, как «Частная эпизоотология» (под редакцией академика С. Н. Вышелесского, 1940), «Краткий курс паразитологии домашних животных» (К. И. Скрябин и др., 1941), и др.
Ветеринарно-санитарное дело. В 30-х годах интенсивное развитие в СССР получила мясная индустрия. На 1 января 1941 г. эта отрасль пищевой промышленности имела 423 мясокомбината, 295 убойных пунктов, 165 птицекомбинатов, 6 крупных консервных заводов и ряд других предприятий. Еще в мае 1937 г. на 59 крупных мясокомбинатах страны были организованы специальные отделы производственно-ветеринарного контроля (ОПВК), объединяющие ветеринар-но-санитарную инспекцию, химико-бактериологические лаборатории и технический бракераж. Введение ОПВК на мясокомбинатах способствовало улучшению ветеринарно-санитарного состояния производства, обеспечению должного контроля технологических процессов, соблюдению установленных режимов и выпуску качественной в биохимическом и санитарном отношениях продукции. Позднее ОПВК были созданы на всех мясо - и птицекомбинатах страны.
В 1940 г. в мясной промышленности насчитывалось 153 химикобактериологических лаборатории, в которых работало более 100 бактериологов и 300 химиков, и 1161 мясоконтрольная станция.
В 1934 и 1940 гг. вышли 3-е и 4-е издания «Правил ветеринарно-санитарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов». В 1941 г. было опубликовано 4-е издание учебного руководства «Ветеринарно-санитарная экспертиза» профессора В. Ю. Вольферца.
25 ноября 1935 г. постановлением Совета Народных Комиссаров (№ 2536) ветеринарно-санитарные организации из Народного комиссариата путей сообщения были переданы в ведение Наркомзема СССР.
В 1936 г. в стране работало 36 лабораторий Деколи, где проводились исследования кожевенного сырья на сибирскую язву.
Международные ветеринарные конгрессы. В течение 1930—1938 гг. делегации ученых и организаторов отечественной ветеринарии участвовали в трех международных ветеринарных конгрессах, проходивших в Лондоне (XI), Нью-Йорке (XII), Цюрихе (XIII), а также на сессиях Международного эпизоотического бюро. На этих авторитетных форумах советские представители выступали с докладами и предложениями по наиболее актуальным проблемам ветеринарии.
Военная ветеринария. В августе 1929 г. военно-ветеринарное отделение из Казанского ветеринарного института перевели в Московский зооветеринарный институт. В 1930 г. оно было преобразовано в военно-ветеринарный факультет. В 1935 г. на базе этого факультета организуется Военно-ветеринарный институт, а в ноябре 1938 г. — Военно-ветеринарная академия. В Москве в этих учебных заведениях, кроме военных, преподавали выдающиеся ученые-педагоги: академики С. Н. Вышелесский (эпизоотология), К. И. Скрябин (гельминтология), профессора Н. А. Ми-хин (микробиология), Н. А. Сошественский (фармакология, дезинфекция), И. Е. Мозгов (фармакология) и др.
Развитие военной ветеринарной службы, ее структура и достижения подробно освещены в работе Н. М. Никольского «Военно-ветеринарная служба периода гражданской войны и мирного строительства (1917—1941 гг.)», опубликованной в сборнике «Сорокалетие военно-ветеринарной службы Вооруженных Сил СССР 1918—1958 гг.» (М., 1958).