Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы по "Техническая микробиология»
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Техническая микробиология» является теоретической основой цикла специальных дисциплин пищевой и перерабатывающей промышленности. Она предусматривает изучение общих закономерностей существования, развития и обитания микроорганизмов, роли различных микробов и сущности микробиологических процессов, протекающих в сырье в период его переработки и хранения.
Основная цель преподавания дисциплины – овладение теоретическими основами общей и специальной микробиологии, формирование научного мировоззрения о многообразии мира микроорганизмов, их роли в природе и хозяйственной деятельности человека. Освоение технических основ микробиологии ориентирует специалиста на необходимость тщательного соблюдения санитарных норм на производстве, предупреждения потерь и изготовления доброкачественной продукции. Знания по технической микробиологии должны облегчить усвоение специальных дисциплин, таких как технология пива и безалкогольных напитков, микробиология виноделия, общее виноделие, технология молока и молочных продуктов, основы физиологии и гигиены питания.
При изучении курса «Техническая микробиология» особое внимание уделяется проработке шести основных тем, по которым составлены рекомендации, дан ряд опорных терминов, сформулированы вопросы для самоконтроля и приводится список необходимой литературы с указанием страниц. По отдельным разделам приводятся примерные ответы по определенному плану. Во второй части методических указаний даны вопросы для контрольных работ, шифровальная таблица и «Памятка» - перечень правил по выполнению и оформлению контрольной работы, а также полный список рекомендуемой литературы.
Учебным планом для студентов третьего курса технологического факультета предусмотрено проведение аудиторных занятий по микробиологии в объеме: лекции - 8 час, лабораторные занятия -10 час.
Тема 1: СИСТЕМАТИКА, МОРФОЛОГИЯ И УЛЬТРАСТРУКТУРА МИКРООРГАНИЗМОВ
Объектом исследования микробиологии являются микроорганизмы, которые относятся к различным систематическим группам (царства Bacteria, Animalia, Fungi, Plantae, Vira). Их объединяет ряд общих свойств: микроскопические размеры отдельной особи, высокая скорость размножения, одинаковая техника изучения, общие методы культивирования. Большинство микроорганизмов - одноклеточные, но выделяют два основных типа строения клетки: Прокариотический и Эукариотический. При изучении этой темы необходимо четко усвоить отличия в строении клеток этих двух типов. Кроме того, нужно дать краткую, но исчерпывающую характеристику представителей основных систематических групп: эубактерий, актиномицетов, цианобактерий, дрожжевых и плесневых грибов, простейших животных, зеленых и диатомовых водорослей, вирусов и бактериофагов. Характеризуя каждую группу желательно придерживаться общего плана:
1). Систематическое положение.
2). Среда обитания.
3). Морфологические признаки.
4). Особенности клеточного строения.
5). Особенности метаболизма (обмена веществ) и проявления жизнедеятельности.
6). Размножение.
7). Роль в природе.
8). 3начение для здоровья и в хозяйственной деятельности человека.
Например, характеристика Микоплазм Будет выглядеть следующим образом:
1). Систематическое положение:
Царство Bacteria
Отдел Tenericutes
Класс Mollicutes
Порядок Mycoplasmatales
Представители: Acholeplasma Laidlaivi (Возбудитель столбура томатов); Mycoplasma Pneumoniae (возбудитель пневмонии теплокровных животных).
2).Среда обитания. Развиваются в межклеточном веществе животных и растений, в навозе, компосте.
3).Морфологические признаки. Клетки мелкие (диаметр – 0,1-0,15 мкм), разнообразной формы. Для микоплазм характерен Полиморфизм – В одной колонии встречаются кокки, палочки и нити длиной до 10 мкм. Чаще неподвижны, редко способны к скользящему движению.. Стадии покоя не известны.
4).Особенности клеточного строения. К отделу принадлежат бактерии лишенные клеточной стенки. Цитоплазма ограничена мембраной. Цитологически типичные прокариоты: в клетке имеется единственная кольцевая хромосома - нуклеоид, мезосомы, рибосомы 70S-типа.
5).Особенности метаболизма (обмена веществ) и проявления жизнедеятельности. По способу питания сапротрофы и паразиты. Спор не образуют. На бесклеточных средах образуют мелкие колонии диаметром не более1 мм.
6).Размножение. Размножаются чаще бинарным делением ( на две равноценные дочерние клетки), фрагментацией нитей и аналогом почкования.
7).Роль в природе. Патогенные формы служат регуляторами численности растений и животных.
8).3начение для здоровья и хозяйственной деятельности человека. Являются возбудителями болезней растений, животных и человека – Микоплазмозов. У растений вызывают столбур томатов, хлороз кабачков, бледно-зеленую карликовость пшеницы. Микоплазмозы растений сложно диагностируются, т. к. они имеют аналоги среди вирусных болезней и риккетсиозов. После обработки антибиотиками тетрациклинового ряда микоплазмозы, в отличие от вирусных болезней, исчезают.
ВОПРОСЫ для САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие черты свойственны всем микроорганизмам независимо от систематической принадлежности?
2. Представители каких таксонов являются облигатными внутриклеточными паразитами?
3. Какие признаки положены в основу классификации бактерий?
4. Какие бактерии обладают свойствами, характерными для грибов?
5. Дайте сравнительную характеристику прокариотической и эукариотической клетки.
6. Обьясните разницу понятий нуклеус и нуклеоид.
7. Какие микроорганизмы наносят вред здоровью человека? Приведите примеры.
8. Каковы принципы классификации грибов?
9. Чем отличаются споры растений и грибов?
10. Какие бактерии обладают свойствами, характерными для Protozoa? Водорослей? Грибов?
11. Какие микроорганизмы участвуют в почвообразовании?
12. Какие микроорганизмы используют в пищевой про-мышленности?
13. Какие свойства микроорганизмов определяют успешное развитие микробиологической промышленности?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА к ТЕМЕ 1:
1. Бурьян Н. И. Микробиология виноделия. Ялта, Магарач,1997.-с.12-33.
2. Гриневич А. Г., Босенко А. М. Техническая микробиология. Минск, Высшая школа, 1986. – с.8-42.
3. Ежов Г. И. Руководство к практическим занятиям по сельскохозяйственной микробиологии. - М.: Высшая школа, 1974. - с. 36-94.
4. Систематика и морфология микроорганизмов. Часть 1 – эукариоты. Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии Симферополь, 2005. – 28с.
5. Систематика и морфология микроорганизмов. Часть 2 – прокариоты. Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии. - Симферополь, 2006. – 28с.
6. Мишустин Е. Н., Емцев В. Т. Микробиология. - М.: Агропромиздат, 1987.-С.11-65.
Тема 2: ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Обмен веществ (или метаболизм) - это совокупность всех химических превращений в клетке (организме). Реакции метаболизма проходят в двух противоположных направлениях. Нисходящее направление - Катаболизм или диссимиляция - совокупность всех реакций распада. Восходящее направление - Анаболизм или ассимиляция - совокупность всех реакций синтеза. Все реакции метаболизма проходят с участием Ферментов И превращениями энергии. Ферменты - это биологические катализаторы, которые ускоряют химические реакции в сотни, тысячи и миллионы раз.
На анаболическом направлении происходит образование (синтез) компонентов клеточных структур из более простых веществ, поступающих в клетку из окружающей среды. Часть соединений, поступающих в клетку, подвергается распаду с целью высвобождения химической энергии, которая расходуется на процессы синтеза.
При изучении данной темы необходимо четко представлять:
А) какие химические элементы (элементарный состав) И вещества (молекулярный состав) Составляют основу микробной клетки;
В) какие вещества и элементы в первую очередь потребляются в процессе питания;
Г) типы углеродного и азотного питания, отношение к источникам кислорода;
Д) Какие свойства ферментов обеспечивают их роль биокатализаторов в процессах метаболизма;
Е) Особенности энергетических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность клетки Автотрофных (фотосинтез, хемосинтез) и гетеротрофных (брожение, дыхание) Организмов.
ВОПРОСЫ для САМОКОНТРОЛЯ
1. Перечислите элементы-органогены. Какова их доля в составе микробной клетки? Откуда такое название?
2. Перечислите макроэлементы и микроэлементы. Почему они так называются?
3. Перечислите механизмы поступления веществ в микробную клетку. В чем отличие облегченной диффузии и активного челночного переноса веществ?
4. Укажите долю белков, жиров углеводов и нуклеиновых кислот в составе микробной клетки. Какова доля зольных веществ в составе сухого вещества микробной клетки?
5. Перечислите особенности ферментных систем микроорганизмов.
6. Что такое экзо - и эндоферменты? Ало - и коферменты?
7. Перечислите способы углеродного питания микроорганизмов.
8. В чем коренное отличие фотоавтотрофного и хемоавтотрофного способов углеродного питания?
9. Перечислите этапы брожения. В чем особенность второго этапа?
10. Напишите суммарное уравнение гликолиза. Почему этот процесс считается «универсальным»?
11. Перечислите типы дыхания.
12. Какие микроорганизмы имеют аэробный тип дыхания?
13. Сравните энергетический выход аэробного дыхания и брожения.
14. Приведите примеры катаболических и анаболических процессов.
15. Перечислите способы азотного питания микроорганизмов.
16. Какие микроорганизмы являются аминоавтотрофами? Приведите примеры.
17. Перечислите группы микроорганизмов по отношению к кислороду.
18. Какие микроорганизмы называют аэротолерантными?
19. Приведите примеры факультативных анаэробов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА к ТЕМЕ 2:
1. Мишустин Е. Н., Емцев В. Т. Микробиология. - М.: Агропромиздат, 1987.-С.88-120.
2. Роуз Э. Химическая микробиология. - Мир, М., 1971.-С.110-116, 129- 169.
3. Гриневич А. Г., Босенко А. М. Техническая микробиология. Минск, Высшая школа, 1986. – С. 43-81.
Тема 3: ПРЕВРАЩЕНИЯ МИКРООРГАНИЗМАМИ СОЕДИНЕНИЙ УГЛЕРОДА
Углерод Является для организмов элементом питания №1, так как может образовывать углеродные цепи, составляющие основу органического вещества. Поэтому формы усвоения углерода положены в основу классификации Способов питания микробов.
Необходимо изучить основные процессы превращения соединений углерода по известному плану. Разберем план характеристики процессов на примере процесса спиртового (этанолового) брожения:
Пункты плана |
Описание процесса |
1. Возбудители процесса - латинские названия микроорганизмов, которые вызывают данный процесс в природе. |
Дрожжи: Saccharomyces vini Saccharomyces cerevisiae. Плесневые грибы: Mucor, Fusarium. Бактерии: Zymomonas mobilis, Sarcina ventriculi, Erwinia amylovora |
2. Химизм процесса - уравнения химических реакций. |
С6Н12О6 ® 2СН3СН2ОН + 2СО2 + Е |
3. Биологический смысл Процесса (роль процесса в жизни самих микроорганизмов). |
Получение энергии |
4.Отношение микроорганизмов к источникам углерода |
Гетеротрофы |
5. Отношение микроорганизмов к источникам азота |
Аминоавтотрофы |
6. Отношение к молекулярному кислороду (воздуха) |
Анаэробы факультативные |
7. Роль в природе и хозяйстве |
В природе - компоненты круговорота углерода, минерализаторы органического вещества. В хозяйстве используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, производстве спирта. |
При изучении данной темы необходимо четко представлять роль микроорганизмов в круговороте углерода в природе. Знание механизмов превращения углеродсодержащих субстратов имеет большое практическое значение, так как позволяет правильно организовать технологию производства и переработки продуктов питания, органического сырья для химической промышленности, утилизацию отходов, хранение продуктов.
В технологической практике важно освоить приемы и методы, регулирующие трансформацию углерода в сырье, воде и продукции.
ВОПРОСЫ для САМОКОНТРОЛЯ
1. Перечислите возбудителей брожения клетчатки. Какую роль они играют в пищеварении травоядных животных?
2. Возбудители каких брожений являются аминоавтотрофами?
3. Какие процессы, вызываемые анаэробными возбудителями, применяются в пищевой промышленности?
4. Какие анаэробные процессы вызывают порчу хлебных изделий и кормов?
5. Какие микроорганизмы вызывают прогоркание жиров?
6. В чем отличие гомоферментативного и гетероферментатив-ного молочнокислого брожения?
7. Какие микробы вызывают порчу молочных продуктов?
6. Какие микробы вызывают ухудшение качества вина и пива?
9. Охарактеризуйте способы получения органических кислот в промышленности? Витаминов? Гормонов?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА к ТЕМЕ 3:
1. Мишустин Е. Н., Емцев В. Т. Микробиология. - М.: Агропромиздат, 1987.-С.131-150.
2. Методические указания по проведению лабораторных работ по микробиологии, часть 2, Симферополь, 1997г.-с. З-9.
3. Гриневич А. Г., Босенко А. М. Техническая микробиология. Минск, Высшая школа, 1986.- с.115-130.
Тема 4: ПРЕВРАЩЕНИЯ МИКРООРГАНИЗМАМИ
СОЕДИНЕНИЙ АЗОТА. СЕРЫ. ФОСФОРА, ЖЕЛЕЗА
Азот - важнейший элемент питания растений и микроорганизмов, который входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Наличие доступных форм азота является важнейшим компонентом почвенного плодородия, определяет полноценность питания животных и человека.
Круговорот азота в природе включает четыре основные группы процессов, протекающих при участии микроорганизмов:
Азотофиксация (диазотрофия) - процесс восстановительного связывания атмосферного (молекулярного - N 2) азота и включения его в состав первичных аминокислот;
Аммонификация (или минерализация органического азота) - процесс выделения азота из аминокислот и превращения его в аммиачную форму;
Нитрификация - окисление аммиака хемоавтотрофами до нитритов и нитратов с целью получения энергии;
Денитрификация - анаэробный процесс окисления углеводов при анаэробном дыхании, когда в качестве окислителя применяется связанный кислород нитратов.
При изучении данной темы необходимо составить четкое представление об основных направлениях трансформации азота в почве и сырье. Затем, изучив соответствующие свойства разных групп микроорганизмов, составить схему, которая поможет избежать течения гнилостных процессов с образованием токсических веществ (ботулин, трупные яды). Особое внимание нужно уделить биологическому циклу соединений серы: Сульфофикации и десульфофикации С участием тионовых бактерий, дать характеристику возбудителей процесса, проанализировать особенности энергетики. Рассмотреть роль микроорганизмов в минерализации соединений фосфора и железа.
Основные процессы превращения соединений азота, серы, фосфора лучше изучать по определенному плану. Разберем план характеристики процессов на примере процесса аммонификации мочевины:
Пункты плана |
Описание процесса |
1 .Возбудители процесса - Латинские названия микроорганизмов, которые вызывают данный процесс в природе. |
Urobacterium Bacillus pasteurii Sporosarcina urea |
2.Химизм процесса - уравнения химических реакций. |
CO(NH2)2 + 2H20 -> (NH4)2C03 (NH4)2C03 -> 2NH3 + C02 + H20 |
3. Биологический смысл процесса (роль процесса в жизни самих микроорганизмов). |
Перевод азота в доступную Форму |
4.Отношение микроорганизмов к источникам углерода |
Гетеротрофы |
5. Отношение микроорганизмов к источникам азота |
Аминоавтотрофы |
6. Отношение к молекулярному кислороду (воздуха) |
Аэробы или анаэробы факультативные |
7. Роль в природе и хозяйстве |
В природе - компоненты круговорота азота. Переводят азот в доступную для растений форму. Участвуют в созревании навоза. |
ВОПРОСЫ для САМОКОНТРОЛЯ
1. Нарисуйте схему «Круговорот азота в биосфере».
2. Какие микробиологические процессы протекают в навозе?
3. Перечислите возбудителей процессов, которые могут нанести вред здоровью человека.
4. Перечислите микроорганизмы, которые вызывают порчу продуктов питания.
Каково значение в природе диазотрофии? Как можно использовать это явление в системе биологического земледелия?
6. Какие микроорганизмы, развиваясь в продуктах питания, могут придавать сероводородный тон?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА к ТЕМЕ 4:
1. Мишустин Е. Н., Емцев В. Т. Микробиология. - М.: Агропромиздат, 1987.-c.156- 203.
2. Методические указания по проведению лабораторных работ по микробиологии, часть 2, Симферополь, 1997г.-с.9-14.
Тема 5: ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИКРООРГАНИЗМОВ
Средой обитания микроорганизмов являются почва, вода, тела растений и животных. Взаимоотношения организмов с окружающей средой изучает Экология. Все предметы и явления, действующие на организм, называются Факторами среды или экологическими факторами. Можно выделить две группы экологических факторов:
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
Абиотические Биотические
- это факторы неживой - это все живые организмы,
природы: свет, вода, действующие на данный
температура, давление, организм
рН, излучения и т. д.
Жизнедеятельность организма возможна лишь в определенном диапазоне условий среды обитания. Для большинства непрерывных факторов зависимость скорости роста от действия фактора носит характер нормальной кривой. Для каждого фактора устанавливается Максимальное и минимальное Значения, при которых рост организма невозможен, и Оптимум, При котором рост и другие проявления жизнедеятельности максимальны. По отношению к разным экологическим факторам выделяют Экофизиологические Группы.
При изучении данного раздела необходимо ознакомиться с влиянием абиотических факторов на жизнедеятельность микроорганизмов, изучить принципы хранения пищевых продуктов (биоз, абиоз, анабиоз, ценоанабиоз) и составить краткие конспекты по плану.
План характеристики абиотических факторов:
1). Диапазон выносливости.
2.) Основные группы микроорганизмов по отношению к данному фактору.
3). Использование фактора в переработке и хранении сельскохозяйственной продукции.
Ответ на вопросы пятой темы будет выглядеть примерно так:
Влияние рН среды на развитие микроорганизмов.
Кислотность среды - Один из немногих факторов, действию которых клетка микробов может как-то противостоять за счет мембранного барьера проницаемости. В некоторых случаях возможно сохранение жизнедеятельности в диапазоне значений рН от 2 до 11. По отношению к этому фактору выделяют следующие экофизиологические группы:
Нейтрофилы - Организмы развивающиеся в основном в диапазоне рН от 6 до 8. Подкисление среды ведет к остановке роста нейтрофилов, что используется как консервирующий фактор. К этой группе относится большинство азотфиксаторов (Azotobacter, Rhizоbium), актиномицеты, аммонификаторы белка, нитрифицирующие бактерии.
Ацидофилы - Живут при рН < 6, но предельная кислотность не менее 2. К ним относятся молочнокислые и уксуснокислые бактерии, тиобациллы, умеренными ацидофилами является большинство грибов.
Алкалофилы - Развиваются при рН более 8 с максимальным значением 11. К ним относятся уролитические бактерии, обитатели содовых солончаков из рода Bacillus, холерный вибрион.
Приемы хранения и переработки с использованием изменения рН:
Квашение - метод консервирования продуктов питания с использованием молочнокислых бактерий, накапливающих кислоту и развивающих рН < 4,0.
Маринование - метод, основанный на внесении в консервирующую среду (маринад) какой-либо кислоты, чаще уксусной или лимонной.
Силосование и сенажирование - метод заквашивания растительных кормов с помощью молочнокислых бактерий либо в свежем, либо в привяленном виде.
Знание этих вопросов позволяет управлять жизнедеятельностью микроорганизмов: создавать оптимальные условия для полезных и невыносимые - для вредных.
Особое значение имеют вопросы взаимодействия микроорганизмов друг с другом. Все живые организмы в процессе жизнедеятельности вступают друг с другом в различные взаимоотношения, формируя Биологические связи : положительные и отрицательные.
Отрицательные биологические связи широко используются в практике сельского хозяйства, ветеринарии, медицине. Применение антибиотиков стало необходимостью в борьбе с различными инфекционными заболеваниями человека, животных и растений. Препараты антагонистов, хищников и паразитов второго порядка (паразиты паразитов) являются признанным средством экологического направления в борьбе с вредителями и болезнями растений. При использовании заквасок в технологической практике также необходимо учитывать взаимоотношения между микроорганизмами чистых культур и дикой микрофлорой.
ВОПРОСЫ для САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие экофизиологические группы выделяют в отношении температурного фактора? Кислотности? Осмотических сил? Давления?
2. Какие механизмы защиты против экстремальных значений факторов среды существуют у микроорганизмов?
З. Как используют физические факторы в переработке продукции сельского хозяйства? Перечислите основные методы.
4. На каких принципах основано хранение пищевых продуктов?
5. Что такое дезинфекция? Где она применяется? Какие вещества при этом используются?
6. Что такое консерванты? Какие требования предъявляются к ним? Приведите примеры консервантов, применяемых В Пищевой промышленности.
7. Дайте классификацию антибиотиков по происхождению.
8. Какие антибиотики применяются в пищевой промышлен-ности? Назовите продуцентов этих антибиотиков.
9. Какое действие на микроорганизмы оказывают антибиотики пенициллинового ряда?
11. Что такое фитонциды? Приведите примеры.
12. Какие концентрации соли используют для засолки рыбы и мяса?
13. Что такое «холодная стерилизация»? Где ее используют?
14. Объясните разницу понятий: «барофильность» и «баро-толерантность»; «осмофильность» и «осмотолерантность».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА к ТЕМЕ 5
1. Жизнь микробов В Экстремальных условиях / под ред. Д. Кашнера.- М.: «Мир»,1981.-с.19-497.
2. Мишустин Е. Н., Емцев В. Т. Микробиология. - М.: Агропромиздат, 1987.-С.76-88.
3. Роуз Э. Химическая микробиология–М.:Мир, 1971.-с.64-102.
4. Сборник опорных конспектов для самостоятельного изучения раздела «Экология микроорганизмов». Симферополь, 2003г. - С.3-14.
5. Федоров М. В. Микробиология.- 1963. - М.: Изд-во сельско-хозяйственной литературы, 1963.-с. 129-150.
Тема 6: СПЕЦИАЛЬНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
В данном разделе изучаются группы микроорганизмов, которые играют ключевую роль в почвообразовании, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции, созревании органических удобрений, кормов. Например, Эпифитная Микрофлора проявляет защитные свойства и имеет большое значение в переработке и хранении продукции растениеводства и молока. Микрофлора воды и воздуха Является показателем среды обитания человека, ее изучение важно при оценке санитарных условий пищевых производств. Основной параметр общей обсемененности - Микробное число – общее количество микроорганизмов в единице массы или объема исследуемого объекта (в 1 мл воды, 1г почвы, 1м3 воздуха).
Содержание санитарно-показательных микробов оценивается по двум показателям – титру и Индексу.
Титром называется минимальный объем или масса, в которых обнаруживается данный микроорганизм.
Индекс – это количество санитарно-показательных бактерий, содержащихся в 1л жидкости, 1г плотного вещества (например, почвы), в 1 м3 воздуха.
Микрофлора продуктов питания определяет пригодность их с позиций употребления и хранения. Особое значение имеет изучение гнилостных, молочнокислых и патогенных микроорганизмов.
Изучение микрофлоры тела человека и животных позволяет выяснить роль микробов в поддержании здоровья и обеспечении нормальных функций различных систем человеческого организма. Аутофлора играет важную роль в поддержании здоровья и обеспечении нормальных функций различных систем человеческого организма прямо и косвенно за счет продукции разнообразных биологически активных веществ в процессе микробного метаболизма. При нарушении кишечной микрофлоры практика современного здравоохранения предлагает микробные биопрепараты – Пробиотики.
При изучении данного раздела подробно разбираются биосинтетические возможности мира микроорганизмов, которые человечество уже многие века использует для производства продуктов питания, лекарств, пищевкусовых добавок, средств защиты растений и др.
ВОПРОСЫ для САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие черты присущи представителям эпифитной микрофлоры? Укажите значение эпифитной микрофлоры для растений и животных.
2. Охарактеризуйте роль микробов в процессе почвообразования. Каковы численность и биомасса почвенных микроорганизмов?
3. Перечислите формы отрицательных и положительных биологических связей у микроорганизмов.
4. Дайте классификацию антибиотиков по происхождению.
5. Какие антибиотики применяются в пищевой промыш-ленности? Назовите продуцентов.
6. Какие антибиотики получают из растений. Какое название они имеют?
7. Перечислите причины, по которым увеличивается количество микроорганизмов в воздухе?
8. Перечислите зоны сапробности в воде.
9. Перечислите показатели санитарного состояния воды.
10. Что такое Коли-титр? Чему должен быть равен Коли-титр водопроводной воды?
11. Перечислите микробиологические процессы при силосовании и сенажировании.
12. Перечислите микроорганизмы, которые используются в пищевой промышленности.
13. Что такое пробиотики?
14. Как изменяется микрофлора молока при хранении?
15. Какие микроорганизмы являются мощными проду-центами кормового белка? Аминокислот? Ферментов? Витаминов? Гормонов? Липидов?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА к ТЕМЕ 6
1. Гриневич А. Г., Босенко А. М. Техническая микробиология. – Минск: Высшая школа, 1986.- с.145-185.
2. Мишустин Е. Н, Емцев В. Т. Микробиология. - М.: Агропромиздат, 1987.-С.203-226, 314-317, 342-355.
3. Асонов Н. Р. Микробиология - М.:Колос,1997. – С.104-409, 294-330.
ВОПРОСЫ для КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По ТЕХНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ
Для студентов заочного отделения III курса технологического факультета (специальности «Технология переработки молока», «Технология производства жиров и жирозаменителей»)
1. Общие свойства микроорганизмов.
2. Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.
3. Систематическое положение и морфология бактерий.
4. Строение клетки бактерий. Размножение, спорообразование, движение.
5. Актиномицеты. Классификация, строение, размножение, распространение, роль в природе и хозяйстве.
6. Дрожжевые грибы. Строение, размножение, распространение, значение.
7. Цианобактерии. Строение, размножение, распространение, роль в природе и хозяйстве.
8. Мицелиальные грибы. Строение, размножение, распространение, значение.
9. Зеленые и диатомовые водоросли. Строение, размножение, распространение, значение.
10. Простейшие животные. Классификация, строение, размножение, распространение, значение.
11. Строение вирусной частицы. Проявления жизнедеятельности вирусов.
12. Строение бактериофагов. Проявления жизнедеятельности умеренного и вирулентного бактериофагов.
13. Питательные среды. Методы приготовления и стерилизации.
14. Поступление веществ в клетки микроорганизмов.
15. Особенности ферментной системы микроорганизмов. Классификация ферментов по принципу действия.
16. Общая характеристика обмена веществ микроорганизмов.
17. Характеристика гетеротрофного питания микроорганизмов. Классификация гетеротрофов.
18. Азотное питание микроорганизмов. Деление на группы по отношению к источникам азота.
19. Отношение микроорганизмов к источникам кислорода. Деление на группы.
20. Способы обеспечения микроорганизмов энергией АТФ.
21. Брожение как способ получения энергии у гетеротрофов.
22. Аэробное дыхание с полным окислением органических субстратов.
23. Аэробное дыхание с неполным окислением органических веществ.
24. Характеристика спиртового брожения.
25. Характеристика молочнокислого брожения.
26. Маслянокислое брожение сахаров и крахмала.
27. Маслянокислое брожение пектиновых веществ.
28. Пропионовокислое брожение.
29. Анаэробное разложение целлюлозы.
30. Аэробное разложение целлюлозы.
31. Окисление этилового спирта.
32. Окисление жиров.
33. Аммонификация мочевины.
34. Аммонификация белка.
35. Ацетонбутаноловое брожение.
36. Нитрификация.
37. Денитрификация.
38. Фиксация атмосферного азота.
39. Превращения соединений серы.
40. Превращения соединений фосфора.
41. Превращения соединений железа.
42. Влияние высоких и низких температур на жизнедеятельность микроорганизмов.
43. Влияние количества влаги на жизнедеятельность микроорганизмов.
44. Влияние высоких концентраций веществ на жизнедеятельность микроорганизмов.
45. Влияние излучений на жизнедеятельность микроорганизмов.
46. Влияние кислотности среды на жизнедеятельность микроорганизмов.
47. Влияние ядовитых веществ различных групп на жизнедеятельность микроорганизмов. Антисептики, их использованиею
48. Формы положительных биологических связей у микроорганизмов.
49. Формы отрицательных биологических связей у микроорганизмов.
50. Антибиотики, их продуценты. Классификация антибиотиков. Механизм действия.
51. Классификация принципов хранения пищевых продуктов.
52. Эпифитная микрофлора, ее состав, значение и роль в процессах хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
53. Микробиологические процессы при силосовании и сенажировании.
54. Микрофлора воды. Показатели санитарного состояния воды.
55. Микрофлора воздуха.
56. Микроорганизмы почвы. Роль в почвообразовательном процессе. Санитарная оценка почвы.
57. Микрофлора организма человека и животных.
58. Микрофлора продуктов питания.
59. Роль микроорганизмов в производстве пищевых продуктов и медикаментов.
60. Роль микробных технологий в организации экологически чистого земледелия.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОПРОСОВ ПО ТЕМАМ:
ТЕМА 1 Вопросы №№ 1-12
ТЕМА 2 Вопросы №№ 13-23
ТЕМA 3 Вопросы №№ 24-32
ТЕМА 4 Вопросы №№ 33-41
ТЕМА 5 Вопросы №№ 42-51
ТЕМА 6 Вопросы №№ 52-60
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ |
НОМЕРА ВОПРОСОВ |
01 |
1-13-24-42-48 |
02 |
2-14-25-43-49 |
03 |
3-15-26-44-50 |
04 |
4-16-27-45-51 |
05 |
5-17-28-46-52 |
06 |
6-18-29-47-53 |
07 |
7-19-30-48-54 |
08 |
8-20-31-49-55 |
09 |
9-21-32-50-56 |
10 |
10-22-33-51-57 |
11 |
11-23-34-42-58 |
12 |
12-20-35-43-59 |
13 |
1-21-36-44-60 |
14 |
2-19-37-45-55 |
15 |
3-18-38-46-56 |
16 |
4-17-39-47-57 |
17 |
5-16-40-48-58 |
18 |
6-15-41-49-59 |
19 |
7-14-24-50-60 |
20 |
8-13-25-42-52 |
21 |
9-19-26-43-53 |
22 |
10-17-27-44-60 |
23 |
11-18-28-45-59 |
24 |
12-16-29-46-54 |
25 |
4-18-33-42-51 |
26 |
5-15-34-44-57 |
27 |
6-21-35-45-58 |
28 |
8-22-36-46-59 |
29 |
10-18-37-47-60 |
30 |
11-19-38-48-53 |
ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ
По ТЕХНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ
Для студентов заочной формы обучения технологического факультета
1. Роль микроорганизмов в природе и жизни человека.
2. Общие свойства микроорганизмов.
3. Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.
4. Морфология бактерий. Способы движения бактерий.
5. Строение клетки бактерий. Спорообразование.
6. Строение и роль плесневых грибов и дрожжей.
7. Строение вирусной частицы. Проявления жизнедеятельности вирусов.
8. Строение бактериофагов. Проявления жизнедеятельности умеренного и вирулентного бактериофагов.
9. Химическая организация клеток микроорганизмов.
10. Особенности ферментной системы микроорганизмов.
11. Механизмы поступления веществ в клетки микроорганизмов.
12. Деление микроорганизмов на группы по способу углеродного питания (автотрофы, гетеротрофы).
13. Деление микроорганизмов на группы по отношению к источникам азота.
14. Деление микроорганизмов на группы по отношению к кислороду.
15. Общая характеристика обмена веществ.
16. Способы обеспечения микроорганизмов энергией.
17. Брожение как способ получения энергии у гетеротрофов.
18. Дыхание как способ получения энергии микроорганизмами.
19. Характеристика спиртового брожения.
20. Молочнокислое брожение.
21. Маслянокислое брожение сахаров и крахмала.
22. Анаэробное разложение (брожение) клетчатки.
23. Окисление спирта.
24. Окисление клетчатки.
25. Аммонификация белка.
26. Нитрификация.
27. Азотофиксация.
28. Формы биологических связей у микроорганизмов
29. Эпифитная микрофлора, ее состав, значение и роль в процессах хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
30. Микроорганизмы почвы. Роль в почвообразовательном процессе. Санитарная оценка почвы.
31. Микрофлора воды. Показатели санитарного состояния воды.
32. Микрофлора продуктов питания.
33. Классификация принципов хранения пищевых продуктов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мишустин Е. Н., Емцев В. Т. Микробиология. - М.: Агропромиздат, 1987.-366с.
2. Гриневич А. Г., Босенко А. М. Техническая микробиология. - Минск: Высшая школа, 1986.-167с.
3. Роуз Э. Химическая микробиология. – М.: «Мир»,1971.-290с.
4. Жизнь микробов в экстремальных условиях /под ред. Д. Кашнера.- М.: «Мир»,1981.-511с.
5. Ежов Г. И. Руководство к практическим занятиям по сельскохозяйственной микробиологии.- М.: Высшая школа, 1974.-287с.
6. Федоров М. В. Микробиология.- М.: Изд-во сельскохозяйственной литературы, 1963.- 447c.
7. Стейниер Р. и др. Мир микробов ( в З-х томах). –М.: «Мир», 1979.
8. Бурьян Н. И. Микробиология виноделия. Ялта: Магарач, 1997. - 431с.
9. Асонов Н. Р. Микробиология - М.:Колос,1997. - 348с.
Методические указания
10. Систематика и морфология микроорганизмов. Часть 1 – эукариоты. Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии. Симферополь, 2005.-28с.
11. Систематика и морфология микроорганизмов. Часть 2 – прокариоты. Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии.- Симферополь, 2006.-28с.
12. Методические указания по проведению лабораторных работ по микробиологии, часть 2, Симферополь, 1997г.- 16с.
13. Сборник опорных конспектов для самостоятельного изучения раздела «Экология микроорганизмов». - Симферополь, 2003г.-32с.
14. Краткий терминологический словарь по сельскохозяйственной микробиологии и вирусологии. – Симферополь, 2006.-28с.
15. Сборник опорных конспектов по теме «Вирусы растений».- Симферополь, 2005.-28с.
ПАМЯТКА
Студенту-заочнику в помощь при выполнении контрольной работы то ТЕХНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ
1. Задание для контрольной работы состоит из 5 вопросов, которые студент индивидуально подбирает согласно номера задания, выданного преподавателем.
2. Ответ на каждый вопрос должен начинаться С новой страницы, сам Вопрос необходимо выделить подчеркиванием или другим цветом.
3. Отвечая на вопрос, необходимо проработать соответствующий раздел учебника, составить Четкий план ответа. При оформлении ответа нужно использовать выделение основных терминов другим цветом или Подчеркиванием, Нумерацию в тех случаях, когда идет перечисление свойств, признаков, процессов, прикладных аспектов.
4. Рекомендуется максимально Иллюстрировать работу рисунками, схемами, таблицами, графиками.
5. Объем контрольной работы Не должен превышать 12 листов, за исключением тех случаев, когда сверх учебников используются материалы из научных изданий. Минимальный объем работы – 10стр.
6. В конце работы нужно обязательно привести Список использованных источников литературы.
7. Работа должна выполняться Рукописно разборчивым почерком.
8. В случае невыполнения требований по предыдущим 7 пунктам работа будет возвращена на переработку.
Методические указания подготовлены доцентом Баглаевой Л. Ю.