Присутствие крови в моче считается чрезвычайно важным в диагностическом отношении признаком. В зависимости от того, в какой форме кровяной пигмент примешивается к моче, различают гематурию и гемоглобинурию. То и другое состояния, являющиеся во многих случаях решающими при установлении диагноза, связаны с определёнными группами страданий и заслуживают особого внимания.
Гематурия. При некоторых заболеваниях почек и мочеиспускательного аппарата, вследствие нарушения целости сосудистой стенки, в мочу поступают красные кровяные телца. В то время как отдельные эритроциты в ней быстро разрушаются, главная их масса вполне сохраняет своё строение, форму и окраску и может быть легко обнаружена в мочевом осадке при микроскопическом исследовании.
Конечно, размеры кровоизлияния могут быть весьма различны. В одних, случаях гематурия ограничивается лишь переходом в мочу единичных эритроцитов, в других кровоизлияние может быть настолько обильно, что создаёт угрозу жизни животного.
Местом кровотечения чаще всего является почка, иногда почечная лоханка и нижние мочевые пути. Различные по степени гематурии часто наблюдают при заболеваниях геморрагического диатеза — сибирской язве, чуме свиней, паратифе телят и поросят, morbus maculosus, эпизоотической гемоглобинурии лошадей и т. д. В диагностическом отношении значительно важнее гематурии, являющиеся следствием спорадических заболеваний почки и мочевого пузыря. Небольшие кровоизлияния наблюдают при остром воспалении почек. Громадную потерю крови вызывают разрыв почки, геморрагический инфаркт почки и распадающиеся злокачественные новообразования. Кровотечения в почечную лоханку наблюдаются при пиэлитах, почечных камнях, а также животных паразитах в почечной лоханке. Моча при этом гнойного характера; кроме красных кровяных телец, в осадке много лейкоцитов и кристаллов солей. Кровоизлияния в полость мочевого пузыря наблюдаются при циститах. Они обычно очень незначительны, причём кровь обнаруживают только в последних порциях мочи. Обильными гематуриями характеризуются распадающиеся новообразования мочевого пузыря, поражения его стенок мочевыми камнями, разрывы сосудов мочевого пузыря и т. д. При уретральных кровоизлияниях кровь выделяется каплями через наружное отверстие уретры, а при мочеиспускании только первые порции, промывающие уретру, содержат кровь. Последняя порция мочи совершенно нормальна. Таким образом, гематурия, наблюдающаяся при очень многих заболеваниях, является лишь признаком, указывающим на кровоизлияние и его размеры. Прогноз и терапевтические мероприятия обусловливаются не только размером кровоизлияния, но, главным образом, его локализацией и причиной; Основным моментом при оценке гематурии следует считать определение характера и места болезненного процесса. Указанные данные могут быть получены анализом добытых признаков болезни.
Г ем оглобинурия. При гемоглобинурии в мочу переходит красящее вещество распавшихся кровяных телец или мышечной ткани. Причиной массового разрушения в кровяном ложе эритроцитов служит действие каких-либо гемолитических ядов.
По происхождению различают три формы гемоглобинурии: симптоматическую, токсическую и пароксизмальную.
Симптоматическая гемоглобинурия является ценнейшим признаком ревматической и энзоотической гемоглобинемии лошадей, пироплазмоза и трипанозомоза. Иногда её наблюдают, кроме того, при септицемии, плевропневмонии и гангрене лёгких, инфлуэнце.
Токсическая гемоглобинурия может быть вызвана введением целого ряда биологических и фармакологических ядов, обладающих гемолитическим действием. Сильнейшими этого рода ядами являются: яд кобры, грибной яд сморчка, сыворотка другого вида животных. Фармакологические яды: бертолетова соль, фенолы и их производные, толлуилендиамин, мышьяковистый водород и др.
В основе пароксизмальной гемоглобинурии лежит, по всей вероятности, длительная латентная инфекция. Её наблюдали при инфекционной анемии, злокачественном мыте, гриппе. У дойных коров гемоглобинурию легко вызвать дачей холодной (ледяной) воды.
Среди многочисленных способов химического определения гемоглобина наиболее удобными для ветеринарной практики являются следующие.
Проба Геллера. К 5 куб. см мочи прибавляют 1/3 объёма 10% Раствора едкого калия, взбалтывают и кипятят. При нагревании выпадают фосфорнокислые соли кальция и магния, которые увлекают рыхлый кровяной пигмент, и в результате на дне пробирки получается красивый красный осадок.
Будучи сама по себе довольно чувствительной, проба Геллера неудобна для мочи лошади, бедной фосфатами. У всех других животных ею с успехом можно пользоваться.
Гваяковая проба (van-Dee п). В узенькой пробирке смешивают по 20 капель свежеприготовленного спиртового раствора гваяковой смолы (0,25 : 50) и старого озонированного скипидара или 3% перекиси водорода и, слегка взболтав, наслаивают эту смесь на мочу. По линии соприкосновения слоев моментально получается белое смолистое кольцо, которое в присутствии крови постепенно делается тёмносиним.
Бенз иди новая проба Адлер-Цитрона. К 3 куб. см свежего 3% раствора перекиси водорода прибавляют 10—15 капель насыщенного раствора бензидина в ледяной уксусной кислоте. После взбалтывания наслаивают равное количество исследуемой мота. В присутствии крови появляется красивое зелёное кольцо по линии соприкосновения слоев.
Проба Колло (Collo ). Реактивы: 1) 30% перекись водорода, 2) 2% раствор ледяной уксусной кислоты в 95° спирте, 3) щелочной раствор фенолфталеина. Для приготовления этого реактива 2 г фенолфталеина растворяют в 100 куб. см 20% раствора едкого кали, к которому при кипячении прибавляют Юг металлического цинка в порошке. Раствор кипятят до полного обесцвечивания, фильтруют и сохраняют в оранжевой склянке.
Для исследования берут 3 куб. см мочи, смешивают с равным объёмом уксуснокислого спирта, затем прибавляют 20—30 капель щелочного раствора фенолфталеина и 2—3 капли перекиси водорода. Моча, содержащая кровь, даёт при этом красивое малиновое окрашивание;
Углеводы в моче. Из различных видов Сахаров в моче домашних животных встречаются виноградный сахар, молочный сахар, пентоза и редко галактоза.
Виноградный сахар представляет собой нормальную составную часть крови, где содержание его колеблется в небольших пределах. В моче здоровых животных он встречается в настолько небольших количествах, что в клиническом отношении её считают свободной от глюкозы. Появление сахара в моче в виде легко обнаруживаемой примеси обычно связано с повышением процентного содержания его в крови, с гипергликемией, которая обычно является следствием тяжёлого нарушения углеводного обмена. Значительно реже причиной глюкозурии является уменьшение плотности почечного фильтра по отношению к глюкозе. В этих случаях, вследствие нарушения почечного порога, выделение сахара в мочу происходит и при нормальном содержании его в крови.
Симптоматическая глюкозурия является постоянным признаком сахарного диабета у лошади и собаки. Её далее рассматривают как один из самых постоянных и надёжных признаков бешенства травоядных. При бешенстве плотоядных глюкозурия наблюдается значительно реже, причём в паралитической стадии болезни сахар в моче чаще всего исчезает. Кроме того, небольшую глюкозурию наблюдают при нервной форме чумы собак, органических и функциональных заболеваниях головного мозга, болезнях печени, а также иногда при родильном парезе крупного рогатого скота.
Молочный сахар — постоянная составная часть мочи стельных коров. Обычно лактозурия исчезает к концу второй или третьей недели после отёла. В других случаях она держится дольше, до середины и даже в течение всего периода лактации. У молодняка лактоза появляется в моче при недостаточном усвоении её организмом, когда поступающий молочный сахар превышает ассимиляционную границу. Патологическая лактозурия наблюдается при всякого рода задержках отделения молока. При родильном парезе, воспалении вымени, закупорках сосков часть молочного сахара, выделяемого при обычных условиях молочной железой, выбрасывается почкой.
Пентозы иногда обнаруживаются в моче травоядных при обильном кормлении. Поступая в мочу, углеводы до некоторой степени изменяют её физические свойства: удельный вес, несмотря на бледную окраску, обычно повышен, реакция кислая, моча бедна осадком и при стоянии, вследствие размножения микроорганизмов, мутнеет и выделяет пузырьки угольной кислоты.
Для открытия виноградного сахара в моче чаще всего пользуются пробами, основанными на его редуцирующих свойствах. Однако способностью раскислять окисные соединения обладают и другие составные части мочи — индикан, мочевая кислота, мочевые пигменты, глюкуроновая кислота и ряд веществ, переходящих в мочу при заболеваниях, как-то: белок, альбумозы, слизь, жёлчные пигменты, пигменты крови, пентоза, лактоза.
Так, по Климмеру, восстанавливающие свойства нормальной мочи собак соответствуют содержанию 0,05—0,4% глюкозы, у свиней—0,03% глюкозы. В тех случаях, когда редукционные пробы дают положительные результаты, приходится, во избежание ошибок, обязательно ставить и пробу на брожение.
Проба Бенедикта. К 3—5 куб. см реактива Бенедикта прибавляют 5—10 капель мочи, взбалтывают и кипятят в течение 2 минут. В присутствии сахара получается зелёный, жёлтый или красный осадок.
Состав реактива Бенедикта
Медный купорос.......... 17,3
Лимоннокислый натрий. 173,0
Углекислый. 100,0
Дестиллированная вода до 1 л
Проба Гейне а. В узенькую пробирку наливают 3 куб. см реактива и, осторожно подогрев его до кипения, пипеткой наслаивают на горячий реактив 1 куб. см предварительно подщелочённой и профильтрованной мочи. По линии соприкосновения слоев двух жидкостей в присутствии сахара сейчас же появляется золотистое кольцо, которое постепенно делается шире и резче, и через 2—3 минуты вся жидкость желтеет и делается мутной. Характерным для глюкозы считают полное обесцвечивание помутневшего реактива.
Состав реактива. 2,5 медного купороса растворяют при нагревании в 250 куб. см смеси, приготовленной из равных количеств дестиллирован-ной воды и чистого глицерина. К полученной жидкости прибавляют 100 куб. см 10% раствора едкого кали и доливают водой до объёма в 500 куб. см.
Бродильная проба является наиболее надёжным способом определения виноградного сахара, позволяющим одновременно устанавливать и количество его в растворе. Из разнообразных приборов для проведения бродильной пробы наиболее удобными оказываются сахарометры Лассар-Кона. Это V-образные трубки на стеклянной подставке с колбообразным расширением на одном конце. Другой конец снабжён притёртой стеклянной пробкой с боковым отверстием, которому соответствует такое же отйерстие в стенке цилиндра. На боковой поверхности имеются две шкалы: цифры налево указывают содержание сахара в процентах, направо — объём образовавшейся в результате брожения угольной кислоты.
Техника пробы. В небольшой колбочке отмеривают 25 куб. см мочи, добавляют кусочек дрожжей величиной с горошину и тщательно размешивают стеклянной палочкой. Мутную жидкость наливают в сахарометр и затем конец его закрывают стеклянной пробкой так, чтобы отверстия их совпадали. Нагнув немного сахарометр, через отверстие выгоняют оставшийся
В верхнем конце прибора воздух и затем поворотом пробки разобщают отверстия. Градуированная часть прибора при этом оказывается сплошь занятой мочёй. Заряженный таким образом сахарометр помещают на сутки в термостат и затем определяют количество виноградного сахара в процентах по шкале. Перед постановкой пробы нужно определить активность дрожжей и убедиться в том, что они не содержат виноградного сахара.
|