В наше время термометрия, несмотря на все успехи и широкое внедрение лабораторных методов во врачебную практику, расценивается тем не менее как один из наиболее важных методов исследования. Действительно, с результатами измерения температуры тела, каковы бы они ни были, клиницисту приходится считаться всегда и при всякой обстановке. Показания термометра положены в основу подкожной маллеинизации и туберкулинизации, на которые в недалёком прошлом мероприятия по борьбе с сапом и туберкулёзом; да и в настоящее время они ещё не сданы в архив (ангорский метод маллеинизации).
До сих пор ещё поголовная термометрия, несмотря на громадные успехи серологии, при многих инфекциях считается лучшим и чуть ли не единственным методом выявления вновь заболевших животных; так, например, при инфекционной анемии лошадей заболевание нередко проявляет себя исключительно лишь периодическим кратковременным повышением температуры при полном отсутствии каких-либо других расстройств. Выявление больных и вновь заболевших лошадей, таким образом, производят по показаниям термометра.
Ценность термометрии повышается ещё тем, что при некоторых заболеваниях подъём температуры тела наблюдают в продромальном периоде болезни, задолго до появления других признаков; практика борьбы с энзоотической гемо-глобинемией лошадей показала, например, что первые сигналы о неизбежном развитии заболевания даёт термометрия и лиш, впоследствии, через несколько часов, появляются другие признаки, характеризующие страдание (геомолиз, паралич зада).
При сибирской язве травоядных, перипневмонии и чуме крупного рогатого скота, инфлуэнце и контагиозной пневмонии лошадей, паратифе телят, чуме и роже свиней выделение больных и вновь заболевших животных в больших хозяйствах, т. е. там, где распространение заразы представляет собой наибольшую опасность, производится также на основе поголовной термометрии. Однако этим не ограничивается роль этого метода; термометрия, помимо того, имеет и непосредственное значение в диагностическом отношении.
Ход температурной кривой при лихорадочных заболеваниях, как показали клинические, наблюдения, можно также часто использовать с диагностическими целями. Так, например, для центральных пневмоний, когда при полном отсутствии данных физического исследования грудной клетки диагноз встречает большие затруднения, вопрос о характере страдания решает тип лихорадки. Интермиттирующая лихорадка у лошадей является также одним из наиболее характерных симптомов инфекционной анемии, су-ауру лошадей, хронического мыта, хронического сапа и др. Степень гипертермии и продолжительность лихорадки также используются иногда с диагностическими целями, а именно в случаях, когда клинически инфекция не вполне обрисована.
Особенно же большое значение термометрии придают при распознавании скрытых осложнений и различных воспалений органов (блуждающая пневмония), когда каждый подъём температуры расценивается как грозный признак новых осложнений.
Существенную услугу оказывает затем термометрия в области терапии, давая возможность по показаниям термометра судить о ходе болезненного процесса, реактивной способности организма, успехах и неудачах лечения. При лихорадочных страданиях эти данные являются настолько существенными, что ежедневное измерение и запись температуры на протяжении всего течения болезни вошли в клиническую практику и считаются обязательными.
Так как температура кожных покровов домашних животных оказывается значительно ниже температуры внутренних органов и крови и, в зависимости от величины теплоотдачи, показывает большие колебания, изменение её не даёт ещё верных представлений об истинной температуре тела. Поэтому у всех домашних животных измерение температуры производят в прямой кишке, где температура соответствует температуре крови.
В ветеринарии пользуются обыкновенно массивными, приготовленными из одного куска стекла, максимальными термометрами. Благодаря особому устройству, ртутный столбик такого термометра, достигнув определённой точки, остаётся на этом уровне до тех пор, пока его не опустят сильным встряхиванием. Этого рода термометры представляют большие удобства для ветеринарной практики; они обычно хорошо градуированы и достаточно прочны, дают больше гарантий против повреждения прямой кишки, чем обыкновенные медицинские термометры. Особенно ценно их свойство до встряхивания удерживать ртутный столбик на определённой высоте, что позволяет пользоваться ими при термометриях в ночное время, в тёмных конюшнях, у беспокойных животных.
При измерении температуры у животных следует прежде всего защитить себя от возможных повреждений со стороны животного: ударов ногой, хвостом, укусов и т. п. Особенную осторожность приходится соблюдать по отношению к лошади. Обыкновенно ограничиваются тем, что отдают распоряжение помощнику хорошо фиксировать голову животного и приподнять переднюю ногу; затем, встав с левой стороны позади лошади, левой рукой приподнимают немного хвост, отводят его слегка вправо и крепко прижимают к крупу; затем лёгкими вращательными движениями правой руки вводят хорошо смазанный маслом термометр глубоко в полость прямой кишки и выдерживают его там в несколько наклонном положении в течение пяти минут, закрепив при помощи термометродержателя или тонкой бечёвки на хвосте животного.
У крупного рогатого скота случаи сопротивления и попытки ударить задней ногой наблюдаются значительно реже. При измерении температуры у коровы поэтому ограничиваются лишь тем, что хорошо удерживают за рога животное, согнув немного шею и приподняв его голову; хвост при этом фиксируют левой рукой. Лишь в редких случаях у буйных коров и быков приходится прибегать к носовому зажиму. Плотоядных и свиней в момент введения термометра следует крепко держать, причём термометрию удобнее проводить, положив животное на стол или на пол.
После измерения температуры термометр необходимо, хорошо очистив мокрой ватой от приставших частиц фекалий и слизи, обмыть тёплой водой и, опустив встряхиванием ртутный столбик, сейчас же тщательно продезинфицировать. Неряшливое содержание термометра, вообще нежелательное, при некоторых инфекционных заболеваниях, например, при сибирской язве, сапе, паратифах, создаёт серьёзную опасность распространения заразы не только среди животных, но и среди ветеринарного персонала.
Так как температура тела у животных в течение дня даёт значительные колебания в зависимости от хода процессов обмена веществ, направление которых и периодичность при тяжёлых заболеваниях резко меняются, не следует ограничиваться у больных животных однократным измерением температуры в течение суток. Чтобы иметь возможность наблюдать за изменениями температурной кривой в течение болезненного процесса, лучше производить термометрию дважды в сутки, в определённые часы утра и вечера, записывая показания термометра в виде температурной кривой, которая даёт наглядное представление о степени лихорадки, её продолжительности, типе и ходе отдельных её фаз.
Лишь в очень редких случаях приходится прибегать к более частым измерениям температуры, через каждые два-три часа или даже через час. Показания к этому дают, например, заболевания, протекающие при субнормальной температуре, такие, как инфекционный энцефаломиэлит, родильный парез, ацетопе-мия крупного рогатого скота, обширные кровоизлияния и коллапс у всех домашних животных. Новые снижения температуры представляют собой очень тяжёлый в прогностическом отношении симптом и требуют соответствующего терапевтического вмешательства. При инфекционной анемии лошадей также приходится иногда измерять температуру через каждые 2 часа, так как лихорадочные подъёмы при этом заболевании нередко бывают, как это установлено поголовной термометрией, очень непродолжительны. Так, Бедсрне наблюдал приступ, продолжавшийся только один час (Краль).
Тщательными клиническими наблюдениями установлено, что температура тела у домашних животных сильно колеблется в зависимости от действия различного рода факторов как постоянных, так и временных.
К постоянным факторам следует отнести влияния пола, возраста, породы и величины животного. Из них особенно отчётливо проявляется влияние возраста: в то время как у взрослых лошадей нормальная температура колеблется в пределах 37,5—38,5°, у молодняка до 5 лет она иногда превышает 38,5°. Максимальной температурой у взрослого рогатого скота считается 39,5°, между тем как у полугодовалых тёлок,, совершенно здоровых, часто обнаруживают температуру 40°. Максимальная температура у поросят на 0,5° выше максимума у взрослых свиней. Состояние питания также отражается на температуре тела. У сильно истощённых животных она значительно ниже, чем у хорошо упитанных, причём иногда опускается даже ниже минимума.
Из временных факторов следует отметить влияние мышечного напряжения, процессов пищеварения, психических воздействий, внешней температуры, скорости движения воздуха (ветер).
Так как источником теплоты у животных являются процессы превращения веществ в мышцах и железах организма, во время движения образуются настолько большие излишки тепла, что даже при усиленной теплоотдаче они не могут быть быстро удалены и обусловливают постепенное нарастание температуры. Особенно значительны они бывают у мало тренированных, жирных животных, выработка тепла у которых вследствие излишнего напряжения заметно усилена, а теплоотдача ослаблена. В зависимости от тренировки, быстроты и продолжительности движения, а также индивидуальных особенностей, температура повышается в пределах от 0,1 до 3°. Наиболее резкие подъёмы температуры наблюдают у жирных свиней, у которых этого рода гипертермии нередко служат причиной смерти, например, во время перегонов, особенно в летнее жаркое время. Во время остановок температура постепенно начинает спадать, и после 30-60-минутного отдыха у здоровых лошадей она снижается до нормальных пределов.
Приём корма, в зависимости от затрачиваемых на его пережёвывание и проглатывание усилий, а также быстроты и силы секреторных процессов, вызывает также довольно ощутительные повышения температуры, которые колеблются в пределах от 0,1 до 0,9°.
Психические влияния являются причиной повышения температуры во время её измерения, например, у робких овец, боязливых собак, игривых жеребят, у жеребцов при половой охоте.
Влияния внешней температуры различны в зависимости от реактивной способности организма, а также влажности воздуха, силы ветра и пр. У новорождённы животных, а также после купаний у сильно вспотевших лошадей потери тепла бывают настолько значительны, что иногда вызывают серьёзные заболевания, окоченение и даже смерть животного. В среднем, по данным
Хаджопуло, температура у рогатого скота в зимнее время, благодаря ряду приспособлений, на 0,1—0,2° выше, чем в летнее время. Однако во время жары, при продолжительном освещении солнечными лучами, а также при содержании в душных невентилируемых коровниках, температура у крупных животных повышается на 1—1,8° и даже выше, что является причиной дурного самочувствия, расстройств функций и даже понижения удойности. У животных, содержащихся в тёплых и влажных помещениях, температура оказывается обыкновенно на 0,5° выше, чем у животных, пользующихся пастбищным содержанием.
Скорость движения ветра следует особенно учитывать при бивуачном содержании лошадей. У слабых, истощённых лошадей при недостаточной даче грубого корма, а также у непривыкших ещё к этого рода содержанию, потеря тепла под действием ветров, силою около б—8 баллов, бывает настолько значительной, что иногда обусловливает состояние настоящего окоченения.
Принимая во внимание ряд отмеченных влияний, при определении температуры тела домашних животных пользуются обыкновенно не средними цифрами, которые бывают правильными лишь по отношению к определённому животному и при известных условиях, а предельными колебаниями, отражающими изменение температуры для каждого рода животных. Они представлены в следующей таблице:
Вид животного |
Нормальная температура тела (в градусах) |
Вид животного |
Нормальная температура тела (в градусах) |
Лошадь |
37,5-38,5 |
Северный олень |
38,0-38,6 |
КРС |
37,5-39,5 |
Свинья |
38,0-40,0 |
Овца |
38,0-40,0 |
Собака |
37,5-39,0 |
Коза |
38,0-40,0 |
Кошка |
38,0-39,5 |
Верблюд |
35,0-38,5 |
Кролик |
38,5-39,5 |
Птица |
40,0-42,0 |
Всякого рода изменения температуры в пределах свыше указанного минимума и максимума, если только нет физиологических мотивов для их объяснения, следует рассматривать как патологию, причём систематическое исследование должно вскрыть причины этих изменений и дать им соответствующую клиническую оценку. Таким образом, для лошади температуру выше 38,5°, а для крупного рогатого скота выше 39,5° следует считать, если только нет соответствующих физиологических влияний, лихорадочной, со всеми вытекающими отсюда последствиями.