Анатомо-физиологические данные. Желудок у лошади представляет собой не просто расширение пищеварительной трубки, а вполне оформленный, отдифференцированный орган с своеобразной слизистой оболочкой. Пустой желудок находится в тоническом состоянии, периодически давая ряд сильных сокращений.
Первая порция пищи располагается вдоль слизистой, раздвигая желудок. Последующие порции послойно располагаются внутри. Медленными и сильными сокращениями желудок передвигает пищу в сторону пилоруса, но пища этим движением не перемешивается. Пилорическая часть желудка производит перистальтические сокращения по направлению к пилерному сфинктеру. Эти сокращения перемешивают пищу и способствуют пропитыванию ее желудочным соком.
Косые мышцы желудка при сокращении сближают входное и выходное отверстие. Слизистая оболочка при этом образует складки, которые создают по малой кривизне желоб, облегчающий проход в кишечник жидкой и полужидкой пищи. Этот желоб известен под названием «желудочной дорожки». Дополнительное сокращение отмечается в поперечном направлении. Эта перетяжка бывает настолько глубокой, что делит желудок на две части.
У лошади слизистая оболочка пищевода продолжается на желудок, закрывая больше трети всей камеры желудка. Безжелезистая часть желудка образует большой слепой мешок, расположенный ниже входа пищевода. Малая кривизна желудка у лошади очень короткая.
В головном и шейном мозгу имеются центры, раздражения которых приводят к моторным эффектам на желудок. Одни стимулируют различные движения, другие, напротив, задерживают.
В центральных извилинах коры головного мозга имеется одна моторная точка, другая—тормозящая; в полосатом теле—две тормозных, в четверохолмии—три моторных, ядро n. vagi дает моторные импульсы, а в шейной и грудной части спинного мозга 3—4 точки тормозных.
Импульсы от центра идут по блуждающему нерву. Роль симпатической нервной системы точно не изучена, предполагают, что она подает тормозные импульсы. За счет ауэрбаховского сплетения происходят автономные сокращения желудка.
Секреторным нервом желудочных желез, как показали исследования Павлова, является вагус. Перерезка вагуса прекращает секрецию, а прямое раздражение, напротив, увеличивает ее. Роль симпатической иннервации до сих пор не ясна.
Желудочное пищеварение связано с ротовым и кишечным пищеварением. Желудок получает пережеванную и ослюненную пищу. Периодически кишечник забрасывает обратно в желудок свое содержимое и соки. В желудке корм подвергается воздействию пепсина и соляной кислоты.
Кашицеобразная пища покидает желудок быстрее, чем грубая и объемистая. Корм, богатый углеводами, проходит также быстрее, чем белковый.
В послойно расположенной, не перемешанной пище желудочный сок действует в первую очередь на периферические слои химуса. В центральных слоях у некоторых видов животных действует птиалин слюны, а у большинства, особенно у травоядных большое значение имеют ферменты пищи и главным образом растительная диастаза. Только после того, как пропитываются все слои, начинается желудочное пищеварение под влиянием пепсина и соляной кислоты.
В пищеварении можно различать два периода. Первый состоит в преобладании амилолитических процессов, когда разлагаются углеводы и развиваются бродильные процессы. Второй период, протеолитический, начинается с того, что белки осаждаются и подвергаются денатурации. Денатурированные и осажденные белки подвергаются гидролитическому разложению пепсином с образованием альбумоз и пептонов. Липолитические процессы выражены слабо.
Выделением в желудочный сок соляной кислоты кровь освобождается от избытка водородных ионов. Этим, видимо, можно объяснить освежающее действие пищи на мышечноутомленных людей.
Исследование желудка лошади.
Заболевание желудка у лошади встречается сравнительно часто и влечет за собой потерю продуктивности и нередко гибель животного. Исследование желудка у лошади представляет известные трудности, которые нередко и обусловливают диагностические ошибки. Трудности заключаются в недостатке анамнестических данных, связанных с незнанием, отсутствием наблюдательности у лиц, ухаживающих за животным. Препятствием, служат также огромные размеры брюшной полости, толщина брюшной стенки и положение животного.
Все эти недостатки могут быть до известной степени устранены тщательным собиранием анамнеза, наблюдением за поведением животного и исследованием его. К полученным сведениям должно быть критическое отношение, и при анализе клинической картины должны учитываться все данные в совокупности.
Путем опроса и осмотра можно выявить ряд своеобразных изменений, которые ставятся в связь с заболеванием желудка. Сюда относятся сонливость животного, позевота, потеря или извращение аппетита, выворачивание верхней губы, желтушное окрашивание слизистых оболочек и налет на них.
При остром расширении желудка отмечается резкое беспокойство животного, подергивание верхней губы, вынужденное положение в виде позы сидящей собаки, одышка, иногда рвота; слева посередине грудной клетки в области 14—17-го межреберий обнаруживается небольшое выпячивание, заметное при сравнительном осмотре грудной клетки спереди назад (Мышкин, Ф орсель).
Перкуссия межреберных пространств в области выпячивания при расширении желудка дает тупой звук и —при наличии в нем газов—тимпани-ческий (метеоризм). При заболевании желудка у лошади на заднем склоне холки и в 4—7-м межреберьях справа появляется болевая реакция.
У небольших лошадей при ректальном исследовании удается под передним краем левой почки нащупать заднюю стенку желудка в виде эластичного тела, сильно напряженного и передвигающегося синхронно дыханию. Такого рода смещение возможно только при значительном расширении желудка у небольших лошадей. Увеличенный в объеме желудок не только смещается кзади, но и обусловливает резкое смещение селезенки, которая обнаруживается в области голодной ямки и даже левого подвздоха.
Наиболее надежным методом исследования желудка является зондирование. Удаление через зонд значительного количества газов или желудочного содержимого, с последующим успокоением животного, как нельзя лучше подтверждает заболевание желудка и расшифровывает причину страдания. Для зондирования используется носоглоточный зонд, выпускаемый ленинградским заводом «Красный треугольник». Этот зонд представляет собой эластическую трубку длиной до 160 см, толщиной в палец взрослого человека, с просветом трубки 10—14мм.
Зонд хорошо смазывается вазелином, вводится в нижний носовой ход и продвигается до глотки. Обычно лошади слабо реагируют на раздражение слизистой оболочки и только для очень неспокойных животных приходится прибегать к мерам укрощения. При раздражении слизистой глотки у животного возникают глотательные движения, во время которых и стараются продвинуть зонд дальше в пищевод. Продвижение зонда в пищевод не требует усилий и только в кардии желудка создается незначительное препятствие, которое преодолевается сравнительно легко. В отдельных случаях зонд необходимо оттянуть несколько назад, с последующим продвижением его вперед, или же приходится вливать через зонд теплую воду, после чего кардия открывается и зонд свободно продвигается в сторону желудка. При зондировании необходимо воздерживаться от форсирования введения зонда, так как из глотки в этом случае зонд может попасть в гортань и затем в трахею, загнуться в глотке и возвратиться обратно через нос или же в ротовую полость. Последнее чаще бывает в случаях, когда зонд сделан из мягкого материала.
При исследовании желудка эффективно может быть использована рентгеноскопия, особенно в случаях метеоризма и расширения желудка кормовыми массами. Метеоризм желудка представляет собой острое расширение его газами, которое может быть первичным и вторичным.
При просвечивании без применения контрастных масс (Липин) отмечается куполообразное просветление над интенсивной горизонтальной тенью, соответствующей пищевым массам. Степень просветления находится в прямой зависимости от количества газов и степени расширения.
Каудально отмечаются местные просветления, соответствующие наличию газов в отдельных петлях кишечника.