Аускультация сердца занимает первое место среди методов исследования, так как дает возможность наиболее полно изучить звуковые феномены, связанные с работой здорового и больного сердца. Для выслушивания сердца могут быть использованы как посредственная, так и непосредственная аускультация. Непосредственная аускультация проводится правым ухом, которое плотно прикладывается к грудной стенке в области позади локтя. У лошадей неспокойных выслушивание лучше проводить левым ухом, которое прикладывается к заднему краю мышечной группы анконеусов. Зону аускультации можно значительно расширить, если отвести у животного несколько вперед левую переднюю ногу. Необходимо учесть, что продолжительное стояние утомляет животное, и оно начинает беспокоиться. Это создает посторонние шорохи, которые сильно затрудняют исследование. Исследование левым ухом в области мышечной группы анконеусов имеет то преимущество, что животные стоят спокойно, и хотя звуки бывают несколько слабее, чем при отведении ноги, исследование можно производить не торопясь, без вынужденных перерывов.
Посредственная аускультация с помощью фонендоскопа или мягких стетоскопов проводится во всех случаях для определения пунктов наилучшей слышимости сердечных тонов, анализа их качественных изменений, для определения шумов и при функциональной диагностике. Преимущества посредственной аускультации заключаются в том, что она позволяет слушать животных в любом положении.
Тоны сердца. При выслушивании нормального сердца можно уловить два ритмически повторяющихся звука, которые называются сердечными тонами. Они непродолжительны, обладают некоторой музыкальностью и напоминают по характеру хлопанье растянутой ткани. Тоны отделяются друг от друга паузами различной продолжительности. Тон, выслушиваемый перед короткой паузой, совпадает по времени с сердечным толчком и с пульсом сонной артерии, т. е. с систолой желудочка, почему и называется систолическим, или первым, тоном. Тон, возникающий после короткой паузы, относится к периоду расслабления желудочков и называется диастолическим, или вторым тоном.
Тоны сердца возникают вследствие натяжения тканей во время его работы. Звуки производятся тканями, способными к вибраторным колебаниям. К таким тканям относятся парусные полулунные клапаны и фиброзные устья аорты и легочной артерии. Сокращение мышечной ткани дают звуки более слабые, но более продолжительные, чем клапаны и фиброзные отверстия.
Звуки, возникающие в различных отделах сердца, сливаются в один общий звук. Наибольшей мощностью отличается звук створчатых клапанов, который доминирует в образовании тона и придает ему своеобразный оттенок.
Особой сложностью по своему происхождению отличается первый, или систолический, тон. В его состав входят: а) тоны двустворки и трехстворки, которые при систоле желудочков сокращаются одновременно; б) тоны растягиваемых соединительнотканных устий аорты и легочной артерии и в) мышечные тоны сокращающихся правого и левого желудочков сердца. Все эти звуковые явления сливаются в первый тон. Диастолический, или второй, тон образуется из двух звуков, сливающихся в один,—захлопывания клапанов аорты и легочной артерии.
При патологических состояниях изменение тона зависит от качественных изменений отдельных компонентов, входящих в тот или другой тон, а потому уменье определить и выделить отдельные компоненты позволяет установить причину и локализацию процесса.
У человека различают еще третий тон сердца, который возникает в начале диастолы, т. е. в протодиастолический период. В основе возникновения третьего тона лежит поступление крови в опустевший желудочек из предсердий с растяжением их расслабленной стенки (Губергриц).
Рис. 21. Пункт наилучшей слышимости сердечных тонов и шумов у лошади: 1—левое атриовентрикулярное отверстие; 2 —отверстие аорты; 3 — отверстие легочной артерии. |
По характеру звука оба тона резко отличаются один от другого. Первый тон громче, значительно длиннее и на конце растянут; второй тон короче, выше и имеет хлопающий характер. Конец второго тона резко оборван. Фонетически сочетание первого и второго тона можно представить в виде повторяющихся слогов: буу-туп, буу-туп, буу-туп. Ударение при аускультации в четвертом и пятом межреберьях падает на первый тон (ритм хорея).
У крупных животных разница звуков выражена настолько хорошо, что дифференциация тонов в норме, при сравнительно редкой сердечной деятельности, не представляет затруднений. У мелких животных при более ускоренной работе сердца можно воспользоваться одновременным выслушиванием и пальпацией. Систолический тон совпадает с сердечным толчком. Одновременное восприятие тактильного и слухового впечатлений может быть использовано и у крупных животных при учащении сердечной деятельности.
Дифференциации тонов при нормальной работе сердца помогает, кроме того, разница в паузах между первым и вторым тоном и между вторым и первым тоном. Между первым и вторым тоном пауза короткая, продолжительность ее у крупных собак равна 0,2 секунды. Пауза между вторым и первым длиннее в 2 раза и достигает у собак 0,43 секунды. Создается своеобразный ритм. Первый тон следует за длинной паузой, а второй—за короткой. При нормальной деятельности сердца все перечисленные особенности в работе сердца позволяют легко отличать сердечные тоны один от другого, отличать нормальную мелодию сердца от патологической.
При лихорадочных процессах работа сердца значительно ускоряется. Укорочение рефракторного периода сказывается на продолжительности промежутков между тонами, в силу чего паузы становятся равными одна другой. Характер тонов изменяется, различия между ними сглаживаются, и они становятся похожими один на другой. Для дифференциации в этих случаях необходимо использовать тактильное и слуховое восприятие. Первый тон совпадает с сердечным толчком.
Пункты наилучшей слышимости сердечных то-н о в (Punctum optimum). Кратчайшее расстояние от сердечного отверстия-— источника звука—называется проекцией отверстий сердца, или пунктами наилучшей слышимости сердечных тонов. Кратчайшее расстояние определяется перпендикуляром, восстановленным из данного отверстия к поверхности грудной клетки. Место пересечения перпендикуляра с поверхностью грудной стенки и будет проекцией данного отверстия сердца. Отдельные компоненты, входящие в состав первого и второго тона, образуются в просвете сердечных
Отверстий, отдаленных на некотором расстоянии один от другого. Естественно, что проведение звуков на грудную клетку в различных точках бывает неодинаковым. Это зависит как от расстояния между точками их образования, так и от точки, где производится аускультация. Точка, где интенсивность тона будет сильнее, а аналогичного ему другого клапана слабее и называется Punctum optimum сердечных тонов.
Определение пунктов наилучшей слышимости тона имеет огромное практическое значение. При патологических состояниях представляется возможным определить локализацию процесса.
Проекция двустворчатого клапана, или P. optimum двустворки, находится у лошади в пятом межреберье слева, в середине нижней трети грудной клетки. При аускультации в этой точке слышны оба тона, но один из них—систолический, в котором с особой силой звучит двустворка, является доминирующим.
Проекция трехстворчатого клапана, или P. optimum трехстворки, находится с правой стороны, под четвертым ребром, на уровне середины нижней трети грудной клетки. Из двух тонов, которые здесь прослушиваются, доминирует систолический тон трехстворки. Следует отметить, что с правой стороны сердечный тон прослушивается несколько слабее, нежели с левой стороны.
Проекция клапана аорты, или P. optimum аортального клапана, находится в четвертом межреберье слева, немного ниже линии, проведенной через лопатко-плечевой сустав. Вследствие глубокого расположения этот тон малоинтенсивен и легко смешивается с тоном легочной артерии. Справа в том же межреберье этот тон слышен хотя и слабее, но зато почти чистым. Проекция отверстия легочной артерии, или. P. optimum легочной артерии, находится в третьем межреберье слева, в середине нижней трети грудной клетки. Оба тона прослушиваются ясно, но доминирует тон легочной артерии.
У жвачных животных разница заключается в том, что проекция двустворчатого клапана находится в четвертом межреберье и в том же межреберье, но несколько выше, находится и проекция аортального отверстия. Проекция легочной артерии находится в третьем межреберье слева, почти на одной линии с двустворкои, а проекция трехстворчатого клапана наиболее четко выступает справа, в третьем межреберье.
У свиньи проекция двустворки находится в четвертом межреберье слева, проекция аортального отверстия—в третьем межреберье и пульмонального клапана — во втором межреберье. Проекция трехстворчатого клапана находится справа, в третьем межреберье.
У собаки проекция двустворчатого клапана находится слева в пятом межреберье над линией, делящей пополам нижнюю треть груди, проекция аортального отверстия в четвертом межреберье слева, непосредственно под линией плечевого бугра. Проекция легочной артерии находится в третьем межреберье слева по краю грудной кости, а трехстворки—справа в четвертом межреберье на высоте прикрепления ребер.
Усиление сердечных тонов. Изменение в силе сердечных тонов можно наблюдать одновременно и по отдельности. Усиление обоих тонов отмечается в случаях: а) усиления сердечных сокращений при физическом напряжении и лихорадках; б) при плохом питании и у животных с узкой грудной клеткой; в) когда имеется анемическое состояние. Тоны сердца в этом случае приобретают хлопающий характер, видимо, в связи с большой разницей натяжения тканей клапанов и отверстий во время систолы и в диастоле; г) когда имеется улучшение условий проведения звука.
Усиление отдельных тонов называется акцентом, или акцентуированием сердечных тонов. Об акценте тона говорят в тех случаях, когда он резко выделяется из общего звука (акцентуирует). В клинической практике имеет значение акцент тона легочной артерии, акцент на втором тоне аорты и акцентуирование систолических тонов.
Акцент на втором тоне аорты отмечается при повышении кровяного давления в артериальной системе. У здоровых лошадей акцент на аорте обнаруживается при мышечном напряжении и возбуждении животного. При патологических состояниях акцент на аортальном клапане наблюдается в виде стойкого явления. К таким процессам относится артериосклероз начальной части аорты, повышение кровяного давления в большом круге при хроническом нефрите и др. Акцент на втором тоне легочной артерии наблюдается в случаях повышения кровяного давления в малом круге кровообращения, когда имеется затруднение кровообращения в легочном кругу при достаточной силе правого желудочка. Из заболеваний, при которых имеется акцент на втором тоне легочной артерии, нужно назвать альвеолярную эмфизему легких, интерстициальную пневмонию, недостаточность двустворки и стеноз митрального отверстия. Нужно учесть, что у молодых лошадей тон легочной артерии значительно сильнее тона аорты. С возрастом интенсивность тона аорты постепенно нарастает, а легочной артерии слабеет.
Акцент на первом тоне у лошадей особенно резко выражен при инфекционной анемии, особенно после нагрузки. После полуминутного бега у лошадей, больных ИНАН, систолический тон резко усиливается, становится звонким и приобретает металлический оттенок. Возбуждение сердца исчезает быстро, и сердечные тоны приобретают свой нормальный характер. Акцентуирование систолического тона имеет большое значение в практике диагносцирования скрыто протекающей хронической формы инфекционной анемии, при которой происходят значительные изменения со стороны сердечной мышцы. Усиление систолических тонов отмечается при вторичных анемиях, кровепаразитарных заболеваниях, лихорадочных процессах и слабости сердца, сопровождающихся резкой тахикардией.
Ослабление сердечных тонов. Тоны сердца могут казаться ослабленными при условии ухудшения проводимости звука на периферию. Это может быть при ожирении, подкожной эмфиземе, экссудативном перикардите и при эмфиземе легких, когда сердце удаляется от грудной клетки. Это Нужно Иметь в виду, чтобы не признать ослабления сердечной деятельности там, где его нет.
Ослабление сердечных тонов, связанных с нарушением сократительной способности сердечной мышцы, наблюдается при миокардитах, миодегенерации сердца и при его расширении. Оно наблюдается также при утолщении и деформации клапанов, препятствующих их сокращению вследствие потери эластичности. Дальнейшее изменение приводит к появлению шумов. Ослабление тонов может быть при недостаточности аортального клапана. В основе ослабления лежит невозможность двустворки переходить во время замыкания из напряженного состояния в еще большее напряжение во время систолы желудочков. Высшей степенью расстройства является полное исчезновение сердечных тонов. У крупного рогатого скота этот симптом является характерным при экссудативном травматическом перикардите.
Раздвоение сердечных тонов. Раздвоение сердечных тонов имеет в своей основе или неодновременное сокращение обоих желудочков, что обусловливает раздвоение первого тона, или неодновременное их расслабление, обусловливающее раздвоение второго тона. Неодновременная работа желудочков наблюдается при заболеваниях, неравномерно поражающих обе половины сердца. Условиями для возникновения неодинаковой работы может быть ослабление работы сердца и гипертрофия одного желудочка. Ослабленный желудочек отстает от здорового со своими сокращениями, и первый тон его слышен отдельно. Раздвоение может быть также на почве поражения одной из ножек гисовского пучка.
При диастоле желудочков расслабляется скорее тот, который работает против кровяного давления меньшей высоты. Для раздвоения первого тона особенно благоприятными условиями являются такие, когда систола левого желудочка короче систолы правого, и аорта захлопывается раньше легочной артерии. Повышение кровяного давления в малом круге кровообращения обусловливает раздвоение второго тона с акцентом на пульмональном клапане, а повышение кровяного давления в большом круге кровообращения—раздвоение и акцент на клапане аорты.
Расщепление сердечных тонов отличается от раздвоения только степенью выраженности. При раздвоении отчетливо выступает пауза между полутонами, а при расщеплении получается впечатление тонов с пред-или послеударами. Тон удлиняется и в середине как бы расщепляется.
Галопирующий ритм. Ритм галопа отличается от раздвоения тем, что он приобретает трехчленный характер. Это зависит от резкого раздвоения тона, когда отщепленная часть воспринимается как отдельный самостоятельный тон. Определяется ритм галопа при учащенном сокращении сердца; при физическом напряжении он выступает отчетливее. Ритм галопа по характеру может быть предсистолическим, систолическим и диастолическим.
Предсистолический ритм галопа отмечается при затруднении проводимости импульсов по пучку Гиса между предсердиями и желудочками. Это приводит к замедлению возбуждения желудочков и появлению тона предсердий.
Рис. 22. Тонограмма. Расщепление второго тона.
Систолический ритм галопа объясняется неодновременным сокращением правого и левого желудочков и имеет в основе нарушение проводимости по ножкам пучка Гиса или их разветвлениям.
Диастолический ритм галопа характеризуется появлением добавочного-тона в середине большой паузы, т. е. в середине диастолы. Эта форма в отношении механизма возникновения пока еще не расшифрована. Есть предположение, что диастолический ритм галопа связан с существованием третьего тона (Образцов, Губергриц). В пользу существования третьего тона говорит графическая регистрация—запись фонограммы, которая демонстрирует небольшие кратковременные колебания в диастоле.
Возникновение третьего тона связывают с колебаниями в напряжении стенок желудочков вследствие вливающейся в него крови во время диастолы. При понижении тонуса и сократительной способности мышцы желудочка изменение в напряжении ее под напором крови будет совершаться с большим размахом, почему третий тон и становится более звучным.
Ритм галопа указывает на тяжелые нарушения в проводящей системе сердца, связанные с органическими заболеваниями сердечной мышцы.
Эмбриокардия. При тяжелой хронической недостаточности сердца и при остром его ослаблении паузы становятся одинаковой продолжительности за счет укорочения более длинной паузы. Сердечные тоны в этом случае сравниваются по силе и характеру звука. Дифференциация первого и второго сердечных тонов становится затруднительной. Если сердечная деятельность к тому же учащается, то по своему характеру она напоминает сердцебиение плода (эмбриокардия). Дифференциация по сердечному толчку—совпадение первого тона.