Литература 1945-1980 гг
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Еще медики древней Греции отметили, что не все организмы одинаково реагируют на внешние воздействия и на болезнетворные начала. Одни организмы оказываются более стойкими, менее восприимчивыми к заболеваниям, другие, наоборот, легче заболевают и труднее переносят заболевания. Отсюда возникло представление о «хорошей» и «плохой», «сильной» и «слабой» конституции. Первым автором, описавшим типы конституции, называют Гиппократа.

Учение Гиппократа и его учеников о конституции в дальнейшем неоднократно подвергалось пересмотру. В настоящее время, несмотря на многовековое существование, понятие о конституции не имеет четкого научного обоснования, общепринятой классификации и радикальных методов определения.

В представлении советских ученых понятие о конституции лишено элементов статичности, неизменяемости и предопределенности. Тип конституции складывается у животных в ряде поколений, как результат приспособления к условиям существования, которые откладывают отпечаток на внешние формы животного и его поведение.

Понятие о конституции включает в себя представление о единстве и целостности организма, о взаимной связи всех его частей и функций и неразрывно связано с представлением о наследственности и изменчивости—неотъемлемых свойствах животного организма.

Учение о конституции рассматривает, следовательно, организм со всеми наследственными морфологическими и физиологическими свойствами и их способностью взаимодействовать с окружающим миром с его беспрерывной изменчивостью.

Понятие о конституции, таким образом, шире понятия наследственности. Оно включает не только врожденные свойства организма, но и свойства, приобретаемые в процессе жизни, которые создаются под влиянием внешних условий.

Касаясь вопроса взаимоотношения конституции, типа высшей нервной деятельности и темперамента у людей, И. П. Павлов говорил, что типы нервной деятельности «очевидно то, что мы называем у людей темпераментом». А «темперамент»,—говорил он дальше,—входит важнейшей частью в конституцию».

Из этого высказывания видно, что И. П. Павлов, не отождествляя тип высшей нервной деятельности с конституцией, считал нервную деятельность важнейшей частью конституции. Следовательно, рациональная классификация конституциональных типов должна быть четырехчленной, включающей четыре типа высшей нервной деятельности у животных. Этому требованию не отвечает трехчленная классификация Черноруцкого и Кречмера и пяти-членная М. Ф. Иванова.

Четырехчленная классификация Сиго, использованная Дюрстом в животноводстве, не может быть принята во внимание потому, что типы высшей нервной деятельности не входят составной частью во все четыре типа конституции, а вынесены в самостоятельный «нервный тип».

Четырехчленная классификация П. И. Кулешова с последующими дополнениями Е. А. Богданова предусматривает разделение животных на следующие четыре типа конституции: грубый и нежный, плотный и рыхлый, которые характеризуются следующими основными чертами.

Грубая конституция отличается массивным, грубым и тяжеловесным костяком, грубой и тяжелой головой, толстой кожей с жестким малоэластичным волосяным покровом, неравномерным по толщине и не равномерно покрывающим различные части тела. Мускулатура объемистая, слабо пронизанная жировой и соединительной тканью. Имеется большая потребность к корму, при слаборазвитой продуктивности. Грубый тип конституции благоприятен для развития рабочих качеств лошади и крупного рогатого скота.

Нежная конституция характеризуется сравнительно тонким костяком, легкой головой, тонкой шеей и тонкими конечностями. Кожа тонкая, легко оттягивающаяся, складчатая, особенно на шее и вымени, покрыта короткими, тонкими и редкими волосами. Мускулатура, соединительная и жировая ткань развиты слабо. Обмен веществ интенсивный. Темперамент живой. На внешние воздействия животные реагируют быстро и энергично.

Плотная (сухая) конституция характеризуется малым развитием соединительной и жировой ткани. Ткани плотные, кости и сухожилия крепкие, кожа плотная. Мускулатура, суставы и сухожилия четко очерчены. Кожа тонкая, эластичная и плотно прилегающая. Обмен веществ интенсивный. Имеется хорошо функционирующий аппарат пищеварения, кровообращения и дыхания. Темперамент живой. На внешние раздражения реагирует быстро и энергично. Продуктивность высокая. Хорошо противостоит вредным воздействиям внешней среды.

Рыхлая конституция (сырая) отличается развитием жировой и соединительной ткани. Мускулатура объемистая, кожа толстая, волос редкий и довольно нежный. Туловище массивное, округлое с укороченными конечностями. Грудь глубокая и широкая. Шея короткая, голова массивная. Движения животного медленные, темперамент флегматичный. Имеется склонность к ожирению. Сопротивляемость вредным воздействиям внешней среды невысокая.

Чистые типы конституции встречаются редко. Чаще отмечается сочетание различных типов. Так, сочетание нежной и плотней конституции у рогатого скота характерно для молочных животных. Грубая и плотная конституция отмечается у рогатого скота рабочего направления. Нежная и рыхлая конституция характерна для животных мясного направления. Это же соотношение является характерным и для овец.

Рис. 7. Лошадь грубой конституции.

 

Элементы нежности и сухости, грубости и сырости могут в пределах одной породы варьировать в различной степени. Направленным подбором и воспитанием можно усиливать признаки, желательные для той или иной цели.

Лошадь грубой конституции

Лошадь нежной конституции

Рис. 8. Лошадь нежной конституции.

Для полноты представления о конституциональных типах у животных в классификации П. Н. Кулешова не достает характеристики типов высшей нервной деятельности, морфологических и функциональных свойств внутренних органов (интерьер), которые, судя по работам В. И. Зайцева, у лошадей имеют существенные различия.

Чтобы пополнить этот пробел, необходимы дополнительные исследования. В первую очередь необходимо решить вопрос о том, совпадают ли четыре типа высшей нервной деятельности с четырьмя типами конституции по П. Н. Кулешову, т. е. можно ли рассматривать животных нежной конституции, как имеющих неуравновешенный возбудимый (безудержный) тип высшей нервной деятельности; животных плотной (сухой) конституции, как сильных, уравновешенных, возбудимых; животных грубой конституции, как сильных уравновешенных, спокойных и животных рыхлой конституции, как слабый тормозной тип. Если этого совпадения нет и внутри каждого типа конституции можно найти все четыре типа высшей нервной деятельности по И. П. Павлову, то потребуется создание новой классификации, в которой бы сочетались данные экстерьера и интерьерных особенностей организма, в одинаковой степени отвечающие требованиям врачей и зоотехников.

Для определения типа высшей нервной деятельности у животных в лабораторных условиях необходимо использовать физиологическую методику И. П. Павлова. В клинической практике в качестве объективного критерия можно использовать учет основных процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности. Для этого необходимо отмечать поведение животного при различных условиях его жизни, его реакцию на окружающее и отношение к обслуживающему персоналу и посторонним людям.

 Лошадь плотной конституции

Рис. 9. Лошадь плотной конституции.

Лошадь рыхлой конституции

Рис. 10. Лошадь рыхлой конституции.

Сила нервных процессов находит свое отражение в работоспособности, спокойствии при преодолении встречающихся препятствий, дружелюбное отношении к людям, быстром привыкании к новым условиям и сдержанное и терпеливое отношение к болевым раздражениям. Слабость нервной системы наоборот, проявляется малой работоспособностью, нерешительностью и трусливостью, трудным привыканием к новым условиям и бурной реакцией на внешние раздражения.

Неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения и слабым торможением проявляется беспокойством животного, легкой его возбудимостью и торопливостью в движениях и в приеме корма.

Недостаточная подвижность нервных процессов проявляется тем, что животные трудно приспосабливаются к перемене обстановки и к обслуживающему персоналу.

Клинический метод требует наблюдательности и учета тренировки и состояния здоровья животного. Не являясь основным, клинический метод существенно дополняет физиологический метод, делая его более объективным, и тем самым несколько облегчает задачу определения типов высшей нервной деятельности и типов конституции у животных.

Дополнительные материалы: