Лабораторное занятие № 34 Гистогенез и строение зубов
Микропрепараты:
1. Строение зуба-резца КРС в продольном разрезе. Г.-е.
При малом увеличении по характерным морфологическим признакам отдифференцировать структуры коронки и корня зуба. Коронка покрыта эмалью, в которой при большом увеличении хорошо видны линии Ретциуса и полосы Шрегера. Корень же покрыт цементом. У верхушки корня в нем различаются цементоциты (клеточный цемент), тогда как в области шейки зуба их нет (бесклеточный цемент).
Зарисовать с малого увеличения и обозначить учебные элементы.
2. Развитие зуба у зародыша свиньи на стадии эмалевого органа. Г.-е.
В микропрепарате представлен сагиттальный срез нижней челюсти зародыша свиньи. При малом увеличении обнаружить десны, покрытые многослойным плоским неороговевающим эпителием. Билатерально в них располагаются зачатки эмалевых органов зубов, связанные с эпителием десен тяжом клеток, представляющих зубные пластинки. Эмалевый орган имеет форму двустенного колпачка. Наружный слой клеток имеет плоскую форму, вогнутый внутренний слой образован высокими клетками, ядра которых лежат на разных уровнях. Между наружным и внутренним слоями находится промежуточный слой звездчатых клеток, которые создают сетчатую структуру (пульпа эмалевого органа). Внутрь колпачка вдается мезенхимный зубной сосочек. Вокруг эмалевого органа и зубного сосочка располагается уплотненная мезенхима, формирующая зубной мешочек. Вблизи таких образований видны рыхло расположенные мезенхимоциты, зачатки кровеносных сосудов и островки костной ткани, отличающиеся от всех остальных структур выраженной оксифилией.
При большом увеличении изучить особенности строения клеток эктодермального и мезенхимного генеза, которые образуют зачатки зубов.
Зарисовать с малого увеличения и обозначить учебные элементы.
3. Поздняя стадия развития зуба у предплода свиньи (образование дентина и эмали). Г.-е.
Рассмотреть микропрепарат невооруженным глазом. В боковых отделах сагиттально срезанной нижней челюсти найти развивающиеся зубы на стадии образования дентина и эмали. Выбрать наиболее удачно продольно срезанный зуб и изучить при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на то, что коронка зуба более развита, чем корень. Она сверху покрыта тонким слоем эмали, над которой находятся призматические клетки внутреннего слоя эмалевого органа (амелобласты). Под эмалью расположен дентин. Он окрашен эозином в красный цвет, а локализующийся под ним предентин - в светлый желтовато-розовый цвет, что обусловлено разной степенью их минерализации. Под предентином видны дентинобласты (одонтобласты). Еще глубже находится мезенхима зубного сосочка, дифференцирующаяся в рыхлую соединительную ткань. В ней четко различаются закладки кровеносных сосудов. Пульпа эмалевого органа смещается на будущий корень.
При большом увеличении изучить амелобласты, дентинобласты, структуры зубного мешочка, превращающиеся в окружающие зуб соединительнотканные структуры, пульпу зуба и пульпу эмалевого органа.
Зарисовать с малого увеличения и обозначить учебные элементы.
Задания для самостоятельной Внеаудиторной работы.
Продольный срез резца жвачных и окружающих его структур (схема) |
Продольный срез резца лошади (схема) |
Ранняя стадия развития зуба (схема) |
Обозначить: |
1 - коронка; 2 - шейка; 3 - корень; 4 - полость зуба; 5 - цемент; 6 - эмаль; 7 - дентин. |
Обозначить: |
Микропрепарат 1. Продольный срез резца КРС. Г.-е. |
Микропрепарат 2. Развитие зуба у зародыша свиньи на стадии эмалевого органа. Г.-е. |
Микропрепарат 3.
Поздняя стадия развития зуба . Г.-е. |
Обозначить: 1 - коронка; 2 - шейка; 3 - корень; 4 - эмаль; 5 - дентин; 6 - цемент. |
Обозначить: 1 - эпителий слизистой оболочки десны; 2 - зубная пластинка; 3 - наружный слой эмалевого органа; 4 - внутренний слой эмалевого органа; 4 - внутренний слой эмалевого органа; 5 - пульпа эмалевого органа; 6 - мезенхима; 7 - зубной сосочек; 8 - зубной мешочек. |
Обозначить: 1 - эмаль; 2 - дентин; 3 - амелобласты (энамелобласты); 4 - дентинобласты (одонтобласты); 5 - пульпа эмалевого органа; 6 - пульпа зуба; 7 - зубной мешочек; 8 - костная ткань. |