Эпизоотическая геморрагическая болезнь оленей (ЭГБО) — вирусная трансмиссивная болезнь, характеризующаяся острым течением, сильным угнетением, лихорадкой, резко выраженным геморрагическим синдромом с подкожными отеками и высокой летальностью белохвостых оленей, напоминающее катаральную лихорадку болезнь синего языка у КРС. Вспышки ее регистрируются на юго-востоке США с 1890 г. Вирус ЭГБО относится к роду орбивирусов, семейству реовирусов.
Заболевание зарегистрировано в разных зонах мира (на Карибских островах, в Гвиане, Суринаме, Австралии, на севере Колумбии, Нигерии, Судане, Гайане и ЮАР), где обнаружены AT, что свидетельствует о широком распространении указанного вируса (9). Последний не вызывает симптомов заболевания овец, однако вызывает виремию. В 1988 г. он впервые был выделен от клинически здоровых овец в США. Вирус был выделен у белохвостых оленей, оленей-муллов, антилоп в восточных и юго-восточных штатах США, на юге Канады. Имеется сообщение о выделении от теленка вируса Каванабе, который, по данным РН, относится к серотипу Нью-Джерси вируса ЭГБО. Основной переносчик вируса — мокрец из рода Culicoidec.
В различных тканях отмечаются кровоизлияния, возможны забрюшинный отек и скопление жидкости в серозных сумках. Вирус вызывает сильные дегенеративные изменения в эпителиальных клетках, что приводит к интраваскулярным тромбозам.
Вирионы диаметром в среднем 60 нм, имеют форму икосаэдра, состоят из 5—6 субъединиц. Геном вируса фрагментированную представляет собой 2-нитевую РНК, устойчивую к действию панкреатической РНК-азы, мол. м. наиболее длинного фрагмента (5,8 нм) 12,2—15,МО6 Д. Плавучая плотность в хлористом цезии 1,35 г/см3. В составе вируса ЭГБО обнаружено 8 полипептидов: 4 основных и 4 минорных. Кроме полипептидов VP2 и VP5, в наружном слое капсида обнаружен дополнительный минорный полипептид (90 кД).
По физико-химическим свойствам установлено полное сходство вируса ЭГБО и блутанга. Вирус сохраняется в замороженном состоянии свыше 9 месяцев. При -20 °С активен до 14 месяцев, при -60 "С — в течение 2 лет. шт. Южная Дакота менее устойчив по сравнению со шт. Нью-Джерси.
У вируса определена полная нуклеотидная последовательность гена минорного капсидного белка VP1 австралийских орбивирусов, построено их филогенетическое дерево, учитывающее концепцию топотипов (10), а также установлена полная последовательность нуклеотидов в сегменте 5-геномной 2-нитевой РНК.
Установлено наличие 8 серотипов вируса ЭГБО. Выделено два АГ типа вируса: 1-й (шт. Нью-Джерси) выделен в 1955 г. во время крупной эпизоотии; 2-й (тип 2 ЭГБО) выделен в 1962 г. во время эпизоотии в Канаде (шт. Альберта) (Хиф, Трайнер, 1978 г.). Вирус Ибараки, выделенный в Японии из крови коровы, оказался родственным шт. Альберта, но несколько отличен от него.
У белохвостых оленей вирус вызывает виремию. Максимальные титры его обнаружены в эритроцитах. У заражённых животных через 5—7 дней появляются ВНА и ви-ремия исчезает. Вирус можно выделять из крови и селезенки больных и павших оленей. Из печени и почек его выделяют редко. Из легких, селезенки, мышцы сердца и почек вирус выделяют только при больших разведениях вируссодержащего материала, так как в низких разведениях наблюдается подавление его ЦПД.
Эталонные штаммы вируса ЭГБО: шт. Нью-Джерси, — 1-й тип и 2-й тип — шт. Альберта — 3-й пассаж на мышах-сосунах.
Антигенная активность выражена у животных реконвалесцентов. ВНА и КСА, которые появляются через 2—3 недели после клинического выздоровления, что сопровождается стойким иммунитетом. Сыворотка реконвалесцентов обладает выраженными профилактическими свойствами. Однако AT не защищают животных при повторном заражении вирулентным гетерологичным вирусом.
Гемагглютинирующие свойства не изучены.
Экспериментальная инфекция легко воспроизводится при внутримышечном и подкожном заражении молодняка белохвостых оленей от 10 недель до 2-х лет.
К вирусу ЭГБО чувствительны следующие перевиваемые клеточные культуры: Vero, BHK-21, HmLu, L-929, mVPK, Hela, полученные из органов теплокровных, а также перевиваемые клеточные культуры холоднокровных: комаров Aedes obopyc-tus, Kxenopus levis. Наиболее чувствительными к вирусу ЭГБО ПСГК, CV-1, ПЭАК, обеспечивающие максимальное накопление его в титрах 6,75—7,0 lg с проявлением ЦПД на 3—4 сутки. Популяции диких животных являются резервуаром вируса ЭГБО в природе и играют важную роль в заражении домашних животных. В 1973 г. Борман и Джубс указали на возможность участия мокрецов из рода Culicoides как векторов в Европе и странах СНГ.
Сосредоточие поголовья КРС, оленей, овец приводит к нарастанию численности переносчиков, что увеличивает риск возникновения и распространения болезни. Актуальность изучения ЭГБО связана с возрастающей вероятностью заноса на территорию РФ вирусов КЛО и болезни Ибараки, в ассоциации с которыми часто может оказаться вирус ЭГБО. Наличие этих вирусов в пограничных с РФ странах увеличивает риск.
Белохвостые олени (Odocoileus nryinianus), чернохвостые олени (Odocoileus gemionus), вилорогие антилопы (Antilocurpa amerione), лоси (Alcess Alcess) восприимчивы к вирусу ЭГБО. Также вирус выделяли от оленей-муллов, антилоп в восточных и юго-восточных штатах США и юге Канады.
Между вирусами ЭГБО и блутанга существует АГ-родство, поэтому положительные результаты определения AT любым конвенциальным серологическим методом, за исключением РН, не может служить однозначным доказательством инфицированно животных именно тем или другим вирусом. Дополнительной трудностью является наличие 8 серотипов вируса ЭГБО и 24 серотипов вируса блутанга (11, 12).