Вирусные инфекции
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.67 (3 Голоса)

Текомы и опухоли из зернистых клеток яичника вызываются вирусом BAI-A и HPRS-103. При проведении исследований у одной из птиц, зараженной МН2, развилась семинома яичка. Эта опухоль представляла со
бой аденокарциноматозное новообразование семенных канальцев. При этом интерстициальные в патологический процесс вовлечены не были.

Вирусами МС29, МН2 и HPRS-103 у кур были вызваны аденокарциномы поджелудочной железы. Штамм Pts-56 вируса остеопетроза продуцировал развитие аденокарциномы и аденомы поджелудочной железы, а также дуоденальные папилломы у цесарки. В естественных условиях самопроизвольные случаи развития таких опухолей встречаются крайне редко. У нескольких кур, инфицированных МС29 или МН2, наблюдались карциномы плоских клеток.

Остеопетроз, Вызванный вирусом лейкоза птиц, представляет собой поликлональное заболевание кости. После экспериментальной инокуляции однодневных цыплят штаммом RPL12—L29 или другими вирусами через месяц может развиться остеопетроз, чаще у птиц 8—12-недельного возраста. Чаще всего поражаются длинные кости конечностей — одинаковое или несимметричное диафизарной части кости. Пораженные участки обычно теплые. В пальцах изменения, как правило, отсутствуют. Надкостница утолщается, пораженная кость становится похожа на губку, легко режется. Тяжесть поражения может значительно варьироваться. Остеопетроз часто встречается у кур вместе с лимфоидным лейкозом. При исследовании под микроскопом можно обнаружить утолщение надкостницы за счет скопления и увеличения размера базофильных остеобластов. Спонгиозный слой кости сходится центростремительно к центру диафиза. Увеличены и имеют неправильную форму гаверсовы каналы. Количество остеоцитов увеличено, они увеличенного размера и эозинофильны. Новая кость обладает базофильностью и заметно волокнистая.

Вирусные частицы обнаруживаются кратковременно почкующимися от остеобластов или (чаще) остеоцитов, скапливаются в области надкостницы. Картина крови обычно не лейкозная, но может присутствовать вторичная апластическая анемия. При тяжелых случаях остеопетроза, обусловленного штаммом Вг21 вируса лейкоза птиц, содержание вирусной ДНК в тканях было в 10 раз выше, зрелых капсидных белков — в 30 раз больше, белка-предшественника gag в 5—10 раз выше, env в 2—3 раза выше, чем в инфицированных культурах остеобластов. Поражения при остеопетрозе носят в основном пролиферативный или гипертрофический характер и могут быть неопластическими. Поражения лимфоидных органов и костного мозга являются дегенеративными или апластическими. Способность определенных вирусов лейкоза птиц вызывать остеопет-роз обусловлена последователностями в области gag-pol вирусного генома.

Опухоли соединительной ткани Могут иметь вирусную этиологию. К таким опухолям относятся фиброма и фибросаркома, миксома и миксосаркома, гистиоцитная саркома, остеома и остеогенная саркома, хондросаркома. Все эти опухоли могут быть как доброкачественными, так и злокачественными новообразованиями. Большинство штаммов вирусов, вызывающих эти опухоли, являются мультипотентными. Например, RSV и ES4, которые также вызывают эритробластоз и лимфоидный лейкоз. Большинстов штаммов вируса лейкоза, такие, как RPL12 (эритробластоз и лимфоидный лейкоз), BAI-A (миелобластоз) и штамм R (эритробластоз) также вызывают одну и более твердых опухолей, описанных выше. Даже вирусы, выделенные непосредственно из полевых случаев лимфоидного лейкоза, приводили к развитию фибросар-ком, миксосарком и гистоцитных сарком, а также гемангиом и нефробластом.

Опухоли развиваются быстро и могут прощупываться спустя три дня после инокуляции кур большими дозами вируса саркомы Рауса. При инокуляции вирусами лейкоза в любое время могут развиться саркомы, но чаще всего они наблюдаются в первые 2—3 месяца. В полевых условиях опухоли соединительных тканей могут встречаться у птиц любого возраста. Пока опухоли не станут очень большими, не начнут воздействовать на функцию органа, не станут приводить к развитию язв или метастазов, они не оказывают влияния на существование хозяина. Некоторые опухоли внутренних органов и большинство опухолей, поражающих мышцы и наружные покровы, можно прощупать. Смерть может наступить от вторичной бактериальной инфекции, токсемии, кровотечения или дисфункции органа, пораженного опухолью. Доброкачественные опухоли могут никогда не вызвать смерть, в то время как злокачественные новообразования могут привести к смерти в течение нескольких дней.

Потенциальными источниками различных опухолей могут быть соединтельные ткани по всему телу. Фибромы, миксомы и саркомы чаще всего развиваются в мышцах или наружном покрове. Опухоли, состоящие из хряща или кости, либо из того и другого, появляются в месте расположения двух этих тканей. Иногда мультипотентные мезенхимные клетки приводят к появлению хряща и кости в тех местах, где эти ткани обычно не присутствуют. Из всех опухолей соединительных тканей наиболее широко распространена гистоцитная саркома. Вторичные метастатические очаги злокачественных опухолей чаше всего случаются в легких, печени, селезенке и кишечной серозной оболочке. Первичная множественность может быть как у доброкачественных, так и у злокачественных опухолей. Она характеризуется гистоцитными саркомами. Фибромы и фибросаркомы впервые отмечаются как твердые бугры или шишки на коже, в подкожной ткани, мышцах, а иногда и в других органах. При их развитии на коже, покрывающей опухоли, часто образуется некроз. В результате этого появляются язвы и происходит вторичное инфицирование. При их разрыве становится видна волокнистая основа.

Самая простая форма фибром состоит из созревших фибробластов, покрытых волокнами коллагена, которые расположены параллельными волнистыми полосками или завитками. Медленно растущие опухоли более дифференцированы и содержат больше коллагена и меньше клеток, чем быстрорастущие новообразования. У некоторых фибром могут быть отечные области. Их нельзя путать с миксомами и миксосаркомами. Если появляются некроз, язвы и вторичная инфекция, в опухоли могут наблюдаться различные изменения воспалительного и некротического характера. Воспалительные изменения могут быть столь значительными, что опухоль можно спутать с гранулемой. Фибросаркомы характеризуются активным и деструктивным ростом, клеточной структурой и незрелостью составляющих клеток. Очень много больших гиперхромных фибробласв неправильной формы. Часто встречается митоз. Эти опухоли содержат меньше коллагена, чем фибромы, причем он сосредоточен в разделяющих опухоли перегородках и около них. У быстро растущих опухолей часто встречаются области некроза. Иногда присутствует отек.

Миксомы и миксосаркомы мягче фибром и фибросарком. Они содержат характерный вязкий слизистый материал, который вытягивается в длинные нити. Миксомы состоят из звездчатых или веретенообразных клеток, окруженных гомогенным, немного базофильным, слизистым матриксом. Длинные цитоплазматические отростки могут простираться от звездчатых клеток и смешиваться с редкими фибриллами коллагена. При развитии злокачественной формы опухоли (миксосаркомы) слизистого матрикса меньше, а фибробласты пропорционально более многочисленны и более незрелы, чем в миксомах. Гистогенез и структура первичных миксосаркоматозных опухолей сходны с тем, что наблюдается у фибробластных опухолей. Существенная разница заключается в том, что в миксоматозных опухолях фибробластные клетки более адаптированы и способны производить большое количество муцина в дополнение к обычным продуктам (коллагену и эластичным фибрилам).

Гистоцитные саркомы представляют собой твердые мясистые опухоли, состоящие из смеси двух и более типов клеток. Хотя эти клетки морфологически непохожи, они тесно связаны между собой гистогенно. Наиболее заметной микроскопической особенностью является очень разнообразная природа клеточных составляющих. Клетки могут быть веретенообразной формы. Обычно они образуют группы или пучки, как это наблюдается у фибросарком. Кроме того, клетки могут представлять собой звездчатые элементы (закрепленные гистоцитами), продуцирующими ре-тикулум, а также большими фагоцитными клетками или макрофагами (свободными гистоцитами). В первичных опухолях обычно преобладают веретенообразные клетки, в то время как в метастатических очагах более многочисленны первичные гистоцитные формы.

Остеомы и остеогенные саркомы являются твердыми опухолями, которые могут появляться из надкостницы любой кости. Остеомы схожи по своей структуре с костью. Однако у них отсутствует большинство внутренних гистологических элементов. Остеомы состоят из гомогенного ацидофильного матрикса основной субстанции костной ткани, в которой на неравномерных интервалах располагаются скопления остеобластов. Остеогенные саркомы обычно представляют собой новообразования со значительной клеточной инфильтрацией. Эти опухоли проникают в окружающие ткани и разрушают их. Клетки могут быть веретенообразными, яйцевидными или многогранными. Многие из них подвергаются митозу. У них имеются выделяющиеся ядра, а цитоплазма является базофильной. Могут присутствовать в большом количестве многоядерные гигантские клетки. Остеогенная саркома — это, как правило, быстрорастущее клеточное новообразование, в основном, недифференцированных клеток. Несмотря на это обычно имеются области, в которых происходит достаточная дифференцировка и продуцируется основная субстанция костной ткани. Обычно для идентификации этих опухолей достаточно выявить присутствие костного основного вещества.

Хондромы и хондросаркомы встречаются у кур достаточно редко, хотя в фибро-саркомах или миксосаркомах часто обнаруживают присутствие хряща и кости. Такие опухоли можно назвать фирохондроостеосаркомами. При микроскопическом исследовании видно, что хондромы имеют типичную и уникальную структуру, т. е. присутствуют две и более групп хондроцитов, лежащих в гомогенном матриксе хондромуци-на. Опухоли могут быть разделены на доли тяжами из волокнистой соединительной ткани. В хондросаркомах клетки могут присутствовать в самом разном виде, от незрелых до полностью созревших хондроцитов. Первые из них являются недифференцированными и имеют веретенообразную форму, в то время как последние — сферические. Клетки, находящиеся в промежуточной зоне, являются полиморфными.

В структуре фибросаркомы Рауса описаны веретенообразные клетки, макрофаго-подобные клетки и тучные клетки. Вполне возможно, что все эти формы, а также клетки, наблюдавшиеся в культурах куриных эмбрионов, подвергнутых воздействию вируса саркомы Рауса произошли изначально от фибробластов или клеток соединительных тканей. Опухолевые клетки сходны с клетками в культуре по наличию многочисленных псевдоподий и отчетливой цитоплазматической вакуолизации. Некоторые вакуоли могут содержать вирусные частицы. Были описаны структуры, похожие (но не идентичные) на серые тельца в миелобластах. А в цитоплазме могут иногда присутствовать «кластеры» (аберрантные структуры). В нефробластомах могут встречаться хрящ и костная ткань, ультраструктура которых описана. Наверняка хонросаркомы и остеосаркомы имеют в своей ультраструктуре много общего с этими опухолями.

С индуцированием сарком связаны несколько вирусных онкогенов. К ним относятся Src,Fps, Yes, Ros, Sea Njun. Продуктом гена V-Src в инфицированной клетке является фосфопротеин с активностью протеинкиназы. Полагают, что он вызывает трансформацию посредством нарушения метаболического баланса внутри клетки. Рост опухоли происходит за счет инфицирования и трансформации прилегающих клеток и пролиферации трансформированных клеток. Опухоли соединительной ткани, вероятно, происходят из первичных мезенхимных клеток мезодермального происхождения. Различные структурные формы таких опухолей отражают направление и степень дифференцировки. Следовательно, частое вовлечение в опухоль более одной ткани является отражением мультипотенции клеток-предшественников. Например, хондроциты происходят из первичных мезенхимных клеток, которые подвергаются постепенному процессу изменения и созревания. В конце концов происходит эволюция хондроцитов, которые производят хондромуцин в дополнение к коллагену и эластичным фибрилам. Аналогичная дифференцировка случается во время онтогенеза остеобластов и фибробластов. Более анапластические опухоли состоят из клеток, у которых созревание остановилось на более раннем этапе.

При внутрибрющинном введении вируса МС 29 развивались большие мезотелио-мы серозных клеток, которые стали круглыми или в виде груши. Они образовали твердые папиллярные опухоли из круглых клеток с большим круглым ядром и большими ядрышками. Мезотелиомы сильно проникли в прилегающие структуры, такие, как печень кишечник, яичник и поджелудочную железу. Часто наблюдалась метаплазия в хрящ.

В естественных условиях большинство цыплят заражаются экзогенным вирусом лейкоза птиц (ВЛП) от своих собратьев или окружающих предметов. После кратковременной вирусемии у них развиваются ВНА, которые растут до высоких титров и остаются у птиц на всю жизнь. Эти антитела проходят через желток и попадают в эмбрион. В результате у цыплят появляется пассивный иммунитет на инфекцию, который длится в течение 3—4 недель. Такие пассивно приобретенные антитела задерживают инфицирование ВЛП и уменьшают заболеваемость опухолями, снижают частоту развития вирусемии и распространение ВЛП. Уровень и устойчивость антител у цыпленка связаны с титрами антител в сыворотке его матери.

Вируснейтрализующие антитела служат для ограничения у птицы количества вируса, что в свою очередь может ограничить неоплазию. Тем не менее считается, что они оказывают малое непосредственное влияние на рост опухолей. У птиц, инфицированных вирусом лейкоза птиц или вирусом саркомы Рауса, встречаются также цитотоксические лимфоциты, направленные против антигенов вирусной оболочки. У птиц, инфицированных вирусами лейкозно-саркомной группы, также вырабатываются антитела на антигены Gs. Однако эти антитела не связаны с устойчивостью к росту опухолей.

При проведении исследований по саркомам Рауса было установлено, что опухоленесущий хозяин реагирует на связанные с опухолью поверхностные антигены клеток (ПАСО). Эта реакция служит для замедления роста опухоли или вызывает регрессию. ПАСО могут быть вирусными структурными антигенами и поражаться антивирусными реакциями. Кроме того, они могут быть неоантигенами, появляющимися на опухолевой клетке. Такие неоантигены могут быть вирусонаправленными, вирусоспеци-фичными или депрессивными антигенами хозяина, например, эмбриональные антигены. ПАСО можно назвать опухолеспецифичными антигенами трансплантации (ОСАТ), когда они индуцируют иммунитет на опухоли in vitro или только как специфичные в отношении трансформации поверхностные антигены клеток (СТАП) при демонстрации их в тестах in vitro. В настоящее время мало известно о противоопухолевом иммунитете при лимфоидном лейкозе. В некоторых обстоятельствах инфицирование ВЛП может сопровождаться иммуносупрессией. Однако иммунные функции В - и Т-клеток оставались нормальными на ранних и более поздних этапах инфекции, вызванной штаммом RAV-1 вируса лейкоза птиц.

Генетически резистентные куры устойчивы к инфицированию и индуцированию опухолей вирусами лейкозно-саркомной группы рассматриваемых подгрупп. Обычно у таких кур не развиваются антитела. Генетическая резистентность к развитию опухолей исследовалась в основном с саркомой Рауса, регрессия которой определяется по доминантному гену R-RS-1. Этот ген находится в главном комплексе гистосовмести-мости (локус ГКГ) кур и расположен в области В — L. Некоторые птицы могут иметь антиген ГКГ, который реагирует перекрестно с антигеном опухоли, индуцированной вирусом саркомы Рауса. В результате такой реакции у птицы появляется иммунологическая толерантность. Локус ГКГ (Еа-В) Также влияет на заболеваемость эритробластозом и в меньшей степени — лимфоидным лейкозом (ЛЛ). Помимо этого, в ряде работ отмечается некоторое влияние локуса лимфоцитного антигена Ви-1 На регрессию саркомы Рауса, а локуса Th-1 — на Л Л.

Генетическая резистентность к развитию опухоли ЛЛ устанавливается благодаря клеткам бурсы. Это нельзя сказать о других клеточных элементах иммунной системы, таких, как клетки тимуса, другие клетки, производные от тимуса или нелимфоциты. Выходит так, как если бы внутренняя неспособность клеток-мишеней стать инфицированными или трансформированными являлась основным фактором резистентности.

Вирусы эритро - и миелобластоза выделили Эллерман и Банг в 1908 г. Вирус саркомы Рауса изолировал Раус в 1911 г. Возбудитель лимфоидного лейкоза открыл Бурмистер в 1947 г. Основные свойства вируса лейкоза птиц изучены на модели вируса саркомы Рауса. Вирусы лейкозно-саркомной группы очень связаны между собой и вызывают, в зависимости от их генетической структуры, различные новообразования с коротким и длительным клиническим латентным состоянием. Некоторые штаммы, в основном лабораторного происхождения, например, вирус миелобластоза птиц (ВМП), вирус эритробластоза птиц (ВЭП) и саркомные вирусы несут в себе вирусные онкогены, которые вызывают быструю трансформацию новообразований и развитие опухолей в течение нескольких дней или недель. У других ВЛП, особенно полевых штаммов, отсутствуют гены трансформации. Они трансформируются медленно, в течение недель, а развитие опухолей происходит в течение несколько недель или месяцев. Полагают, что трансформация происходит посредством вирусной активации клеточных генов (протоонкогены), гомологичных в отношении вирустрансформирующих генов.