[Adenomatosis pulmonum (лат.); Sheep Pulmonary Adenomarosis, SPA, jaagsiekte, Pulmonary carcinoma of sheep (англ.); Lungenadenomatose Des Schafes (нем.); Jaagziekte (нидерл.)]
Легочный аденоматоз (ЛАО) или легочная аденокарцинома, энзоотический прогрессирующий аденоматоз — контагиозная трансмиссивная метастазирующая опухоль легких овец, возникающая в терминальных бронхиолах из пневмоцитов типа II (типа В) и клеток Клара и неизбежно ведущая к гибели животного. В зарубежной литературе эту болезнь зачастую обозначают как iaagtierte (гол. «iaakt» — гнать, «Ziekte» — ослабление) — термином, использованным впервые Hutcheon в 1891 г. При подробном описании им симптоматики и макроскопической патологии заболевания в Южной Африке. ЛАО известно фермерам ЮАР с середины XIX в. среди овец, завезенных еще в начале прошлого века из Испании. Исходя из злокачественного характера болезни, ряд исследователей в настоящее время предлагают вместо термина «легочный аденоматоз» пользоваться термином «карцинома легких» или «бронхиолоаль-веолярноклеточная карцинома легких».
К настоящему времени ЛАО диагностирован в большинстве стран с развитым овцеводством и наносит большой экономический ущерб. Наличие этой болезни в США окончательно доказано в 1979 г., в Канаде она впервые диагностирована в 1979 г. у потомства овец, импортированных из Великобритании. В Нидерландах ЛАО впервые зарегистрировали в 1978 г. у овец, импортированных за 11 месяцев до этого из Шотландии. В Мексике анденоматоз легких был диагностирован у 1 % взрослых овец (37). В Иране ЛАО был выявлен в 1975 г. у 15 овец породы авваси. Это заболевание диагностировано у овец в Южной Африке, Кении, Израиле, Индии, Турции, Перу, Чили, а из европейских стран — в ФРГ, Великобритании, Испании, Греции, Португалии, Франции.
Клинические признаки и патологоанатомические изменения. Инкубационный период болезни с момента контакта здоровых животных с больными овцами колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. В результате клинические признаки обнаруживаются лишь у взрослых животных 2—4-летнего возраста. Клинические признаки заболевания начинают проявляться у овец при достижении опухоли размером, приводящим к нарушению нормальной физиологической деятельности легких. Отмечают различные расстройства дыхания, животное постепенно теряет массу при хорошем аппетите и обильном кормлении. При аускультации регистрируют ярко выраженные респираторные шумы на вдохе и выдохе, а в более застарелых случаях — свистящие звуки и влажные хрипы, слышимые иногда без стетоскопа. Наблюдается прогрессирующая одышка, особенно заметная при движении животного. Часто отмечаемый спазматический кашель не является характерным признаком. Из носовых отверстий больной овцы вытекает пенистая мукоидная жидкость ( от 25 до 500 мл за день). Температура тела колеблется в пределах нормы. С развитием болезни истощение животного прогрессирует, при длительных перегонах больные животные отстают от стада.
Патогномоническим признаком ЛАО является истечение пенистой мукоидной жидкости из носовых отверстий животного при поднятии задней части туловища и одновременном опускании головы ниже грудной клетки. Неизбежным исходом болезни является гибель животного, которая нередко ускоряется в результате бурного развития пневмонии, вызываемой секундарной микрофлорой (обычно Pasteurella haemolitica).
При вскрытии в легких обнаруживают различной величины опухолевые узлы. В зависимости от степени развития болезни встречаются мелкие светлые узелки до 1 см в диаметре или крупные серо-белые, выступающие над поверхностью легких. Легкие увеличены, особенно по периферии долей, в 2—5 раз тяжелее нормальных. Пораженные участки имеют плотную опухолевидную консистенцию, светло-серый или серо-белый цвет. Опухолевая ткань кажется слегка прозрачной, поверхность разреза влажная. Наиболее часто в процесс вовлечены центральные части диафрагмаль-ных и кардинальных долей, хотя на поздних стадиях болезни поражения могут затрагивать любые доли легких. Трахея и бронхи заполнены светлой пенистой жидкостью, однако паренхима легких выделяет жидкость редко. Часто встречаются утолщения плевры и фиброзные спайки с грудной клеткой. Мелкие сероватые узелки, обнаруживаемые в начальных стадиях болезни, могут быть разбросаны по всем долям легкого, слегка возвышаясь над нормальной легочной тканью. Они окружены эмфизематозными зонами с небольшими прозрачными очагами сероватого цвета диаметром в несколько миллиметров. Опухоль характеризуется, в основном, экспансивным ростом, но встречаются метастазы как внутри грудной клетки, так и вне ее. Медиастенальные трахеобронхеальные лимфоузлы увеличены, имеют плотную консистенцию и серовато-белый цвет. Болезнь часто осложняется бактериальными инфекциями, и в пораженных легких наблюдаются признаки легочного пастереллеза и различных пневмоний инфекционной природы.
С первых научных публикаций по ЛАО возникла трудность в его дифференциальной гистологической диагностике с висной-маэди вследствие значительных вариаций в описании микроскопических изменений легочной паренхимы. Ошибки в гис-топатологической диагностике ЛАО происходят при не учете стадии болезни, в также изменений от вторичных бактериальных инфекций. Первичные поражения ткани легкого аденоматозом характеризуются наличием одиночных кубических или цилиндрических неопластических клеток или небольших их рядов, расположенных между нормальными клетками альвеолярного эпителия. Затем такие кубические клетки пролиферируют, выстилая собой стенки альвеол и бронхиол. Процесс пролиферации идет постоянно на протяжении всей болезни и приводит к многорядному, папилло-матозного вида выстиланию альвеол, что зачастую вызывает их полную облитерацию. Пролиферируюшие клетки относят к неопластическим на основании их морфологии, внешнего окружения, наличия гликогеновых гранул, а также образования метастазов в других органах. Перебронхиальная соединительная ткань инфильтрована клетками, среди которых преобладают лимфоциты. Мышечная стенка бронхиол гипертрофирована, слизистая утолщена, в бронхиолах отмечается усиленное выделение секрета и пролиферация кубического эпителия.
На поздних стадиях ЛАО вокруг аденоматозных очагов пролиферируюшие альвеолярные клетки формируют карциномные структуры с саркоматозной стромой. Саркоматозные элементы далее дифференцируются, придавая пораженным областям фиброзный вид. В одной легочной опухоли у клинически больных животных можно наблюдать различные стадии развития неопластического процесса — от злокачественной альвеолярной эпителизации до плохо дифференцированной аденокарцино-мы. В отличие от обычной альвеолярной эпителизации при злокачественном процессе стенки альвеол обычно выстланы одним слоем относительно хорошо дифференцированных кубических и цилиндрических клеток, богатых гликогеновыми гранулами. В просвете многих пораженных альвеол обнаруживается слизистый экссудат с деск-вамированным кубическим эпителием и часто встречающимися макрофагами.
Средостенные и трахебронхиальные лимфоузлы, как правило, увеличены в размере. В них отмечают явления продуктивного лимфоденита с пролиферацией элементов РЭС и образованием лимфоидных, плазматических клеток, а иногда клеток миелоид-ного ряда. Плевра, покрывающая аденоматозные очаги, утолщена, ее коллагеновые волокна огрубевшие, соединительнотканные пучки местами отечны и разрыхлены. По гистологическому строению метастатические очаги в средостенных лимфоузлах и висцеральных органах подобны аденоматозным очагам в легких. Сравнительное исследование патоморфологических изменений в легких у овец при легочном аденома-тозе с изменениями в легких у других животных (собак, морских свинок, мышей) и человека, при поражении их аденоматозом, не выявило существенных отличий.
По ультраструктуре легочной ткани овцы идентичны другим видам млекопитающих. Ее изменения при ЛАО соответствуют субмикроскопическим изменениям легких других животных, пораженных легочным аденоматозом, а также человека при бронхиальвеолярноклеточной карциноме. Опухолевая ткань при ЛАО напоминает по своей субмикроструктуре эмбриональную легочную ткань. При развитом ЛАО доминирующие эпителиальные клетки обладают характеристиками, указывающими на наиболее вероятное происхождение опухоли из клеток типа В (типа II) альвеолярного эпителия или клеток бронхиол Клара.
Большинство опухолевых клеток и пневмоциты типа В здоровых овец характеризуются плотными осмиофильными, часто многослойными цитоплазматическими тельцами, называемыми цитосомами. Размер телец колеблется от 0,1 до 1,5 ангстрем. В опухолевых клетках цитосомы крупнее и более мноючисленны, чем в нормальных клетках типа В. По ультраструктуре цитосомы представляют собой концентрические или параллельные пластинки, а иногда и аморфную структуру, окруженную мембраной. Яркой отличительной чертой опухолевых клеток, придающей им сходство с фе-тальным альвеолярным эпителием, является наличие в них гликогеновых гранул. Гликогеновые гранулы варьируют в клетках по плотности, размерам и форме, неравномерно располагаясь в цитоплазме и не обладая мембранной оболочкой. Присутствие гранул гликогена может быть определено еще на гистологическом уровне. В альвеолярных клетках типа В здоровых взрослых животных гликоген не встречается. Цитоплазма опухолевых клеток содержит многочисленные рибосомы, часто в форме полисом. Встречаются рибосомы, связанные с эндоплазматическим ретикулюмом, сильно развитым в большинстве опухолевых клеток. В ассоциации с комплексом Гольджи встречаются многочисленные, покрытые оболочкой пузырьки. Митохондрии варьируют в размере и по структуре от нормальных до гипертрофированных и сморщенных. Только в опухолевых клетках встречаются так называемые полые трещины, покрытые 1-слойной мембраной, а также филаменты, варьирующие в различных клетках от нескольких коротких (диаметром 80—100 ангстрем) до целых областей четко выраженной филаментозной цитоплазмы. Описываемые клетки обладают обычно большим патологическим ядром с несколькими крупными углублениями и периферически расположенным хроматином. Зачастую различается ядрышко. В некоторых опухолевых клетках ядро содержит двойную концентрическую мембранную структуру с расположенными центрально гранулами.. Свободная поверхность многих опухолевых клеток обладает микроворсинками, иногда имеющими измененную морфологию (4). Между опухолевыми клетками выявляются десмосо-мы. Нуклеолярная маргинация, множество свободных полисом и наличие центрио-лей в опухолевых клетках свидетельствуют о митозе и интенсивно происходящем белковом синтезе. Хорошо дифференцированные клетки обычно располагаются по периферии поражения, а слабо дифференцированные — заполняют центр очага.
К настоящему времени наиболее вероятную роль в этиологии легочного аденома-тоза овец отводят герпес - и ретровирусам. Однако, несмотря на многочисленные попытки, не удалось выделить вирус на альвеолярных макрофагах овец и других клетках. При ЭМ-исследовании вирус также не был обнаружен. Международный комитет по таксономии вирусов обозначил описываемый вирус как Bfrid herpesvirus 4 (Herpesvirus ovis).
Вирус, выделенный в Великобритании, состоял из полых капсомеров, представляет икосаэдр правильной формы и окружен оболочкой, размер нуклеокапсида 99—115 нм. Устойчивость не изучена. Антигенная структура аналогична структуре ретровируса и герпесвируса. Углубленных детальных исследований не проводилось.
Вирус герпеса, выделенный в Великобритании, не нейтрализовался антисывороткой к вирусу простого герпеса, но проявлял АГ-родство с южно-африканским изолятом. Референтные штаммы вируса неизвестны. Локализация вируса не изучена; судя по выделению его из аденокарциномы легких больных животных локализация вируса ограничивается, видимо, пораженными легкими.
Экспериментальная инфекция. Экспериментальное воспроизведение ЛАО с помощью суспензии опухолевой ткани естественно заболевших легочным аденоматозом овец не всегда давало положительные результаты. Клинические признаки у овец проявлялись уже через 5—12 месяцев. При серийном пассировании возбудителя ЛАО на новорожденных ягнятах инкубационный период сокращался до 3—5 недель. Имеется также сообщение о том, что это заболевание успешно воспроизводится интратрахе-альным введением ягнятам суспензии легочной ткани от больных животных, а также культуральной жидкости из культур, зараженных суспензий пораженной ткани. Интересные результаты также были получены при экспериментальном воспроизведении ЛАО посредством ассоциации Herpesvirus ovis in retroviridae.
К настоящему времени у большинства исследователей отсутствуют достоверные данные о продуцировании специфических опухолей у мелких лабораторных животных посредством Herpesvirus ovis. Попытки экспериментального заражения овец и ягнят очищенным изолятом Herpisvirus ovis окончились безуспешно. Поэтому сложилось обоснованное мнение об исключении Herpisvirus ovis как возможного этиологического агента ЛАО.
В 1974 г. С. Perk et al. сделали вывод о наличии в легких овец, больных легочным аденоматозом, ретровируса. Усовершенствование методики фракционирования опухолевых клеток с последующей очисткой фтористым углеводородом позволили выделить и охарактеризовать ретровирус из аденоматозного очага легких больной овцы. Легочной аденоматоз овец (ЛАО) является заразным, передающимся экспериментально раком легких овец, напоминающим бронхоальвеолярный рак человека. Этиология ЛАО связана с ретровирусом типа Д (РВ-Д), известным как Jaag siekte ретровирус овец (JSRO). Авторы изучали роль JPBO в возникновении рака легких овец и получили полный провирусный клон JSRO, р JSRO из библиотеки геномной ДНК опухолей, полученный из природного случая ЛАО. Полностью секвенировали р JSRO 21 и выявили открытые рамки считывания (ОРС), связанные с теми, которые были вычислены для штамма JSRO, выделенного в Южной Африке. Трансфекция in vivo трех новорожденных ягнят с помощью интратрахеального введения ДНК Р JSR021 В комплексе с лилидами показала, что р JSRO является инфекционным молекулярным клоном. Обнаруживали вирусную ДНК в мононуклеарах периферической крови трансфицированных животных с помощью высокочувствительной ПЦР с праймером из JSRO. Выявляли ДНК вируса через 2 недели — 6 месяцев после трансфекции. Обнаруживали провирусную ДНК в мононуклеарах, легких, лимфоузлах средостения У 2 ягнят, убитых через 9 месяцев после трансфекции. Однако макроскопические и гистологические изменения в легких не были обнаружены. Получили частицы JSRO переходящей трансфекции клеток 2931 рекомбинационным материалом их JSRO и цитомегаловируса (ЦМВ 2 JS21) в котором расположенный выше ИЗ был замещен ранним промотором ЦМВ. Этими частицами заразили 4-х ягнят. У двух из них через 4 месяца после/заражения выявляли клинические признаки ЛАО. Опухоли содержали ДНК и белок JSRO.
Культивирование. Удается с трудом. При со культивирован и и инфицированных макрофагов и бесклеточного вируса в ряде первичных культур клеток от овец и макрофагах легких от телят и кроликов размножения вируса не наблюдали. Однако полевые изоляты удавалось размножать только в клетках почек эмбриона овцы и клеточной линии, полученной из легких больной ЛАО овцы. В обеих культурах наблюдали ЦПИ. Имеется сообщение о том, что культивирование опухолевых клеток от больных ЛАО позволило получить опухолевую клеточную линию, перевиваемую в течение 2 лет, которую обозначили 1 S -15,4. Оказалось, что трансплантация мужских клеток реципиентам мужского пола вызывала быстро растущие опухоли с обширными поражениями, часто вовлекающими более трети легких уже через 6—12 месяцев. Эти же клетки у реципиентов женского пола в аналогичный период вызывали лишь начальные поражения. На основании полученных данных авторы делают вывод о более высокой трансплантационной эффективности мужских клеток у гомологичного пола по сравнению с гетерологичным.
Вирус висны-маэди участвует в этиологии ЛАО, антигенные связи между вирусами висны-маэди и ретровирусом ЛАО отсутствуют. ГА и ГАд свойства не установлены.
Аденоматоз легких поражает значительное количество овец в Шотландии. Потери от ЛАО обычно составляют 1—2 % поголовья, однако недавние исследования показали, что в пораженных стадах количество овец на субклинической стадии болезни может колебаться от 6 до13 %. Поражения ЛАО отмечали у овец 3—5-летнего возраста. При первичном заносе болезни в поголовье восприимчивых овец потери могут достигать 50—80 %. Специфической породной чувствительности к ЛАО не наблюдается. Заболеванию подвержены оба пола, хотя у овцематок диагностируют аденоматоз чаще. Болезнь передается воздушно-капельным путем, и при отсутствии серологических методов прижизненной диагностики скученность поголовья способствует распространению инфекции.
Меры борьбы и профилактики. С учетом отсутствия точных методов прижизненной диагностики, значительной продолжительности инкубационного периода до проявления клинических симптомов болезни, профилактику ЛАО в стаде основывают на соблюдении санитарно-гигиенических требований, недопущении скученности животных и раннем выявлении и выбраковке страдающих хроническими дыхательными расстройствами и прогрессирующим истощением овец старше 2-летнего возраста. Важным фактором является также неприменение в стадах такой технологии содержания овец, которая ускоряет распространение болезни респираторным путем.
Выбраковка будет наиболее эффективной, если больное животное выявлено и выведено из стада на стадии потери массы и общего ослабления, до появления носовых истечений, поскольку к настоящему времени нет данных о других путях передачи ЛАО, кроме респираторного. Единственным методом борьбы сданной контагиозной болезнью является немедленный убой всех подозрительных животных. Сохранение потомства от больных матерей допустимо лишь при изолированном выращивании и выкармливании их молозивом от здоровых овец. Итальянские специалисты предлагают жесткую выбраковку подозрительных животных с исключением из употребления полученного от них мяса. Для искоренения ЛАО в стаде специалисты США и Канады предлагают убой всех животных пораженной фермы с заменой поголовья здоровыми овцами после тщательно проведенных санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий. Изучены антивирусные эффекты овечьего т-интерферона, при заражении ягнят лентивирусом овец (ЛВО). Зараженным ягнятам и 3 контрольным ягнятам вводили 106 антивирусных единиц т-интерферона на кг каждый день в течение 30 дней после инокуляции и 2 раза в неделю после этого (раннее лечение). Другой группе из 6 зараженных и 3 незараженных ягнят давали 106 АВЕ/кг в течение 30 дней, начиная со 150-го дня после инокуляции и 2 раза в неделю после этого (позднее лечение). Еще одной группе из 6 зараженных и 2 незараженных ягнят вместо т-интерферона вводили плацебо. Всех экспериментальных животных забивали через 27 недель после заражения и анализировали гистологически степень лимфоидной интерстециальной пневмонии. Выявлено, что: 1) при раннем лечении т-интерфероном титр Л ВО уменьшается на 90 % через 4 недели (Р<0.01); 2) степень развития ЛИП выше у зараженных ягнят, которых лечили плацебо или т-интерфероном в режиме позднего лечения, чем у незараженных ягнят и зараженных ягнят в режиме раннего лечения (Р<0,05); 3) развитие ЛИП одинаково у незараженных ягнят и у ягнят, получавших раннее лечение. Эти данные показали, что т-интерферон ограничивает репликацию Л ВО in vivo и понижает вероятность развития ЛИП при лечении зараженных ягнят во время начальной стадии заражения Л ВО.