Бирнавирусные инфекции рыб
Бирнавирус обнаружен у камбалы, которая водится у побережья Хоккайдо. Изоляция вирусов производилась путем инокуляции гомогенатов (мембранный фильтр 0.45 нм) тканей камбалы (почки и головного мозга) в четырехклеточные линии рыб — RTG-2. EPC, SSN-1 и FHM. Всего было выделено три типа вирусов. Распространение аквабирнавирусов у камбалы исследуемых вод было высоким: в 1999 г. — 46 %, (51/112), и в 2000 г. — 37 % (60/162). Очищенный вирион не имеет оболочки, 70 нм в диаметре, идентифицирован как YTAV (вирус асцита желтого хвоста). Инфекция здоровых рыб не вызвала ни гибели, ни анемии. Вирус геморрагической септицимии (VHSV) был изолирован в 1999 г. - 1,8 % (2/112) и в 2000 г. - 9,9 % (16/162); довольно высокий уровень изоляции вируса уликой камбалы был, по-видимому, связан массовой гибелью искусственно разводимой камбалы; для тестирования используется PCR, высоко патогенен, смертность составляет 65—100 %.
Пикорнаподобные вирусы были непатогенными. Изучали патогенность морского бирнавируса (AY-98), выделенного от больных айю Plecoglossus altivelis. При интрапе-ритонеальном заражении кумулятивная гибель в группах инфицированных айю в течение двух недель достигала 70 %. При гистологическом исследовании у естественно и экспериментально инфицированных рыб наблюдали гиперемию мозга и некроз поджелудочной железы. Исходя из характера проявлений инфекции (деформация тела и гиперемия мозга) предполагают, что AY-98 близкородственен бирнавирусу, выделенному от желтохвоста Seriola quinqueradiata.
Вирулентность вируса инфекционного некроза панкреаса (IPNV, ВИНПЖ) и общая смертность во время вспышек заболевания зависит от многих факторов хозяина, вируса и окружающих условий. Мало известно о различии в вирулентности между штаммами внутри одного серотипа. Исследовали материал, собранный из атлантического лосося и радужной форели, выращенных в пресной и морской воде. Восемь изо-лятов размножались в клетках BF-2, мальки лосося инфицировались скармливанием им IPNV. Рыбы содержались в пяти резервуарах по 47 шт. В течение 30 дней эксперимента ежедневно регистрировалась смертность. Рыбы регулярно фиксировались в формалине. В контрольной группе умерла только одна рыба. Общая смертность для 5 изолятов достигала 85—88 % и 2—4 % для двух изолятов. Один изолят дал 40 % смертности. Эксперимент показал возможность разделения изолятов на высоковирулентные и низковирулентные группы.
После нескольких пассажей в клеточной культуре вирус инцфекционного некроза панкреаса (IPNV) быстро теряет вирулентность. Молекулярные основы этого явления не вполне понятны. Испытывалась вирулентность 10 различных норвежских штаммов IPNV серотипа Sp на мальках атлантического лосося. Определялась полная последовательность сегмента А всех 10 изолятов после двух пассажей на клеточной культуре. Для трех изолятов вирусный геном секвенировался непосредственно из больных рыб. После одного или двух культуральных пассажей обнаружено смещение аланина к треонину в позиции 221 белка VP2. Это аминокислотное изменение определяет не только вирулентность IPNV, но и участвует в адаптации и аттенуации вируса. Это важно учитывать при конструировании рекомбинантных вирусов.
Сравнительный анализ протеаз VP4 ВИББ и вируса инфекционного некроза поджелудочной железы, являющихся соответственно бирнавирусами птиц и рыб, позволили предположить, что протеазы являются необычными эукариотическими серино-выми протеазами, имеющими общие свойства с прокариотическими лидерными пеп-тидазами и другими бактериальными пептидазами. Предположительно каталитическую диазу IA образуют остатки СЕР и ЛИЗ. Замены этих остатков показали, что они действительно необходимы для активности ВИББ. Методами N-концевого секвени-рования и сайт-направленного мутагенеза идентифицированы два сайта расщепления под действием ВИББ на стыках pVP2-VP4 и VP4—VP3. Дополнительные сайты расщепления обнаружены в С-концевом домене pVP2. Полученные данные охарактеризовали протеазы бирнавирусов как новый тип вирусных сериновых протеаз.
Морской бирнавирус (MABV) имеет широкий круг заражаемых хозяев среди диких и культивируемых рыб и панцырных моллюсков. Изучался участок генома MABV на стыке VP2/NS с помощью двуступенчатой ПЦР. VP2 — это главный капсидный белок, NS — вирусная протеаза. Геном MABV определялся в трех колонках морской воды: с берегов Японии, из Тихого океана и Средиземного моря, а также в образцах зоопланктона из Тихого океана. Наблюдалась высокая гомология (98,5 %) нуклеотидных последовательностей продуктов ПЦР геномов MABV Предполагается, что бирнавирусы являются одним из компонентов пула РНК в океане.