Латентная инфекция крыс Килхема характеризуется, как правило, бессимптомным носительством вируса (RV). Болезнь распространена повсеместно среди диких и лабораторных белых крыс.
Вирус RV впервые выделил и описал в 1959 г. Килхем. Он обнаружен в опухолевой ткани крыс. Первоначально хомячковые остеолитические вирусы были выделены из трансплантируемых опухолей эмбрионов и плацент человека. В 1962 г. Меркалова и Жданов описали вирус 59-KB, выделенный из соединительной ткани крыс, обработанных канцерогеном в предсаркоматозной стадии, таксономия которого точно не установлена.
Обычно RV у инфицированных хомячков вызывает нарушения остеолитического типа. Основным клиническим симптомом у молодых хомячков является поражение зубов и костей (Далдорф), причем ранние изменения начинаются в зубной пульпе дегенерацией одонтобластов и некрозом поддерживающей стромы. За 10 дней зубы полностью разрушаются или идет разрушение дентина. В перидонтальной ткани инфицированных хомячков через 24 ч после инфицирования были найдены внутриядерные включения. У зараженных хомячков развивается монголоидность. Килхем (1964 г.) отмечал, что некоторые шт. RV не вызывали остеолитических поражений у новорожденных хомячков, но при интрацеребральном заражении обусловливали церебральную гипоплазию и атаксию. При интраперитональном введении новорожденным хомячкам вирус вызывает энтериты. Зараженные хомячки худеют, а через 7—8 дней гибнут. Почечные клетки стромы и цитоплазмы макрофагов павших животных содержат внутриядерные включения.
Диаметр очищенных вирионов 18 нм, они имеют 32 капсомера (Васк вейз), константа седиментации 122S. Плавучая плотность 1,31 г/см3—1,43 г/см3. Вирионы содержат 25,6 % ДНК. Нуклеотидный состав ДНК: А — 26,7 %; Т - 30,8; Г - 20 и Ц -22,5 %. Мол. м. ее, определенная центрифугированием в градиенте сахарозы 2-10 6Д, константа седиментации 16,IS. Поскольку частицы вируса Килхема содержат одно-спиральную ДНК (длина молекулы которой 1,505 (0,206 мкм), Предполагается, что часть родительской односпиральной ДНК переходит в двуспиральную, которая, как и первая, имеет линейную структуру. По физико-химическим свойствам вирус RV сходен с мелким вирусом мышей и бактериофагом ФХ 174. В присутствии экзогенной ДНК он способен вызывать полимеризацию дезоксирибонуклеозидтрифосфатов, но не рибонуклеозидтрифосфатов.
Очищенный вирус сохраняет инфекционность в условиях хранения при -4 °С или при -60 °С, не снижая титра. Термостабилен и выдерживает прогревание при 80 °С в течение 2 ч, чувствителен к эфиру, хлороформу и другим жирорастворителям. Облученный вирус не подвергается реактивации в клетках хозяина.
В антигенной структуре шт. H-RV и RE-RV имеется различие: в состав H-RV входит четыре компонента, а в состав RE-RV — только три. Обнаружен АГ вируса и динамика его накопления в культуре кожно-мышечной ткани эмбриона крыс. Поскольку вирус RVy крыс вызывает латентную инфекцию, то в сыворотках некоторых здоровых лабораторных и диких крыс есть анти-ГА и ВНА (выявляемые в культуре ткани). Шт. RV-13 выявляется в РТГА - наиболее чувствительной реакции для обнаружения AT к вирусу. В сыворотках крыс линий Wistar и August обнаружены анти-ГА в значительных титрах, что свидетельствуете широком распространении вируса Килхема в бывшем СССР.
Крысиный вирус Килхема по серологическим свойствам отличается от вирусов полиомы, энцефаломиокардита и других крысиных вирусов. Последние, выделенные из разных источников, в иммунологическом отношении родственны, но в серологическом отношении неидентичны. Описаны три серотипа вируса Килхема (Н-1 и НТ, RV и Н-3 и НВ), которые различаются между собой в перекрестной РТГА.
Вирус RV обладает ГА активностью. ГА его ассоциированы с инфекционной частицей. Все пять шт. Н-вируса дают РГА с эритроцитами морской свинки и хомячка, в то время как RV агглютинирует предпочтительно эритроциты морской свинки и человека. Штаммы различаются по АГ способности эритроцитов крыс и человека. Вирус не элюирует спонтанно с эритроцитов морской свинки, рецепторы которых разрушает RDE. Если у экспериментально зараженных и погибших крысят инфекционный вирус и ГА удается обнаружить в мозге, легких, печени, почках, селезенке, крови и моче, то крысята и матери, контактирущие с зараженными животными, не заболевают, но инфицируются — у них появляются AT
Крысиный вирус Килхема при внутримозговом, внутривенном и подкожном введении вызывает гибель новорожденных крысят на 4—14-й день после заражения. При подкожном введении беременным крысам вирус RV проникает в эмбрионы, инфекция развивается у родившихся крысят и проявляется поражением зубов. При заражении крыс непосредственно в плод за 5—6 дней до родов ткани эмбриона содержали вирус независимо от титра специфических AT у матери.
Вирус RV не вызывает клинически выраженной болезни у взрослых хомячков, мышей и швейцарских альбиносов. Однако новорожденные хомячки до 24-часового возраста особенно чувствительны к малым дозам вируса. Большими дозами можно инфицировать хомячков даже в 4—6-дневном возрасте, а у хомячков-сосунков развивается быстро протекающая инфекция, обусловливающая гибель. В меньших дозах вирус RV вызывает карликовость животных и так называемый монголоидный вид. На основании внешних изменений у инфицированных хомяков вирус характеризуется как остеолитический. При изучении легочных заболеваний у мышей обнаружены изменения в эндотелии, характерные для вируса Килхема. Серологически инфекцию подтвердить не удалось, но при пассировании (слепые пассажи) была доказана скрытая инфекция вирусом RV. По мнению Килхема, RV является латентным агентом и передается вертикально от матери потомству.
Вирус Килхема культивируется в первичной культуре — эмбриональной ткани крыс (ПКЭК), эмбриональной ткани золотистых сирийских хомячков и в культуре мышиных фибробластов. ЦПИ в ПКЭК появляются через 24 ч после заражения. ГА появляется через 16 ч после заражения и достигает максимального титра через 26 ч. Шт. RV13 культивируется в организме новорожденных хомячков в субкультуре клеток кожно-мы-шечной ткани эмбрионов крыс. Вирус RV реплицируется лишь в тех клетках, в которых синтезируется клеточная ДН К в момент заражения. У вируса Килхема ДН К-зависимая ДНК-полимераза входит в состав вириона в качестве субструктурного компонента и осуществляет репликацию односпиральной ДНК. Последняя синтезируется по принципу комплементарности с образованием промежуточной репликативной формы.
Вирус RV вызывает изменения в ядрах, там появляются множественные базо-фильные включения округлой или овальной формы, которые не имеют тенденции к слиянию. Феномен маргинации хроматина в пораженных ядрах слабо выражен. Вирусный АГ в пораженных клетках выявляется с помощью ИФ через 24—48 ч после заражения в виде многочисленных очагов свечения, соответствующих по размерам, форме и расположению фельгенположительным зонам. В более поздней стадии (через 4 дня) светящиеся гранулы появляются также и в цитоплазме.
В естественных условиях, видимо, происходит горизонтальная и вертикальная передача вируса RV. Уровень AT к вирусу RV у матери определяет восприимчивость или резистентность крысят. От матери вирус передается потомству, при введении его беременным крысам за 1 —5 дней до родов крысята погибают через 7—9 дней после рождения. Передача вируса происходит транспланцентарно, но не через молоко, так как крысята, рожденные нормальной самкой и вскармливаемые зараженной самкой, не заболевают. Крысята, рожденные зараженной самкой и вскармливаемые нормальной самкой погибают от инфекции. Крысиные вирусы не вызывают заболевания у крыс, от которых они выделены, а вызывают монголоидность новорожденных хомячков с летальным исходом.