Патоморфологические изменения тканевых структур кишечника лошадей при поражении гельминтами
Кафедры эпизоотологии, паразитологии и ветсанэкспертизы (зав. – проф. В. Л.Ковалёв), охраны труда с курсами гистологии радиобиологии (зав. – проф. Барсуков) Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, Южный филиал «Крымский агротехнологический университет»*, патологической анатомии с биопсийно-секционным курсом (зав. – проф. А. К.Загорулько) Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского**, Украина; гистологии и эмбриологии Каунасского медицинского университета (зав. – проф. ?), Литва***
При микроморфологическом исследовании тканей кишечника лошадей, поражённых личинками Альфортий, циатостомид и деляфондий, выявили местные изменения в виде образования соединительнотканной капсулы вокруг цист в зоне имплантации паразитов, отёка тканей, полнокровия сосудов, лимфоидных и эозинофильных инфильтратов в стенке тонкой и толстой кишок.
Гельминтозы являются серьёзной социальной проблемой, в решении которой принимают участие исследователи как гуманной, так и ветеринарной медицины. Они наносят значительный вред здоровью людей и животных. Многочисленными исследованиями показано, что гельминтозы вызывают существенные морфофункциональные нарушения в различных отделах пищеварительной системы и других органах, что в первую очередь связано с механическими повреждениями тканевых структур, с которыми контактируют паразиты. Однако, как было установлено [5, 8, 9], кроме механических повреждений при гельминтозах, в развитии патологического процесса важную роль играют также токсическое и иммунологическое воздействие гельминтов, причём очаг поражения не всегда совпадает с их локализацией [2, 9].
Инвазионный процесс можно рассматривать как вариант инфекционного процесса, протёкающего со специфическими особенностями. В связи с этим возникает вопрос о механизме формирования проявлений гельминтозов в форме относительно специфических синдромов, которые определяют правильность их диагностики и установления дифференциального диагноза. В основе этих синдромов и их изменений в динамике болезни лежит целый комплекс последовательно развивающихся процессов, таких как дистрофия, местные расстройства кровообращения и микроциркуляции, воспаление, аллергия, иммунные дефициты и т. д. [6, 7, 9, 11]. Особенности их течения должны определять специфику патогенетической и симптоматической терапии гельминтозов [1, 8, 9].
Изучение морфологических изменений в тканевых структурах поражённых органов позволяет целенаправленно производить подбор фармакологических препаратов, сочетающих в себе, с одной стороны, выраженный антигельминтный эффект, а с другой, - минимальное токсическое воздействие на организм хозяина [1, 3, 7].
Цель работы: Изучить патоморфологические изменения в тканях кишечника и ассоциированных с ними лимфоидных образований лошадей при паразитировании личиночных стадий кишечных стронгилят.
Материал и методы исследований. Отбор материала для микроскопических исследований проводили от поражённых лошадей (12 голов) при их технологическом убое сразу после извлечения органов. Из различных участков тонких и толстых кишок вырезали кусочки размерами 1x1x1 см, с последующей их фиксацией в растворе 10% нейтрального формалина. Минимальный срок фиксации составлял 10 дней, в течение которых фиксирующая жидкость сменялась дважды. Фиксатор отмывали в проточной водопроводной воде 24 часа. Ткани обезвоживали в батарее спиртов восходящей концентрации (50%, 60%, 70%, 80%, 96% (1), 96% (2) и абсолютный спирт), просветляли в ксилоле, выдерживали в насыщенном при +37° С растворе парафина в ксилоле, помещали в парафин при +56° С, с последующим заключением в смесь парафина и пчелиного воска и изготовлением серийных срезов толщиной 5-7 мкм. Гистологические срезы окрашивали гематоксилином и эозином.
Анализ и фотографирование микропрепаратов производили с помощью микроскопа OLYMPUS CX 41.
Результаты исследований и обсуждение.
Все лошади, от которых отбирали материал, были поражены имагинальными и личиночными формами стронгилят, а именно: альфортиями, деляфондиями и циатостоминами. Интенсивность инвазии животных гельминтами отличалась, но была у всех достаточно высокой. В среднем инвазированность составляла: альфортиями от 3 до 27 особей гельминтов, деляфондиями - от 2 до 8 паразитов и циатостоминами - от 13 до 24 паразитов на 10 см².
При макроскопическом исследовании препаратов тонкой кишки в её стенке обнаруживали цисты, которые располагались в слизистой оболочке, как правило, не глубже мышечной пластинки и были окружены тонкой соединительнотканной капсулой с небольшим количеством тонкостенных сосудов, а также незначительной инфильтрацией лимфоцитами и эозинофиллами.
При микроскопическом изучении непосредственно в зоне внедрения цист в слизистой оболочке тонкой кишки визуализировался своеобразный формирующийся «канал», а также отмечалась частичная десквамация поверхностного эпителия. В отдельных случаях в зоне имплантации над цистой отмечали признаки некроза тканей слизистой оболочки.
В собственной пластинке слизистой оболочки выявлены признаки умеренно выраженного отёка и полнокровия, диффузной лимфоидной и эозинофильной инфильтрации (Рис. 1).
В подслизистой основе также отмечали выраженные в различной степени признаки отёка и эозинофильной инфильтрации (см. рис. 1), а расположенные в ней лимфоидные узелки имели признаки гиперплазии фолликулов с резко расширенными герминативными центрами, а также явлениями умеренно выраженного отёка (Рис. 2), наличием эозинофилов в корковом их веществе.
Анализ микропрепаратов тонкой кишки свидетельствует о том, что в участках её слизистой оболочки, не имеющих макроскопических признаков поражения гельминтами, отмечены слабо выраженный отёк ворсинок, частичная десквамация их поверхностного эпителия с образованием микроэрозий.
Ворсинки кишки были с признаками незначительного отёка, слабо выраженной лимфоцитарной инфильтрацией с небольшой примесью эозинофилов. В более глубоких отделах слизистой оболочки была видна диффузная лимфоидноклеточная инфильтрация, распространяющаяся частично и на подслизистую основу.
В подслизистой основе отмечали наличие признаков слабого отёка. Наблюдающаяся в нём диффузная лимфоцитарная и эозинофильная инфильтрация имела различную степень выраженности: от слабой до умеренной.
Расположенные в подслизистой основе лимфатические узелки были с явлениями гиперплазии фолликулов и резко расширенными герминативными центрами (Рис. 3).
В толстой кишке лошадей вне зон внедрения стронгилят обнаружено наличие в поверхностных участках крипт отёка слизистой оболочки, а в более глубоких её отделах выявлена умеренно выраженная диффузная лимфоцитарная и эозинофильная инфильтрация, распространяющаяся и в подслизистую основу, в которой также имели место признаки незначительного отёка (Рис. 4). В располагающихся в подслизистой основе лимфоидных образованиях обнаружены признаки гиперплазии фолликулов, проявляющейся резким расширением их герминативных центров, и перифолликулярный отёк. В корковом веществе региональных лимфатических узлов регистрировали небольшое количество эозинофилов.
Отмеченные нами патоморфологические изменения в стенке кишечника лошадей при поражении гельминтозами, по всей вероятности, носят общебиологический характер, не имеющий видовых особенностей, так как такая же воспалительная реакция тканей органов желудочно-кишечного тракта, сопровождающаяся наличием в инфильтрате большого количества эозинофильных лейкоцитов, отёком тканей, гиперплазией фолликулов и образованием гранулёзных структур имела место и у других видов животных [3, 4, 5, 10]. При этом клеточный состав гранулёзных образований, их структура и локализация зависят от особенностей того или иного гельминтоза, вызывающего воспалительный процесс, хотя по морфологии они далеко не всегда являются специфическими, так как в формировании воспалительных гранулём различного происхождения участвуют в разных количественных соотношениях по существу одни и те же клеточные элементы: гистиоциты, плазмоциты а также нейтрофильные и особенно эозинофильные лейкоциты [9].
Наши данные согласуются с указаниями [2, 9] на то, что патоморфологические изменения в тканях поражённых органов обнаруживаются не только в местах внедрения гельминтов, но и в участках, далеко отстоящих от них, где они носят несколько менее выраженный характер.
Выводы. Местные изменения, которые наблюдались непосредственно в зоне влияния гельминтов и их личинок, проявляются образованием соединительнотканной капсулы вокруг цист в зоне имплантации личинок стронгилят. При этом регистрировали явления отёка, полнокровия, образования лимфоидных и эозинофильных инфильтратов в тканях кишечника. Это проявлялось нарушением пищеварительной функции и, как следствие, истощением животных, что необходимо учитывать при последующей терапии стронгилятозов.
Литература.
1. Богоявленский Ю. Ж., Гришина Е. А., Мушкамбарова М. Г. Патоморфология тканей и органов хозяина после применения антигельминтиков. - Ашхабад, 1992. - 113 с.
2. Богоявленский Ю. Ж., Раисов Т. К., Чебышев Н. В. и др. Патология при гельминтозах. - М., 1991. - 180 с.
3. Гришина Е. А., Суранова Т. Г. Морфология некоторых органов цыплят после лечения смешанной инвазии антигельминтиком ВК-168 // Проблемы морфологии и паразитологии / Науч. тр. I Моск. мед. ин-та им. И. М.Сеченова. - М., 1988. - С. 74-76.
4. Забелло Е. М. Патоморфологические изменения в кишечнике уток при полиморфозе //Разведение и кормление сельскохозяйственных животных. - Киев: Урожай, 1964. - 164 с.
5. Озерецковская Н. Н. Формирование патологического процесса в острой и хронической фазах гельминтозов // Мед. паразитол. - 1970. - № 39 (5). - С. 515 – 525.
6. Раисов Т. К., Темирбеков Д. А., Акишпаева О. Т. Динамика некоторых показателей иммунного ответа при экспериментальном трихинеллёзе морских свинок // Мед. паразитол. - 1985. - №5. - С. 58-60.
7. Скосогоренко М. Г., Гламаздина И. И., Губянова И. Е. Влияние дегельминтизации на некоторые показатели иммунологической реактивности у людей, пораженных кишечными гельминтозами // Материалы X конф. Укр. об-ва паразитол. - Киев: Наукова думка, 1986. - С.86-90.
8. Цветаева Н. П. Патогенная роль гельминтов // Ветеринария. - 1963. - № 2. - С. 16-17.
9. Чебышев Н. В., Богоявленский Ю. К., Гришина Е. А. Гельминтозы: органно-системные процессы в их патогенезе и лечении. - М: Медицина, 1998. - 240 с.
10. Шульц Р. С, Диков Г. И. Патогенез гельминтозов // Гельминты и гельминтозы сельскохозяйственных животных. - Алма-Ата, 1964. - С.93-104.
11. Шульц Р. С, Шихобалова Н. П. Иммунитет при гельминтозах // Мед. паразитол. - 1935. - № 4. - С. 258-280.
Подписи к рисункам в статье Лукьяновой Г. А. и соавторов
Рис. 1. Циста в стенке тонкой кишки, над которой виден «канал» в слизистой оболочке. Частичная десквамация поверхностного эпителия в зоне имплантации гельминта. Выраженная лимфоцитарная и эозинофильная инфильтрация подслизистой основы. Г.-э. Ув. 10х.
Рис. 2. Тангенциальный срез стенки тонкой кишки лошади. В пределах слизистой оболочки видна циста, ограниченная тонкой соединительнотканной капсулой. В подслизистой основе умеренно выраженный отёк, лимфоцитарная инфильтрация и гиперплазия лимфоидных фолликулов. Г.-э. Ув. 4х.
Рис. 3. Срез стенки тонкой кишки лошади со слабо выраженным отёком ворсинок и частичной десквамацией их поверхностного эпителия Г.-э. Ув. 10х.
Рис. 4. Стенка толстой кишки со слабо выраженным отёком и диффузной лимфоцитарной и эозинофильной инфильтрацией слизистой оболочки. Г.-э. Ув. 10х.
Barsukov N. P, Lukyanova G. A., Filonenko T. G.
At the patomorphology investigation tissues intestine and vascules horses that ill ciatostomides and delafondiosis discovered location change in appearance formation capsule around cysts in zone implantation helmintes, and swollen, fullblooden, limphoidy and eosinophility infiltration in organs and tissues.
Сведения об авторах
Лукьянова Галина Александровна, канд. вет. наук, доцент кафедры эпизоотологии, паразитологии и ветсанэкспертизы Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, Южный филиал «Крымский агротехнологический университет», г. Симферополь, Украина
Барсуков Николай Петрович, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой охраны труда с курсами гистологии и радиобиологии Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, Южный филиал «Крымский агротехнологический университет», г. Симферополь, Украина
Филоненко Татьяна Григорьевна, канд. мед. наук, доцент кафедры патологической анатомии с биопсийно-секционным курсом Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского, г. Симферополь, Украина
Виткус Александрас, докт. мед. наук, профессор кафедры гистологии и эмбриологии Каунасского медицинского университета