Эффективность молочного скотоводства неразрывно связана с интенсивностью воспроизводства, важным периодом которого является восстановление репродуктивной функции коров после родов.
В послеродовой период происходит обратное развитие (инволюция) половых органов до состояния, которое предшествовало беременности, и идёт их подготовка к проявлению стадии возбуждения полового цикла и следующей беременности.[1]
По данным литературы, наиболее распространёнными акушерскими болезнями являются задержка последа, субинволюция матки и острый послеродовой эндометрит, которые приводят к развитию анафродизии, бесплодия и значительным экономическим убыткам. [2,3]
Успешно бороться с бесплодием и обеспечивать его профилактику можно, лишь зная причины и используя в зависимости от конкретных условий комплекс организационных, зоотехнических, ветеринарных и агротехнических мероприятий. Это касается создания для животных оптимальных условий содержания, которые отвечали бы их биологическим особенностям; повышение резистентности организма животных против заболеваний на основе применения генетической селекции; выращивание здорового молодняка и др.
В современных условиях перед специалистами ветеринарной медицины стоит сложная проблема одновременного повышения молочной продуктивности, воспроизводительной функции и продолжительности использования коров. Так как частота заболевания данной патологией довольно высока, то возникает необходимость изучения его этиопатогенеза, лечения и профилактики. При этом важно разработка эффективных и действующих схем, экономически обоснованных в условиях производства.
Субинволюция матки - это замедление происходящих после родов процессов, ее обратного развития до состояния, присущего этому органу небеременных коров. При данной патологии инволюция матки может продолжаться до 3 месяцев. [4]
Эта патология относится к числу наиболее распространенных из всех послеродовых заболеваний коров. На молочных промышленных комплексах частота субинволюции матки достигает 40-60 % и более. В некоторых хозяйствах регистрируется 95%-я заболеваемость. [5] Особенно часто она регистрируется в зимне–весенний период. [6]
При субинволюции матки ослабляется ее сократительная функция, замедляется ретракция мышечных волокон, задерживается регрессия карункулов, восстановление структуры эндометрия, кровеносных сосудов матки, ее связочного аппарата, в результате чего нарушаются атрофическо-дегенеративные, а в последующем и регенеративные процессы, присущие нормальному течению послеродового периода. [7]
Вследствие ослабления сократительной функции миометрия в полости матки скапливаются лохии, что вызывает растяжение стенок матки, препятствует, их сокращению. Через открытый цервикальный канал могут проникать микроорганизмы, для которых лохии служат хорошей питательной средой, лохии начинают разлагаться, продукты их распада и токсины микробов всасываются и вызывают интоксикацию организма.
Практически во всех случаях субинволюция матки сопровождается или осложняется послеродовым гнойно-катаральным и гнойным септическим эндометритом, различными функциональными расстройствами в яичниках и матке, приводящими к длительному бесплодию.
Субинволюция матки у коров увеличивает сервис-период, приводит к гинекологическим заболеваниям, что, в конце концов, тормозит рост поголовья крупного рогатого скота и его продуктивность. Из-за удлинения сервис–периода не происходит своевременного осеменения, и в любом случае первый половой цикл будет неполноценным, и осеменение будет безрезультатное. Это вызывает повышение экономического ущерба, приводит к яловости и преждевременной выбраковке скота.
Целью Нашего исследования явилось: изыскать наиболее эффективную в условиях конкретного хозяйства схему лечения субинволюции матки у коров. Для решения данного вопроса была поставлена Задача: выявить превалирующие патологии и разработать эффективную схему лечения коров с субинволюцией матки.
Материал и методы исследований. Исследование проводилось в МТФ СПК КАТП «Джанкой» Джанкойского района. Материалом для исследования служили коровы красной степной породы в возрасте от четырех до шести лет средней живой массой 500 кг. Коровы находились в одинаковых условиях содержания и кормления, имели среднюю упитанность. Постепенно поступающие на седьмой день после отела подопытные животные были разделены на 2 группы по 10 голов в каждой. Исследованию подвергались животные с обильными или ненормальными лохиальными выделениями.
Диагностирование субинволюции матки проводили на седьмой день после отёла на основании исследования общего состояния животного, аппетита, молочной продуктивности, состояния сердечно-сосудистой системы, измерения температуры тела, количества и характера выделяемых лохий. Также проводилось вагинальное и ректальное исследование.
Особое внимание обращали на коров с задержкой выделения последа до 8-10 часов и коров с осложнением родов потому, что такие животные имели прямую опасность развития послеродовой субинволюции матки.
Внутреннее акушерское исследование проводили в полиэтиленовых перчатках. В начале осматривали слизистую оболочку преддверья влагалища, определяли её цвет, наличие слизи, экссудата, кровоизлияний, эрозий. Затем при помощи стерильного влагалищного зеркала, увлажненного теплым стерильным физраствором, проводили вагинальное исследование. Наружные половые органы обмывали тёплой водой, протирали ватным тампоном, смоченным раствором фурациллина (1:5000). При введении зеркала обращали внимание на реакцию и поведение животного, внимательно осматривали состояние слизистой оболочки влагалища и влагалищной части шейки матки, степень раскрытия цервикального канала, наличие и характер выделений из него. Влагалищное исследование при помощи зеркала проводили не у всех животных, т. к. симптоматика при данном заболевании была сходной, а реакция коров на данное исследование была беспокойной. Кроме того, мы не исключаем возможности заноса во влагалища микрофлоры извне, даже при строгом соблюдении правил асептики и антисептики.
При ректальном исследовании определяли реакцию животного на исследование, место нахождения, размер, форму, консистенцию, тонус шейки, тела и рогов матки, состояние яичников и яйцепроводов.
Таким образом, 7-й день после отёла являлся первым днём лечения. Для каждой из групп применялась соответствующая индивидуальная схема лечения:
Коровам с субинволюцией матки в опытной группе в первый день лечения вводили по 2 мл синестрола подкожно, а также 50 МЕ окситоцина и форвита 15 мл внутримышечно. На 2-й день повторяли инъекцию окситоцина в той же дозе. На 3-й день инъецировали синестрол и окситоцин. На 4-й и 5-й дни вводили окситоцин. На 7-й день осуществляли введение простагландина Ф 2 альфа – эстрофана, а на 8-й день – сурфагон.
В контрольной группе осуществляли введение окситоцина в дозе 50 МЕ с 1-го по 5-й день, витамина (форвит) в 1-й день, ихглюкол – 3-х кратно, по 20 мл (в 1-й, 3-й и 5-й дни лечения), а также применяли ежедневный трансректальный массаж матки и яичников.
Данный метод постоянно применяется в хозяйстве, как относительно эффективный и недорогой.
Лечебный эффект учитывался на 10-й день лечения (17-й день после отёла) на основании ректального и вагинального исследования. Проводили анализ учета проявления полового цикла, оплодотворяемости (по журналам искусственного осеменения).
Результаты исследований. При изучении нозологического профиля акушерско-гинекологических патологий, мы использовали амбулаторные журналы за текущий и прошлый годы, участвовали в проведении акушерско-гинекологической диспансеризации коров дойного стада.
Причины возникновения данных болезней – это зачастую переход острых акушерских патологий в хронические гинекологические. Несомненным является то, что на фоне воспалительных процессов в матке, нарушается функция яичников, что ведет к их дисфункциям.
Субинволюция матки при отсутствии лечения, как правило, приводит к возникновению маститов, острых и хронических эндометритов, заболеваний яичников и яйцепроводов, что влечёт за собой бесплодие животных. Поэтому очень важно блокировать процесс именно на начальной стадии.
Как уже было указано, на седьмой день после отёла проводилось клиническое и лабораторное обследование животных, у которых выделялись обильные или нетипичные лохии.
У животных отмечали нарушение сократительной функции матки гипотония и атония, причем в первой опытной группе у 6 голов (60 %), а в контрольной – у 7 голов (70%). Кроме этого, у 5 коров первой группы (50 %) и у 6 коров контрольной группы (60 %) выявляли жёлтое тело в яичнике. Также в большинстве случаев выявляли увеличение и флюктуацию матки у коров опытной и контрольной группы.
Во всех случаях матка была увеличена, находилась в брюшной полости, и канал шейки матки был приоткрыт на 2-4 пальца и больше, что не может быть нормальным.
Из этих исследований следует, что субинволюция очень часто сопровождается функциональными нарушениями в яичниках. Это еще раз подтверждает единую взаимосвязь системы матка – яичники.
На 10-й день после начала лечения (17-й день после отёла) проводились повторные ректальные и вагинальные исследования. На основании полученных результатов можно судить об эффективности применяемых схем лечения.
Половой цикл восстановился у всех опытной коров, и в среднем это произошло на 26,8-й день, что почти отвечает физиологическим нормам. При этом большинство животных (70 %) оплодотворилось с первого раза, 2 коровы (20 %) – со второго, и одна – с третьего раза.
В контрольной группе сроки наступления половой цикличности в среднем регистрировались на 50,2 день, что на 23 дня больше, чем в опытной группе. Известно, что 23 дня – это продолжительность полового цикла коровы. Такую разницу мы можем объяснить тем, что в данной группе лечение было менее эффективным, по сравнению с первой группой. Мы также не исключаем пропусков первых половых циклов, т. к. на ферме используется клинико-визуальный метод определения половых циклов. Однако все же следует сказать, что причиной невыявления стадии возбуждения у животного может быть её неполноценность, а именно – выпадение одного из феноменов. Мы приходим к выводу, что применение препаратов в первой группе способствовало более полноценному формированию 1-го полового цикла, нежели в контроле.
Из данных итогового клинического обследования видно, что наибольшим терапевтическим эффектом обладает схема лечения первой опытной группы, которая включает в себя синестрол, окситоцин, форвит, эстрофан и сурфагон.
Конечно, менее эффективным, но все же имел место определенный результат при лечении коров контрольной группы. Данный метод применяется в хозяйстве и состоит во введении окситоцина, витамина (форвит), ихглюкола и ежедневного трансректального массажа матки и яичников.
Таким образом, при испытании различных способов лечения наиболее эффективной в хозяйстве оказалась предложенная схема лечения, которая включала эстрофан, сурфагон, форвит, синестрол и окситоцин, а схема лечения контрольной группы, которая применяется в хозяйстве, не оказывает должного лечебного эффекта, в то время как предложенная схема эффективнее как в терапевтическом, так и в экономическом отношении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Яблонский В. А. Практическое акушерство, гинекология и биотехнология воспроизводства животных с основами андрологии - К.: Мета, 2002 - 319 с.
2. Полянцев Н. И., Синявин А. Н. Акушерско-гинекологическая диспансеризация на молочных фермах - М.: Росагропромиздат, 1989 - 176 с.
3. Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехнология размножения // Под ред. В. Я. Никитина и М. Г. Миролюбова - М.: Колос, 2000 - 495 с.
4. Гончаров В. П., Черепахин Д. А. Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных - М.: Колос, 2004 - 328 с.
5. Гришко Д. С. Лекции по ветеринарному акушерству: учебное пособие - Х.: Знамя, 2003 - 400 с.
6. Полянцев Н. И., Синявин А. Н. Акушерско-гинекологическая диспансеризация на молочных фермах - М.: Росагропромиздат, 1989 - 176 с.
7. Нежданов А. Г., Мисайлов В. Д. Послеродовая инволюция и субинволюция матки у коров // Ветеринария - 1996 - №12 - С. 37-42.