Течение болезни, в том числе неспецифической бронхопневмонии, в значительной степени обусловлено реактивностью организма, состоянием его защитно-адаптационных механизмов (Р. Г. Барсегян, 1982; Н. И. Гергель, 1982). Формирование комплекса защитных реакций основано на усилении процессов мобилизации и потребления энергии, которые осуществляются путем активации соответствующих ферментных систем. Поэтому изучение активности ферментов, участвующих в метаболизме, позволило бы оценить динамику развития защитно-адаптационных процессов, а выявленные нарушения использовать для своевременного проведения терапевтической коррекции.
Анализ литературных данных и полученных нами показал сходность изменений активности некоторых ферментов при пневмонии, их органоспецифичность и диагностическую значимость.
Следует подчеркнуть, что в клинической практике невозможно одновременное определение у одного и того же больного животного большого набора ферментов.
Цель работы — определение корреляционной зависимости между активностью ряда ферментов у телят при бронхопневмонии, выделение наиболее информативных, характеризующих степень поражения дыхательной системы.
Опыт провели на 30 телятах в возрасте 2— 4 мес, больных острой неспецифической (катаральной) бронхопневмонией (исключали болезни желудочно-кишечного тракта и др.).
Диагноз ставили комплексно с учетом анамнестических, клинических и патологоанатомических данных. Для исключения специфических инфекций и инвазий патологический материал направляли в республиканскую ветеринарную лабораторию.
До лечения и через 1—3 сут после его начала, то есть на стадии клинически выраженной болезни, стандартными биохимическими методами определяли активность каталазы, щелочной и кислой фосфатаз, сорбитолдегидрогеназы и глютамилтрансферазы в сыворотке крови телят.
По результатам исследований сформирован банк данных на микрокалькуляторе МК-52. Корреляционную зависимость выбранных ферментов определяли на основе использования пакета прикладных программ статистической обработки медицинской информации СОМИ.
Установили, что в стадии клинически выраженной болезни по сравнению с периодом до начала лечения активность каталазы в сыворотке крови молодняка была повышена на 48,3 %, щелочной фосфатазы (ЩФ) — на 20, кислой фосфатазы (КФ) — на 15, сорбитол-дегидрогеназы (СДГ) — на 57, холинэстеразы (ХЭ) — на 46, глютамилтрансферазы (ГТФ) — на 44%.
Между активностью изученных ферментов выявили корреляцию (табл.): наиболее тесная зависимость обнаружена между КФ и ХЭ (г=0,62), КФ и ГТФ (г=0,86), выраженной она оказалась для ГТФ и СДГ (г=0,71).
Более существенные колебания коэффициента корреляции наблюдали между активностью каталазы и других ферментов (г=0,08—0,45). Низкая корреляционная зависимость была также между ЩФ и СДГ (г=0,17), ЩФ и КФ (г=0,2).
Сравнительный анализ матриц коэффициентов парной корреляции между активностью изученных ферментов в первые сутки болезни показал их принципиальное сходство.
Заключение. Применение коррелятивного анализа дает основание рекомендовать в качестве
О. 3. НАГАШЯН, А. В. МАНАСЯН Ереванский зооветеринарный институт