Существенной проблемой любого города являются бродячие животные, многие из которых являются источником возбудителей зооантропонозов.
Исследованиями ученых – биологов установлено, что, несмотря на отлов, численность бродячих животных, обитающих в городе, даже при регулярном отлове остается стабильной в течение многих лет за счет увеличения рождаемости и выживаемости молодняка. В ходе исследования было выяснено, что система отстрела животных является крайне неэффективной с точки зрения сокращения численности популяции, вредной с моральной, этической, экономической стороны.[1]
Многие представляют себе выход из положения в виде создания приютов, где бы содержались бездомные животные, однако в конечном итоге все равно необходимо будет уничтожать животных, так как даже самый огромный приют будет переполнен.[2,3]
В качестве альтернативы в развитых странах используется массовая стерилизация самок собак и кошек, что приводит к значительному сокращению численности. Если простериллизовать животных, то они не будут приносить приплод, но при этом будут сдерживающим фактором для появления новых животных в местах их обитания, что и приведет к уменьшению количества бездомных животных.[2,4]
Инстинкт продолжения рода один из самых сильных, и часто хозяева бездумно выпускают животное на улицу, чтобы оно нагулялось и успокоилось, не задумываясь, что где-то появятся беспризорные котята и не беспокоятся, куда пристроить животное. В современном обществе необходимо формировать мнение, что выбрасывать и убивать животных – преступно, а разводить, если в этом нет необходимости – непорядочно. С этой точки зрения переоценить важность стерилизации в условиях города невозможно.[3,4]
Если говорить о распространенных гормональных средствах контрацепции, то их эффект достаточно сомнителен, а зачастую нежелателен из-за срыва собственного гормонального фона, который зачастую приводит к гнойным метритам, заканчивающимся необходимостью овариогистерэктомии с последующим лечением осложнений.[1]
Целью нашей работы являлась оценка способов стерилизации кошек с лапаротомией по белой линии и через боковую брюшную стенку.
Материал и методы исследования. Настоящие исследования выполнены в условиях кафедры хирургии и акушерства ЮФ «КАТУ» НАУ и на базе частной ветеринарной клиники города Севастополя ЧП «Басов» в период с августа 2006 года по октябрь 2008 года.
Объектом для исследования были домашние кошки различных возрастных групп, преимущественно беспородные, в количестве 16 особей. Десяти из них была проведена овариоэктомия с доступом по белой линии, шести – овариоэктомия с боковой лапаротомией.
При подготовке к операции проводили клинический осмотр животного, из показателей учитывали общее состояние, поведение, ректальную температуру, частоту дыхания и сердечных сокращений, состояние слизистых оболочек. Кроме того, проводили пальпацию брюшной полости с целью определения беременности, осмотр и пальпацию молочной железы для определения лактации.
Для операций подбирали здоровых кошек возрастом от 6 месяцев до 3-х лет. Владельцу животного рекомендовали за 8-12 часов до операции не кормить кошку, а также, по возможности её искупать.
Операцию проводили одним из оцениваемых способов.
При овариоэктомии по белой линии животное после наркоза фиксировали в спинном положении, проводили подготовку операционного поля, разрез вели по белой линии от пупка. После закрытия раны и обработки швов животным надевали бандаж. В послеоперационный период проводилась антибиотикотерапия 5-%-ным раствором препарата Байтрил 1 раз в день внутримышечно по 0,4 мл, курс рассчитан на 4 дня. Как стимулятор обмена веществ применялся 10%-ный раствор катозала курсом 4 дня по 0,4 мл на животное.
При овариоэктомии с боковой лапароскопией наркотизированному животному придавали боковое положение (на левом боку) с отведенной назад конечностью, разрез проводили за последним ребром, экстракцию яичника – при помощи кастрационного крючка. После наложения швов и обработки раны бандаж не одевали. Данному способу овариоэктомии подвергли 6 животных.
Наркоз проводили комбинированный, премедикацию препаратом Ветранквил. Наркоз – литической смесью кетамина и ксилазина (ксила) внутримышечно. Кетамин применялся в виде раствора для инъекций концентрацией 50 мг/мл в дозе 10–20 мг/кг (0,1 мл/кг) массы тела. Ксила «Интерхеми» концентрацией 20 мг/мл в дозе 0,15 мл/кг массы тела.
С целью определения возможности кастрации кошек в раннем возрасте, троих животных прооперировали способом овариоэктомии с боковым доступом в возрасте 6–7 месяцев.
В послеоперационный период наблюдение за прооперированными кошками вели в течение 15–30 дней. При этом проводили измерение температуры, частоты сердечных сокращений, дыхания. Оценивали состояние операционной раны, проводили курс лечения.
Клинически здоровыми считали кошек с показателями температуры, частоты сердечных сокращений, дыхания в пределах физиологической нормы и наличием в зоне операционной раны плотного фиброзного рубца.
Результаты исследований. В период времени с августа 2006 года по октябрь 2007 года нами было принято 16 кошек, различных возрастных групп, преимущественно беспородные.
Применение схемы анестезии с использованием препарата Ветранквил обеспечивает купирование рвотного рефлекса, вызываемого действием ксилазина. При аспирации дыхательных путей рвотными массами отмечается западение реберных промежутков, усиление движений брюшной стенки, быстро прогрессирующий цианоз [5]. При ведении операции регургитация может быть не замечена хирургом, впоследствии возникает не только механическая обтурация, но и ожог слизистой трахеобронхиального древа кислотой желудочного содержимого, что приводит к пневмонии. Хорошее расслабление мускулатуры при действии вентранквила позволяет не только нормально вести операцию, но и предупреждает бронхиолоспазм, не давая развиться отеку легких. Лечение этого осложнения производится введением эуфилина, преднизолона, атропина, адреналина [6].
Осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы при проведении операций у кошек не отмечалось.
Из медикаментозного сна животные выходили через 20–40 минут после наложения на кожу последнего шва, координация движений восстанавливалась через 4–8 часов.
Овариоэктомия с использованием доступа по белой линии была успешно применена у десяти кошек различных породных и возрастных групп. Выполнение операции не вызывало существенных трудностей. В ходе операции имелась возможность оценить состояние внутренних органов, в частности при проведении оперативного вмешательства мы диагностировали кисту яичника, загиб матки, копростаз (был устранен разминанием конкрементов, назначением растительного масла). В случаях кисты яичника и загиба рогов матки выполнение кастрации с помощью бокового доступа вызвало бы дополнительные трудности.
Однако одним из недостатков способа отмечают необходимость относительно длинного разреза, на месте которого возникает отек и мощный рубец, что является следствием слабой васкуляризации зоны проведения разреза и значительного давления со стороны внутренних органов. Формирование мощного рубца может являться и преимуществом, так как он не дает выпасть внутренним органам, также при этом способе существует опасность возникновения грыжи.
Заживление операционной раны идет медленнее, швы снимали на 11–14 день у животных с хорошо выраженным рубцом и прочно сращенными краями; обязателен бандаж (животные склонны разгрызать швы и разлизывать рану). Не рекомендуется использовать данный способ на лактирующем животном. Для предотвращения лактации поверхность железы рекомендуется обработать камфорным маслом, уменьшить дачу белковых кормов, хороший результат дает выпойка животным сульфата магния в небольших дозах.
Овариоэктомия с боковой лапаротомией была выполнена на шести животных. Из сложностей проведения было отмечено возникающее кровотечение из поврежденных кожных сосудов, которыми богата область доступа. Сосуды не контурируют, поэтому их невозможно обойти. При торзировании сосудов гемостатические зажимы затрудняют свободу манипуляций. В процессе операции хирург не имеет возможности визуально оценить состояние внутренних органов и правильность выполняемых манипуляций. При наличии у животных патологий (спайки, кисты, загиб рогов матки) успешность выполнения операции имеет ряд преимуществ перед овариоэктомией с доступом по белой линии [8], заключающихся в высокой степени асептики, минимальной травматичности, отсутствии шансов возникновения грыжи у животного. Послеоперационный период протекает значительно легче и быстрее, в большинстве случаев осложнений не отмечается. Нет необходимости надевать бандаж, молочная железа не затрагивается разрезом, поэтому операция может выполняться на лактирующем животном. Швы снимали на 9–12 день после хирургического вмешательства на фоне хорошо сформированного рубца длиной 1,5 см.
Рекомендуемый некоторыми зарубежными авторами возраст для кастрации 5–7 месяцев сопряжен со сложностями при выполнении овариоэктомии. [1] В таком возрасте половая система кошек недоразвита, плохо поддается обнаружению пальпацией, при выведении яичника за пределы операционной раны из-за коротких связок и низкой их эластичности создается высокий риск разрыва связок и кровеносных сосудов.
При эвакуации яичника способом боковой лапаротомии полагаются на визуально обнаружение яичника. У животных 5–7 месячного возраста визуально он слабо отличим от тканей сальника, кроме того, он находится в их толще. Вывод правого яичника также вызывает затруднение. Большинство практикующих врачей рекомендуют кастрировать животное после первых родов (утолщаются рога матки, удлиняются и приобретают хорошую эластичность связки яичника, животное физиологически зрелое).
Таким образом, при проведении овариоэктомии с лапаротомией по белой линии выздоровление у кошек отмечали на 9 – 15 день в 90% случаев; при проведении овариоэктомии с боковой лапаротомией выздоровление отмечали на 8 10 день в 100% случаев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гришко Д., Шерстюк Д., Аничин А. Усовершенствованный метод овариоэктомии у кошки // Ветеринарная медицина Украины - 1999. - №6. - С. 37-38.
2. Делберт Дж. Карлсон, Джеймс М. Гиффин, Лиза Д. Карлсон. Домашний ветеринарный справочник для владельцев собак и кошек - М.: Центрполиграф, 2001 - 574 с.
3. Ашаткин А., Санин А. Ветеринарная помощь кошке - Минск: Хелтон, 2000 - 264 с.
4. Хербена Е. Болезни кошек и собак - М.: Липол-Классик, 1998 - 187с.
5. Олег Петренко, Андрей Неженский Определение операционно-анестезиологического риска // Ветеринарная медицина Украины - 2006. - № 12. - С. 20.
6. Магда И. И., Власенко В. М., Воронин И. И. Оперативная хирургия животных с основами топографической анатомии и анестезиологии - К.: Высшая школа, 1995 - 295 с.
Владимиров А. А.