В настоящее время широко распространён травматизм собак, в городах он составляет 52% хирургических болезней. Среди всех видов механических травм часто встречаются переломы костей ( преимущественно конечностей) –44%. От общего количества переломов трубчатых костей 20% составляют переломы плечевой кости. По локализации 70% из них приходится на нижнюю часть диафиза плечевой кости. Основные нагрузки приходятся на медиальный отдел дистального эпифиза, а именно на его медиальный мыщелок, который расположен с диафизом почти на одной линии, в то время как латеральный мыщелок воспринимает значительно меньшую нагрузку, имеет ослабленную структуру и в его области в первую очередь возникают переломы [1,2].
Лечение переломов латерального и медиального мыщелков проводят оперативным или консервативным методами. Открытая репозиция является травматичной и сложной, а для её выполнения требуются определённые навыки и соответствующее оснащение. Но данный метод несмотря на сложности позволяет добиться точного анатомического сопоставления отломков и их надёжной фиксации, что имеет особенно важное значение для восстановления функции сустава. Успешная репозиция также позволяет в более ранние сроки приступать к разработке сустава, оптимальнее всего через 2 недели после проведения операции [3,4].
Консервативный метод лечения в отличие от оперативного не позволяет добиться точного анатомического сопоставления отломков. Кроме того гипсовая повязка в области плечевой кости редко удерживает отломки в правильном положении, плохо обеспечивает иммобилизацию, сдавливает ткани и длительное время затрудняет крово и лимфообращения, что приводит к задержке формирования костной мозоли, тугоподвижности сустава, контрактурам и функциональной атрофии мышц [5].
Работу выполняли на кафедре хирургии и акушерства где. В течение 2005-2006 года было прооперировано две собаки с переломами латерального и одна с переломом медиального мыщелка плечевой кости. При переломах как латерального так и медиального мыщелков наблюдали схожую клиническую картину; хромота опирающейся конечности, сильная локальная болезненность, чрезмерная подвижность в локтевом суставе, при слабом угнетении животных.
Причинами переломов были неудачные прыжки и падения животных.
Задачей нашей работы являлось определение таких способов остеосинтеза, которые создают условия для репаративного остеогенеза в наиболее короткие сроки при минимальном вреде процессам формирования костяка.
На кафедре хирургии с переломами мыщелков плечевой кости прооперировали три собаки. Из них в двух случаях наблюдался перелом латерального мыщелка, а в одном медиального.
У всех животных наблюдались схожие клинические признаки: хромота опирающейся конечности, сильная локальная болезненность, чрезмерная подвижность в локтевом суставе.
При остеосинтезе латерального мыщелка оперативный доступ осуществляли с латеральной стороны. Разрезали кожу, подкожную клетчатку, затем смещали в каудальном направлении латеральную головку трехглавой мышцы плеча и вскрывали глубокую фасции вдоль его переднего края. Разрез делали осторожно, чтобы не повредить лучевой нерв, который проходит между латеральной головкой трехглавого мускула плеча и плечевой мышцей. Осторожно смещали ткани в краниальном и латеральном направлениях, оголяя латеральный мыщелок. После анатомически правильного сопоставления мыщелка в первом случае фиксировали введением двух шурупов - один в медиальный отросток,, второй в метафиз плечевой кости, предварительно просверлив отверстие хирургической дрелью. Во втором случае фиксация также проводилась двумя шурупами. Первым фиксировали проксимальную часть мыщелка введением непосредственно в плечевую кость в поперечном направлении. Вторым дистальную часть введением через мыщелок в толщу метафиза плечевой кости.
При проведении остеосинтеза медиального мыщелка оперативный доступ осуществляли на медиальной поверхности дистальной част плечевой кости. После разреза кожи и подкожной клетчатки двуглавую мышцу плеча и срединный нерв, который лежит вдоль его каудального края, смещали в краниальном направлении, а медиальную головку трехглавой мышцы плеча с локтевым нервом в каудальном. При этом оголялась медиальная сторона плечевой кости. После анатомически правильного сопоставления мыщелка, его среднюю часть зафиксировали шурупом в поперечном направлении, дистальную часть штифтом в направлении латерального мыщелка при помощи механической хирургической дрели. Проксимальную часть туго зафиксировали шёлковой нитью. В данном случае главным фиксатором является шуруп, а штифт и шелковая нить второстепенными фиксаторами, предотвращая боковые движения мыщелка, тем самым обеспечивая стабильную и надёжную фиксацию.
Животным после операции на конечность наложили иммобилизирующую повязку.
В послеоперационный период оценивали клиническое состояние, проводили контроль заживления и профессиональной пригодности конечности. Первый осмотр осуществляли на 3-и сутки после операции. У животных наблюдалась значительная отёчность и болезненность в области локтевого сустава, повышение местной температуры, незначительное повышение температуры тела, хромота сильной степени ( при движении не пользуется конечностью, а передвигается на 3 лапах) отёк конечности ниже запястного сустава вызванный сдавливанием иммобилизирующей повязкой. Для уменьшения отёка конечности иммобилизирующую повязку наложили свободнее.
На 7-е сутки наблюдалось уменьшение сосудисто-воспалительной реакции, умеренная болезненность, местная температура повышена, температура тела в норме, отёчность конечности незначительная, хромота сильной степени.
На 14-е сутки наблюдали наличие болевой реакции, местная температура незначительно повышена, хромота средней степени. В дальнейшем иммобилизирующую повязку не накладывали и приступали к ранней разработке сустава, заключающейся в лёгком массаже и сгибании конечности в локтевом суставе.
На 30-е сутки у животных с фиксацией отломков шурупами наблюдалась хромота слабой степени, местная температура в норме.
У собаки с применением штифта и шурупа наблюдалась хромота средней степени выраженная в частичной опороспособности конечности, болезненность умеренная.
На 40-е сутки проводили операцию по удалению конструкции у животных с применением двух шурупов.
У собаки с применением штифта на 50-й день.
ВЫВОД:
Применение шурупов при лечении переломов мыщелков наиболее эффективно, т. к. они стабильно фиксируют отломки и это приводит к восстановлению функции в кратчайшие сроки.
Применение штифта также привело к положительному результату, но процесс регенерации протекал длительнее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Петренко О. Макарин А. Характер переломов костей опорно-двигательного аппарата и стимуляция репаративных процессов при проведении остеосинтеза у животных // Ветеринарная медицина Украины 2001г. -№7.-с.40.
2. Виктор Суханес. Остеосинтез при переломах плечевой кости в участках дистального метафизарного хряща у собак // Ветеринарная медицина Украины 2005г.-№2.-с.29.
3. Хобин П. И. Оперативное лечение оскольчатых переломов мыщелка и плечевой кости.// Вестник травматологии и ортопедии 2003г.-№3.-с. 54.
4. И. И. Соглай, Е. Г. Сирота, В. П. Сухин. Устойчивый остеосинтез при переломах диафиза плечевой кости. Ортопедия, травматология и протезирование 1997.-№3.-с. 65.
5. Леонид Гуров, Виктор Суханов. Особенности остеосинтеза при переломах конечностей у собак и кошек // Ветеринарная медицина Украины 2000г.-№8.-с.42.
Легун М.