Катаракта – заболевание глаз, характеризующееся ограниченным или диффузным помутнением хрусталика, препятствующим прохождению лучей света в глаз и приводящим к снижению остроты зрения. [1]
В офтальмологии помутнение хрусталика занимает одно из ведущих мест среди других глазных заболеваний, так как отражает основную сущность старения организма, проявляющуюся снижением его адаптационных возможностей. Формирование хрусталиковых волокон происходит в течение всей жизни животного. Именно поэтому объем хрусталика увеличивается, и он превысил бы объем глаза, если бы центральные, более старые волокна, не уплотнялись. В результате плотность хрусталика все время увеличивается. Таким образом, нарушение обменных процессов в хрусталике, некоторые соматические расстройства (болезни печени, желудочно–кишечного тракта, сахарный диабет) приводят к возникновению помутнений в хрусталике. В восьми–девятилетнем возрасте частота заболеваний катарактой превышает 75%. [2]
Существует два метода лечения этого заболевания: консервативный и оперативный. Основным является хирургический метод. Консервативное лечение проводят лишь в начальных стадиях заболевания для предупреждения прогрессирования процесса. Большинство специалистов считает, что с помощью лекарственных препаратов, диеты нельзя вылечить это заболевание. Эти средства могут лишь на время затормозить развитие катаракты, но не излечить ее. [3,4,5]
Целью работы явилось определение эффективности применения препарата «Витайодюроль» при лечении различных случаев катаракты у собак.
Материал и методы исследования. Все исследования проводили в условиях клиники кафедры хирургии и акушерства ЮФ «КАТУ» НАУ и государственного ветеринарного пункта Северной стороны в г. Севастополь.
Материалом для исследования служили поступающие в клиники на лечение собаки. Диагноз на катаракту ставили на основании данных анамнеза, клинического обследования, результатов специальных исследований, в качестве которых использовали офтальмоскопию и исследование методом бокового фокусного освещения.
При сборе анамнеза внимание обращали на возраст животного, породу, наличие общих системных заболеваний (сахарный диабет), травм глазного яблока и перенесенных инфекционных заболеваний (чума плотоядных). Попутно выясняли, в каких условиях содержится животное, рацион питания, особенно обеспеченность витаминно–минеральными препаратами, имеются ли какие–либо поведенческие симптомы, указывающие на нарушение зрительной функции (осторожность при движении, животное натыкается на предметы, плохая ориентация в пространстве и т. д.).
Среди клинических симптомов учитывался главный – помутнение хрусталика различной интенсивности (сероватое, серовато–белое, молочно–белое). Кроме того, обращали внимание на наличие сопутствующих симптомов, таких как блефароспазм, слезотечение, светобоязнь, гиперемия конъюнктивы, помутнение и васкуляризация роговицы, эписклеральная и субконъюнктивальная инъекция сосудов, реакция зрачка на свет.
Отмечали наличие сопутствующих заболеваний, таких как глаукома, увеит, иридо–конъюнктивит, блефарит.
Наряду с изучением местных клинических признаков проводили и общее клиническое обследование животных. при этом измеряли температуру, пульс, подсчитывали количество дыхательных движений за 1 минуту. Определяли габитус – общее состояние животного, положение тела в пространстве, упитанность, конституция, телосложение. Исследовали состояние кожи и волосяного покрова, видимых слизистых оболочек, поверхностных лимфатических узлов.
После постановки диагноза на катаракту животным назначали лечение по следующей схеме: инстилляция препарата «Витайодюроль» по 2–3 капли 2–3 раза в тень, в течение 1–1,5 месяцев; гамавит в общепринятой дозе внутримышечно 1 раз в день в течение месяца.
Наблюдение вели на протяжении всего периода лечения, при этом оценивали степень помутнения хрусталика.
В послеоперационный период собакам назначали инстилляции глазных капель (дексаметазон с новокаином), курс антибиотикотерапии (гентамицина сульфат), ретробульбарную новокаиновую блокаду, курс рассасывающих препаратов (экстракт алоэ) в установленных дозах.
Результаты собственных исследований. За период времени с 2007 по 2008 год на клинику кафедры хирургии и акушерства ЮФ «КАТУ» НАУ и в государственный ветеринарный пункт г. Севастополя поступило 1572 собаки с различными заболеваниями; из них с болезнями глаз – 157, что составило 10% от числа всех поступивших животных. Наиболее часто диагностировали конъюнктивит – 78 собак, что составило 49,7%. Травмы глаз были зарегистрированы у 5-ти – 3,2%; блефарит – 2 – 1,3%; кератит – 39 – 24,8%; язвы роговицы – 2 – 1,9%; глаукома – 4 – 2,5%; увеиты – 5 – 3,2%. С патологией 3-го века поступило 5 собак – 3,2%. У 4-х животных выявили эпифору – 2,5%. Диагноз катаракта был поставлен 12-ти собакам, что составило 7,6% всех зарегистрированных заболеваний глаз.
Проведенные исследования показали, что катаракта чаще всего встречается у собак старше 7-ми лет. Так, из 12-ти животных катаракту выявили у 7-ми таких животных, что составило 58,3%.
В ходе исследований диагностировали это заболевание у 3-х собак породы пудель, на долю этой породы пришлось 25%. К породе кокер–спаниель принадлежали 4 собаки – 33,3%. Пекинесы составили 16,7% - 2 собаки. Кроме того, катаракту диагностировали у лабрадора, кавказской овчарки и метиса (по 8,3%).
Сезонности этого заболевания у собак выявлено не было.
Изучая виды и причины возникновения катаракты, установили, что у 7-ми собак катаракта была старческой, то есть развилась вследствие нарушения обменных процессов в хрусталике, и составила 58,3% от общего числа. У 2-х собак в возрасте 6–8 месяцев она возникла вследствие перенесенного инфекционного заболевания (чумы) – 16,7%, у 1-го животного была диабетической – 8,3%. Врожденную катаракту диагностировали в 1-й собаки – 8,3%. Был зарегистрирован один случай посттравматической катаракты – 8,3%.
Общее состояние животных находилось в пределах нормы. Единственным ярко выраженным симптомом катаракты у всех собак было помутнение хрусталика: у 3-х собак оно было молочно–белым (25%); у 4-х – серовато–белым (33,3%); у 5-ти – сероватым (41,7%).
Всем животным было назначено лечение препаратом «Витайодюроль». Ежедневно в течение 1–1,5 месяцев инстиллировали по 2–3 капли препарата 2–3 в день.
На 5–6 день после начала лечения у собак температура составил 38,4 ±0,3°С, пульс – 90,5±5,3 уд/мин, дыхание – 21,4±4,3 дых. дв/мин. Все животные были активными, наблюдался хороший аппетит. В области глаз отмечали слабовыраженный блефароспазм – 3 собаки; слезотечение катарально–слизистого характера – 4; признаки катарального конъюнктивита – 2. у одного животного наблюдали наличие жидкости в передней камере глаза. Зрачок у всех собак был расширен, у семи – без реакции на свет.
На 12–15 день лечения общая температура тела у собак была 38,7±0,3°С, пульс составил 87±5,4 уд/мин, дыхание – 22,5±2,4 дых. дв/мин. Общее состояние животных было удовлетворительным. Существенных изменений в их поведении не выявили. При обследовании глаз у 5-ти собак отмечали умеренный блефароспазм, у 4-х – катарально–слизистые истечения из глаз, у 2-х с примесью гноя, у остальных конъюнктивит был катаральным. У всех собак ярко выраженная сосудистая реакция. Зрачки по–прежнему были расширены, у 6-ти реакция на свет не отмечалась. Количество жидкости в передней камере глаза у одного животного не изменилось, однако произошло ее помутнение.
На 20–25 день лечения у собак были выявлены следующие физиологические показатели: температура тела – 38,9±0,5°С, пульс – 90,2±4,3 уд/мин, дыхание – 21,8±0,8 дых. дв/мин. У животных отмечали некоторые изменения в общем состоянии: 4 собаки стали менее активными на прогулках, у 2-х ухудшился аппетит. У 5-ти животных выявили катаральный конъюнктивит, у 5-ти – серозный. У 2-х собак истечения из глаз были катарально–гнойного характера. Им была назначена одноразовая подконъюнктивальная инъекция дексаметазона фосфата. Ярко выраженную инъекцию сосудов наблюдали у всех животных. Зрачки у всех без исключения были расширены, у 6-ти – по–прежнему не реагировали на свет.
На 30–35 день после начала лечения наблюдали нормализацию общего состояния животных. Температура составила 38,8±0,3°С, пульс – 86,5±6,4 уд/мин, дыхание – 18,8±2,1 дых. дв/мин. Животные были достаточно активны, нарушений аппетита выявлено не было. Воспалительные процессы в области глаз стабилизировались. Блефароспазм отмечали у трех собак, у семи катарально–слизистые истечения из глаз, у 4-х – катаральный конъюнктивит. Сосудистая реакция еще сохранялась, но уже заметно уменьшилась. У 2-х собак зрачок начал реагировать на свет, у 5-ти наблюдали незначительное расширение зрачков. У 3-х собак с сероватым помутнением хрусталика наблюдали признаки его просветления.
К 40–45 дню после начала лечения температура тела была 38,7±0,2°С, пульс составлял 86,3±5,2 уд/мин, дыхание – 19,9±2,4 дых. дв/мин. Общее состояние животных удовлетворительное, основные физиологические показатели в пределах нормы. 9 из 12-ти собак были активны, охотно гуляли, хорошо ориентировались в окружающей обстановке. Признаки катарального конъюнктивита в большей или в меньшей степени присутствовали у всех собак. У 4-х зрачок был сильно расширен, у 3-х – практически не реагировал на свет, у 2-х был в норме, у 5-ти наблюдалось незначительное его расширение. При офтальмоскопии у 5-ти собак хорошо просматривалось глазное дно, у 3-х оно не просматривалось вообще, так как хрусталик остался молочно–белым, непрозрачным.
В результате проведенного курса лечения у собак с сероватым и серовато–белым помутнением хрусталика наблюдали стабилизацию процесса. Заметный лечебный эффект наблюдался у собак с начальной стадией развития катаракты (сероватое помутнение зрачка). У них отмечался выраженный рассасывающий эффект после применения препарата.
По окончании курса лечения у собак со зрелой катарактой (молочно–белый хрусталик) не выявили никаких изменений в клиническом состоянии, то есть препарат не оказал никакого лечебного эффекта.
Этим животным была проведена операция по удалению пораженного хрусталика интракапсулярным методом.
На 3-й день после операции температура у животных была 39,3±0,2°С, пульс – 82±6,4 уд/мин, дыхание – 20,7±2,8 дых. дв/мин. Общее состояние животных было удовлетворительным. У всех собак наблюдали повышение общей температуры тела, угнетение, снижение аппетита. В области глаз отмечали сильный блефароспазм, обильное слезотечение, отечность и гиперемию конъюнктивы. Ткани окологлазной области были отечными и болезненными. Обследование глаз было практически невозможным из–за выраженной воспалительной реакции.
На 7-й день после операции общее состояние удовлетворительное. Температура составляла 39,0±0,2°С, пульс - 86±4,7 уд/мин, частота дыхания - 20±3,1 дых. дв/мин. Воспалительный отек в области глаз был ярко выражен. Наблюдали двусторонний блефароспазм, обильное слезотечение, светобоязнь, выраженную эписклеральную, перикорнеальную и субконъюнктивальную инъекцию сосудов. У всех собак отмечали сильный отек и признаки помутнения роговицы.
На 10-й день после операции: Т – 38,8±0,4°С; П – 81,3±3,8 уд/мин; Д – 20,7±3,1 дых. дв/мин. У животных отмечали умеренный аппетит, низкую двигательную активность. Основные физиологические показатели находились в пределах нормы. Воспалительный отек еще сохранялся, хотя отечность тканей несколько уменьшилась. Отмечали умеренный блефароспазм и обильное слезотечение. Глазное яблоко стало доступным для осмотра. Сосуды глазного яблока и конъюнктивы были инъецированы, роговица отечна. Наблюдалось ее помутнение, а у двух собак – васкуляризацию.
На 14-й день у собак наблюдали значительное улучшение в общем состоянии. Температура составляла 38,7±2,8°С, пульс – 88±4,6 уд/мин, частота дыхания – 19±2,1 дых. дв/мин. Собаки охотно выходили на прогулку, стали более активными. Наблюдались признаки улучшения ориентации в пространстве. В области глаз у двух собак наблюдали практически полное исчезновение отека, у одной сохранялась незначительная отечность. У всех животных отмечали слабовыраженный блефароспазм, умеренное слезотечение и гиперемию конъюнктивы. Помутнение роговицы было сильно выражено в районе шва, по периферии появились первые признаки рассасывания.
К 21-му дню после операции температура была 38,6±3,3°С, пульс составлял 82,7±5,3 уд/мин, частота дыхания – 20,3±2,1 дых. дв/мин. Общее состояние животных было удовлетворительным. Животные охотно поедали корм, гуляли, у них наблюдались признаки улучшения зрительной активности, они могли ориентироваться в пространстве. В области глаз отмечали незначительные признаки воспаления. Помутнение роговицы еще сохранялось в области шва, по периферии произошло рассасывание. Отмечали выраженную реакцию зрачка на свет и такой симптом, как «дрожание зрачка». При офтальмоскопии наблюдали отсутствие помутнения в районе зрачка и хорошую видимость глазного дна.
Во всех трех случаях операция прошла успешно, наблюдалось восстановление зрительной функции у всех прооперированных животных.
Таким образом, применение препарата «Витайодюроль» при незрелых катарактах приводит к стабилизации процесса помутнения и даже его рассасыванию на начальных стадиях, однако, только применение оперативного метода лечения приводит к частичному восстановлению зрительных функций при зрелых катарактах у собак.
Список использованной литературы
1. Полунин Г. С. Катаракта // Справочник поликлинического врача. - № 6. – 2002.
2. Риис Р. Офтальмология мелких домашних животных. / Пер. с англ. – М.: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», 2006. – 280 с., илл.
3. Ниманд Х. Г. Болезни собак. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 806 с.
4. Старченков С. В. Болезни собак и кошек: комплексная диагностика и терапия болезней собак и кошек. – М.: СпецЛит, 2006. – 655 с.
5. Созинов В. А., Ермолина С. А. Современные лекарственные средства для лечения кошек и собак. – М.: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», 2004. – 496 с.
Хрипкова Ю. В.