Еще в конце прошлого века были сделаны попытки применить радикальное хирургическое вмешательство при лечении людей и животных, больных актиномикозом. Первые положительные результаты завоевали вначале много сторонников этого метода.
Однако по мере накопления опыта оказалось, что отдаленные результаты такого лечения не всегда удовлетворительны. Поэтому в последующем вопрос о применении радикального оперативного вмешательства стал предметом дискуссии.
В настоящее время в медицинской практике большинство авторов рекомендуют воздерживаться от оперативного вмешательства, особенно при актиномикозе внутренних органов.
В основу этой точки зрения положено следующее. Ввиду избирательного распространения актиномикозного процесса по клетчатке, операции заведомо бывают обречены на неуспех, так как процесс в клетчатке идет далеко впереди изменений во внутренних органах. Поэтому удаление не только доли, но и всего органа не может дать успеха, ибо изменения в клетчатке, часто не обнаруживаемые макроскопически, предшествуют появлению процесса в самом органе. Хирургическое вмешательство при актиномикозе наружной локализации, по сообщению Г. О. Сутеева, Б. А. Осповата и др., в медицинской практике носит также ограниченный характер. Если хирургическое вмешательство при лечении больных актиномикозом людей применяется весьма ограниченно, то в ветеринарной практике у крупного рогатого скота можно применять радикальную операцию несколько шире.
Это находит свое обоснование в том, что случаи генерализованного актиномикоза у крупного рогатого скота встречаются сравнительно редко. Актиномикозный процесс имеет более доброкачественное течение, без тенденции к генерализации гематогенным путем.
В отличие от человека, у крупного рогатого скота актиномикозный процесс распространяется преимущественно по лимфатической системе, причем ближайшие к первичному очагу лимфатические узлы продолжительное время задерживают возбудителя, не допуская его дальнейшего распространения.
При актиномикозе животных отдельные авторы рекомендуют проводить радикальную операцию, другие – ограничивают оперативное вмешательство вскрытием флюктуирующих очагов и выскабливанием свищевых грануляций.
Н. Н. Мари еще в 1890 г. писал о том, что совершенного излечения можно достигнуть только экстирпацией опухоли и прижиганием окружающей ткани калёным железом. Позже он рекомендовал хирургическое вмешательство и, если актиномикома не инкапсулирована, советовал удалять ее с частью прилежащих тканей, а в рану вкладывать марлевые йодоформенные тампоны. С. Н. Вышелесокий, А. X. Саркисов и Н. С. Акулова пишут, что хирургическое лечение актиномикоза с успехом используется в тех случаях, когда опухоли ограничены и отделимы. В поверхностно расположенных кожных актиномикомах делают надрезы, удаляют содержимое, выскабливают актиномикомы до нормальной ткани и закладывают тампоны с йодной настойкой или раствором пенициллина.
В. А. Никоноров (1952) вскрывал созревшие актиномикозные абсцессы и выскабливал некротизированную ткань. II. Е. Поваженко (1952) при актиномикозе культи семенного канатика рекомендует полное иссечение ее вместе с прилежащими пораженными тканями
А. Л. Скоморохов пишет, что раннее хирургическое вмешательство является более эффективным методом чем медикаментозное лечение. Н. А. Обухов (1958) при актиномикозе крупного рогатого скота рекомендует производить радикальную хирургическую помощь.
На кафедре общей и частной хирургии Омского ветеринарного института, начиная с 1953 г., ведется разработка радикальной хирургической операции при лечении крупного рогатого скота, больного актиномикозом, в направлении выяснения показаний к радикальной хирургической операции, границ и техники оперативного вмешательства, особенностей предоперационной подготовки больных животных и характера течения послеоперационного периода.
Перед каждой операцией проводится предоперационная подготовка животного. Она заключается в том, что после тщательного исследования и при отсутствии противопоказаний к операции животное сутки выдерживается на голодной диете. В течение этого периода производятся внутримышечные инъекции пенициллина через каждые 6 часов по 800–1000 единиц на 1 кг веса животного. Растворение пенициллина производится в 0,5-процентном растворе новокаина, последний используется в качестве растворителя и пролонгатора. Накануне операции или за 1–2 часа до ее проведения назначается переливание крови в дозе 4–б мл на 1 кг веса животного.
Для проведения операции животное фиксируется в лежачем положении.
Подготовленное операционное поле изолируется от окружающих участков кожи стерильной операционной простынкой с окном.
Операционное поле дезинфицируется 5-процентным спиртовым раствором йода.
На участке, расположенном в окне салфетки, по линии разреза проводится местная инфильтрационная анестезия 0,25-процентным раствором новокаина, после рассечения кожи и подкожной клетчатки она дополняется циркулярной анестезией актиномикомы.
Радикальная хирургическая операция ведется по принципу удаления злокачественного новообразования. Актиномикозный очаг иссекается вместе с фиброзной капсулой, рубцово-измененными тканями, патологическими грануляциями и гнойными свищами единым блоком в пределах здоровых тканей.
Величина блока и характер иссекаемых тканей бывают неодинаковыми. Это зависит от области, характера и давности актиномикозного поражения.
Необходимо отметить, что полное иссечение актиномикозных очагов единым блоком не всегда может быть осуществлено вследствие аиатомотопографических особенностей оперируемых областей и распространенности актиномикозного процесса.
При отсутствии возможности иссечь все актиномикозные поражения вместе с основной актиномикомой, мы после удаления главного очага дополнительно иссекаем оставшиеся актиномикозные очаги с частью окружающих тканей.
В зависимости от поражения актиномикозным процессом при операциях приходится иссекать кожу и подкожную клетчатку, мышцы, лимфоузлы, отдельные доли слюнных желез, иссекать между лигатурами крупные сосуды.
Радикальная операция встречает затруднения в случаях обширного распространения актиномикозного процесса, когда наблюдается разлитое прорастание фибросклеротической тканью крупных сосудисто-нервных пучков, слюнных желез, лимфоузлов и лимфососудов. Вследствие этого при актиномикозе показано раннее оперативное вмешательство.
Актиномикозный процесс у оперированных нами больных животных локализовался в различных областях головы и шеи животного, в зависимости от этого и оперативные доступы были различными. Место, величина и направление разрезов строго согласовывались с анатомо-топографичеокими особенности ми оперируемых областей.
При оперировании в подчелюстной области оперативный доступ производится двумя круглыми окаймляющими актиномикому, а затем сходящимися разрезами в направлении вентрального контура тела нижней челюсти, отступая 1,5–2 см от него. Длина разрезов 8–12см.
Разрезу подлежат кожа, фасция и подкожный мускул. После этого от краев разреза производится отделение актиномикомы тупым путем. По мере необходимости отдельные перемычки рассекаются скальпелем и ножницами.
При проведении разрезов учитываются кровоснабжение и иннервация подчелюстной области, а также проходящие здесь протоки околоушной и подчелюстной слюнных желез.
В подчелюстной области наиболее крупными сосудистыми магистралями являются разветвляющиеся здесь наружная челюстная артерия и вена. В этой области проходит межчелюстной нерв, веточка вентрального щечного нерва, кожный шейный нерв, являющийся ветвью второго шейного нерва.
В жевательной области у оперированных нами больных животных актиномикозные очаги были небольших размеров, и удаление их производилось посредством вертикальных разрезов.
При проведении вертикальных разрезов необходимо учитывать проходящие в жевательной области поверхностный височный, лицевой и жевательный нервы, а также поперечную лицевую, жевательную, щечную артерии и соответствующие вены.
В околоушной области разрез проводится параллельно шейному краю ветви нижней челюсти. Здесь необходимо предупреждать повреждение крупных магистральных сосудов и нервов, таких как: общая сонная, затылочная, наружная сонная артерии, вторая и третья пара шейных нервов, лицевой нерв, вагосимпатический ствол. При оперировании в щечной области актиномикозные очаги экстирпируются посредством продольных разрезов. При этом учитываются разветвляющиеся здесь лицевая артерия, подглазничный и щечный нервы.
При оперировании в области шеи разрезы делаются продольные с учетом проходящих здесь ветвей поперечной и глубокой шейной артерии и ветвей шейных нервов.
После полного иссечения актиномикозных очагов и остановки кровотечения раневая полость заполняется стрептоцидовой эмульсией. Перед употреблением на каждые 100 граммов стрептоцидовой эмульсии добавляется двести тысяч единиц пенициллина с последующим тщательным смешиванием. В заключение на рану накладывается глухой или частичный шов. Снятие швов в зависимости от хода заживления и локализации операционной раны производится на 7–8, 9 или 10-й день.
В послеоперационном периоде животные в течение, пяти дней содержатся в стационаре. В первые двое суток после операции из рациона исключаются грубые корма с последующим постепенным введением их при строгом соблюдении доброкачественности.
В этот же период оперированным животным в течение 3 суток назначается пенициллинотерапия, по описанной выше методике, и в зависимости от хода заживления операционной раны и общего состояния животного производится от одного до четырех переливаний крови.
По описанной методике нами оперировано 45 больных животных. У 32 больных животных заживление операционных ран произошло первичным натяжением в срок 8 – 9 дней
При оперативных вмешательствах с обширной зоной повреждения заживление шло вторичным натяжением и заканчивалось в две–три недели.
При проверке отдаленных результатов лечения у двух животных установлены рецидивы.
В предлагаемом нами комплексном лечении ведущее место принадлежит радикальной хирургической операции. Однако эффективность операции в значительной мере определяется проводимыми в комплексе с ней пенициллинотерапией и переливанием крови.
Сутеев Г. О. Актиномикоз. Медгиз, 1951
Скоморохов А. Л. Заразные болезни животных. - Москва-Ленинград 1956.
Саркисов А. X. и Акулова Н. С. Актиномикоз. Инфекционные и инвазионные болезни крупного рогатого скота. Под редакцией Терентьева Ф. А. и Маркова А. А. - Москва 1956.
Кириллов М. Н.