Рабочие программы и методические указания
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Методическая разработка На тему: «Методика организации и проведения самостоятельной работы по дисциплине «Технология производства молока и говядины

ПЛАН

Вступление

1.  Роль и значение самостоятельной работы студентов при изучении специальных дисциплин 2-4

2.  Методика организации и проведения самостоятельной работы по дисциплине «Технология производства молока и говядины»

·  Содержание тем по дисциплине Стр. 5

·  Планы занятий по самостоятельному изучению материала Стр.6-14

·  Методические рекомендации студентам

при выполнении самостоятельной работы Стр. 15-25

2.4 Виды контроля знаний по самостоятельной работе Стр. 26-29

3.  Выводы Стр. 30

4.  Предложения Стр. 31

5.  Список используемой литературы. Стр. 32

ВСТУПЛЕНИЕ

Роль и значение самостоятельной работы студентов при изучении специальных дисциплин.

Возникшая в нашей стране новая социально-экономическая и политическая ситуация, переход к регулируемым рыночным отношениям невозможны без пересмотра социально-педагогических проблем воспитания молодежи. Сегодня акцент в воспитании должен быть сделан на саморазвитии личности, так как человек не пассивный продукт общественного развития, а его активный участник.

В зоне управления преподавателя находится познавательная деятельность студентов по использованию объектов самостоятельной работы по формированию навыков в поиске и усвоением знаний, в умении их применять на практике. Исходным объектом самостоятельной работы являются: конспект, схема-конспект, методические рекомендации, справочники, словари, диафильмы, фотографии, диапозитивы. Студент должен уметь вести поиск необходимой литературы, владеть динамическим чтением, вести записи прочитанного. По степени проблемности самостоятельную работу можно отнести к частично поисковому методу, который способствует формированию у студентов интеллектуальных умений и навыков, готовит их к курсовому проектированию и учит самостоятельно добывать знания.

К сожалению, не все студенты владеют перечисленными навыками и умениями. Как справедливо отмечает В. Сухомлинский «неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень».

Поэтому вполне правомерны предложения о введении в колледжах курса, задача которого состоит в формировании у студентов навыков и умений самостоятельной работы.

Практика показывает, что не на всех занятиях целесообразно с дидактической точки зрения проводить самостоятельную работу. Ее осуществление определяется учебно-воспитательными целями, содержанием учебного материала, а также запасом соответствующих знаний. Без учета этих особенностей познавательная деятельность при самостоятельной работе активизируется слабо и не обеспечивает эффективных результатов.

Вторым важным условием повышения эффективности управления самостоятельной работы студентов является правильное распределение бюджета их времени. При 6-ти часовом рабочем дне наиболее оптимально соотношение 6:4 (шесть аудиторных занятий и четыре часа самостоятельной работы), но существуют и другие, когда в учебном времени предпочтение отдается самостоятельной работе студентов.

Дисциплина «Технология производства молока и говядины» является одним из ведущих среди специальных дисциплин и изучается на 3 курсе, заканчивается написанием курсового проекта и сдачей комплексного экзамена. Согласно приказу колледжа, часть учебного материала вынесена на самостоятельное изучение студентами – 96 часов. Для самостоятельного изучения преподавателем отобран материал так, что при его изучении студент имеет запас знаний по обеспечивающим дисциплинам или изучая аналогичный материал на занятиях в аудитории. В данной методической разработке предлагаются планы самостоятельной работы, список литературы основной и дополнительной, краткие методические рекомендации для самостоятельного выполнения заданий и предложен один из методов контроля знаний студентов. Опыт показывает, что у будущего специалиста при использовании проблемно-поискового метода при самостоятельной работе, активизируется познавательная деятельность, развиваются умственные способности, творческое начало, приучают к самостоятельности.

Содержание тем по дисциплине «Технология производства молока и говядины» на 2010-2011 учебный год

Название раздела

Количество часов

По уч. програм

По раб. програм

Всего

Аудиторных

Самостоятельных

Всего

Аудиторных

Самостоятельны

 

Введение

2

2

-

2

2

-

1

Биология крупного рогатого скота

8

6

2

8

2

6

2

Организация воспроизводства поголовья КРС

6

4

2

6

2

4

3

Молочная продуктивность КРС

12

10

2

12

6

6

4

Мясная продуктивность КРС

6

4

2

6

4

2

5

Селекционно-племенная работа в скотоводстве

16

12

4

16

6

10

6

Системы и способы содержания КРС

6

4

2

6

2

4

7

Организация кормления КРС

10

6

4

10

2

8

8

Технология выращивания ремонтного молодняка молочного направления продуктивности

8

6

2

8

2

6

9

Организация машинного доения коров

8

6

2

8

2

6

10

Технология производства молока

8

6

2

8

2

6

11

Химический состав молока. Условия получения качественного молока

10

8

2

10

2

8

12

Первичная обработка молока

8

8

-

8

-

8

13

Прифермские молочные и их роль в сохранении качества молока

10

8

2

10

2

8

14

Технология производства говядины в молочном скотоводстве

6

4

2

6

2

4

15

Технология специализированного мясного скотоводства

6

4

2

6

2

4

16

Подготовка скота к забою, транспортировка, забой

8

6

2

8

2

6

Всего часов

138

104

34

138

42

96

 

 

Планы занятий по самостоятельному изучению материала по дисциплине «Технология производства молока и говядины»

 

Наименование темы занятия

Содержание темы занятия

ЛЛитература

1.  Биология крупного рогатого скота

1.

Характеристика пород молочного направления.

Красная степная порода; Голштинофризская порода; Украинская красно-рябая порода; Украинская черно-рябая порода.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 37-45

О. Велинська «Самостійна робота студентів» 2009р - № 2 стр.48-49

2.

Характеристика пород комбинированного направления продуктивности.

Характеристика Симментальской породы; Характеристика Лебединской породы; Использование Голштинофризской породы для совершенствования пород.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 45-50,

А. П. Солдатов «Скотоводство»

Стр. 122-130

3.

Характеристика пород мясного направления продуктивности.

Породы мясного направления продуктивности, их особенности; Отличительные особенности мясных пород от молочных; Выведение новых пород и совершенствование существующих.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 179-196

Е. С.Ножко «Организация самостоятельной работы студентов» - 2009. № 1 – стр.2-4

2.  Организация воспроизводства поголовья крупного рогатого скота

4.

Яловость и бесплодие.

Понятие «яловость» и «бесплодие»; Зоотехнические меры борьбы с яловостью и бесплодием скота; Достижения передовых хозяйств по воспроизводству поголовья.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 51-68

Н. Н.Михайлов «Акушерство, гинекология и искусственное осеменение с. х. животных»

Стр. 451-465

5.

Составление плана случек и отела коров.

Составить план случек и отелов по индивидуальному заданию.

Инструкционные карты.

3. Молочная продуктивность коров

6.

Факторы, влияющие на молочную продуктивность.

Раскрыть факторы, как они влияют на молочную продуктивность коров – сезон отела, частота и техника доения, раздой, возраст, живая масса, период лактации.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 8-22

М. І. Машкін «Технологія виробництва молока і молочних продуктів»

Стр.17-34

7.

Учет и оценка молочной продуктивности коров.

Определить удой коровы за лактацию; Определить средний % жира в молоке за лактацию; Определить количество молочного жира в молоке за лактацию.

Задание – Ф-2 МОЛ, инструкционные карты.

Е. С.Ножко «Организация самостоятельной работы студентов» - 2009. № 1 – стр.2-4

8.

Расчет количества фуражных коров.

Определить количество фуражных коров в хозяйстве за месяц, квартал, год; Определить средний надой на фуражную корову за месяц, квартал, год.

Инструкционные карты.

Е. С.Ножко «Организация самостоятельной работы студентов» - 2009. № 1 – стр.2-4

4.  Мясная продуктивность крупного рогатого скота

9.

Изучение ГОСТа 5110-87 «крупный рогатый скот для убоя".

Изучить основные положения ГОСТа 5110-87 «КРС для забоя». Технические требования.

ГОСТ – 5110-87.

5. Селекционно-племенная работа в скотоводстве

10.

Методы разведения.

Чистопородное разведение:

А) родственное спаривание;

Б) разведение по линиям, семействам и межлинейное спаривание;

2. Скрещивание. Виды скрещивания.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 151-154

І. А.Рудик «Розведення с. г. тварин»

Стр.206-243

11.

Методы отбора.

Виды отбора – понятие; Оценка и отбор быков производителей; Оценка и отбор коров.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 154-157

Е. А.Борисенко «Практикум по разведению с. х. животных»

Стр.164-168

12.

Методы подбора.

Виды подбора; Подбор в линиях и семействах; Составление плана племенной работы.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 158-162

Е. А.Борисенко «Практикум по разведению с. х. животных»

Стр.169-188

13.

Племенной и зоотехнический учет.

Мечение скота (выщипами, татуировками, бирками); Сроки проведения зоотехнических мероприятий по учету и оценке животных; Племенные книги; Выставки и выводки, их значение в племенной работе; Идентификация и регистрация животных в Украине.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 162-167

В. І.Костенко «Практикум із скотарства і технологія виробництва молока та яловичини»

Стр.8-18

6.  Системы и способы содержания Крупного рогатого скота

14.

Системы и способы содержания КРС.

Характеристика привязного способа содержания; Характеристика беспривязного способа содержания (беспривязно-боксовые, беспривязное на щелевых полях, беспривязное на глубокой несменяемой подстилке); + и - систем и способов содержания. Их экономическая эффективность.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 69-74

В. І.Костенко «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока та яловичини»

Стр.145-160

15.

Организация работ в хозяйствах при разных способах содержания животных.

Производственных групп коров по секциям при разных системах содержания; Способы раздачи кормов при разных системах содержания; Способы летнего содержания коров и молодняка КРС.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 75-77,

Стр. 87-88

В. І.Костенко «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока та яловичини»

Стр.124-144

7.  Организация кормления крупного рогатого скота

16.

Основные принципы нормированного кормления.

Определение понятий: норма кормления, рацион, структура; Определение нормы кормления для коров в разные физиологические периоды (сухостойный период, раздой, лактация).

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр.91-102

Г. В.Проваторов «Норми годівлі, раціоні і поживність кормів для різних видів с. г. тварин»

Стр.19-25

17.

Составить рационы кормления для коровы в разные физиологические периоды.

Определить норму кормления, рекомендуемую структуру; Составить рационы кормления и сбалансировать; Определить сахаропротеиновое соотношение, соотношение Са: Р. Сделать выводы.

А. П. Калашников «нормы и рационы»

Е. С.Ножко «Организация самостоятельной работы студентов» - 2009. № 1 – стр.2-4

8.  Технология выращивания ремонтного молодняка молочного направления продуктивности

18.

Составить схему выпойки цельного молока телятам до 2х месячного возраста.

Составить схему выпойки цельного молока телятам за 2 месяца; Ознакомится со схемой кормления телят до 6 месяцев; Выписать основные положения схемы кормления телят (грубые, сочные, концентраты).

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 58-63

В. С.Божко «Годівля с. г. тварин»

Стр. 160-163

19.

Системы и способы содержания молодняка КРС в разные возрастные периоды.

Содержание телят в молозивный период; Содержание ; Содержание телок случного возраста; Содержание, кормление и подготовка к отелу.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 63-75

В. С.Божко «Годівля с. г. тварин»

Стр. 160-167

В. І.Костенко «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока та яловичини»

Стр.208-222

9.  Организация машинного доения

20.

Молочная железа коров.

Особенности анатомического строения молочной железы; Физиологические основы образования и выведения молока.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 104-107

21.

Доение коров.

Подготовка вымени к доению; Техника ручного доения коров; Машинное доение коров.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 107-111,

Стр. 115-117

В. І.Костенко «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока та яловичини»

Стр.171-185

22.

Значение отбора коров по пригодности к машинному доению.

Отбор коров по пригодности к машинному доению; Профилактика заболеваний коров маститом.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 112-115,

Стр. 118-120

10.  Технология производства молока

23.

ПЦС производства молока.

Условия внедрения ПЦС; Характеристика ПЦС; Принципы комплектования технологических групп на фермах по производству молока.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 129-140

В. І.Костенко «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока та яловичини»

Стр.185-207

24.

Кормление коров разного физиологического состояния (по цехам).

Кормление коров в цехе сухостоя; Кормление коров в цехе отела; Кормление коров в цехе раздоя и осеменения; Кормление коров в цехе производства молока.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 132-139

В. С.Божко «Годівля с. г. тварин»

Стр. 138-151

Г. В.Проваторов «Норми годівлі, раціоні і поживність кормів для різних видів с. г. тварин»

Стр.45-53

25.

Кормление и содержание коров в весенне-летний период.

Особенности организаций производства молока в летний период; Организация воспроизводства стада и профилактика бесплодия; Определение размеров производственных цехов.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 139-145

В. С.Божко «Годівля с. г. тварин»

Стр. 154-153

В. Ф.Костюнина «Зоогигиена с основами ветеринарии и санитарии»

Стр. 106-112

11.  Химический состав молока

26.

Молоко коров – продукт питания людей.

Факторы, влияющие на химический состав молока и свойства молока; Санитарно-гигиенические условия получения и сохранения качества молока; ГОСТ 3662-92 «Молоко коровье. Технические требования».

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 247-260

ГОСТ 3662-96.

27.

Источники и пути загрязнения молока.

Уход за выменем; Влияние чистоты доильного оборудования и инвентаря на бактериальную загрязненность молока; Пороки молока и меры их предупреждения.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр.256-257

28.

Правила работы в моечной лаборатории.

ТБ при работе в молочной лаборатории; Техника отбора средних проб молока и их консервирование.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр.295-296

29.

Определение качества молока.

Требования ГОСТа 3662-96 к качеству молока для реализации; Органолептическая оценка качества молока (цвет, консистенция, запах, вкус); Определение чистоты, % жира, кислотности.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 260-263,

ГОСТ 3662-96.

12.  Первичная обработка молока

30.

Очистка, охлаждение и транспортировка молока.

Порядок и правила приема молока; Очистка, охлаждение и транспортировка молока; Меры по сохранению качества молока при первичной обработке.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 269-274

В. Ф.Костюнина «Зоогигиена с основами ветеринарии и санитарии»

Стр. 147-150

31.

Термическая обработка и ее влияние на качество молока.

Пастеризация молока; Стерилизация молока; Гомогенизация и другие виды обработки молока.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 275-277

В. І.Костенко «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока та яловичини»

Стр.147-150

32.

Экономическая оценка способов обработки молока.

Экономическая оценка способов очистки, охлаждения, сохранения, пастеризации и транспортировки молока; Опыт передовых хозяйств по первичной обработке молока; Продажа молока и сливок государству.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 280-282

33.

Первичная обработка молока в условиях МТФ.

Ознакомится с техникой первичной обработки молока на МТФ; Молочное оборудование и его размещение; Санитарные условия работы молочных.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 259-260,

Стр. 293-296

13.  Прифермрские молочные.

34.

Учетно-отчетная документация.

Журнал контрольной дойки. Ведомость расхода молока; Товарно-транспортная накладная на отправку молока.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр.73-78

35.

Расчеты в молочном деле.

Перерасчет молока из объемного вычисления в весовое; Пересчет молока на базисную жирность; Определение 1% молока, среднего % жира; Расчет дополнительной прибыли при сдаче молока жирностью выше базисной.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр.281-282

Ю. Д.Рубан «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока і яловичини»

Стр.290-292

14.  Технология производства говядины в молочном скотоводстве.

36.

Выращивание, доращивание, откорм скота.

Выращивание, доращивание, организация откорма;

Кормление скота по периодам роста.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр 231-233,

Стр. 58-64

Г. В.Проваторов «Норми годівлі, раціоні і поживність кормів для різних видів с. г. тварин»

Стр.106-119

37.

Нагул скота.

Формирование стада для выращивания и нагула в пастбищный период; Загонный метод пастьбы скота; Зоотехническая оценка разных систем и способов нагула и откорма.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 231-233

В. С.Божко «Годівля с. г. тварин»

Стр. 167-171

15.  Технология специализированного мясного скотоводства.

38.

Мясные породы скота.

Мясные породы скота, разводимые на Украине; Системы и способы содержания мясного скота; Особенности кормления мясных пород скота разных половозрастных групп.

Ю. Д.Рубан «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока і яловичини»

Стр.213-226

39.

Выращивание, откорм и нагул мясного скота.

Выращивание телят мясных пород; Откорм и нагул мясного скота; Опыт лучших хозяйств по выращиванию и откорму мясного скота.

Ю. Д. Рубан «Скотоводство»

Стр. 176-179,

Стр. 228-233

Г. В.Проваторов «Норми годівлі, раціоні і поживність кормів для різних видів с. г. тварин»

Стр.120-139

16.  Подготовка скота к реализации. Транспортировка. Забой.

40.

Подготовка скота к реализации.

Подготовка скота к реализации (формирование картины, осмотр, определение живой массы, упитанности); Сопроводительные документы.

Ю. Д.Рубан «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока і яловичини»

Стр.337-339 ГОСТ 5110-87

41.

Транспортировка скота.

Требования к транспортировке скота; Правила перевозки скота разными видами транспорта; Профилактические мероприятия по снижению влияния транспортных стрессов на количественные и качественные показатели получаемой продукции.

Ю. Д.Рубан «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока і яловичини»

Стр.338-340

ГОСТ 5110-87

В. Ф.Костюнина «Зоогигиена с основами ветеринарии и санитарии»

Стр. 113-119

42.

Забой скота.

Типы предприятий по забою и переработке продуктов забоя; Технологические процессы забоя и переработки скота; Болезни скота, опасные для человека. Меры их предупреждения передачи через говядину.

Ю. Д.Рубан «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока і яловичини»

Стр.340-345

Стр.345-347

Стр.354-355

В. І.Костенко «Скотарство і технологія виробництва та переробки молока та яловичини»

Стр.363

Методические рекомендации студентам для самостоятельного изучения материала

По дисциплине «Технология производства молока и говядины»

Занятие 1,2,3

Характеристика пород молочного, комбинированного и мясного направления продуктивности

Характеристику всех пород можно сделать по схеме:

1.  Место и метод выведения породы;

2.  Год утверждения и автор породы;

3.  Характеристика конституции и экстерьера, достоинства, недостатки;

4.  Масть и особенности;

5.  Показатели развития (живая масса быков, коров, вес телят при рождении, вес и возраст телок при первом осеменение, убойный выход, среднесуточные привесы);

6.  Показатели молочной продуктивности в товарных и племенных хозяйствах;

7.  Рекордистки;

8.  Ведущие линии быков – производителей;

9.  Районы разведения;

10.  Ведущие племенные заводы;

11.  Направления племенной работы по совершенствованию породы.

Указать отличительные особенности пород разных направлений продуктивности.

Участие Голштинов в совершенствовании Красной степной породы.

Занятие 4

Яловость и бесплодие

1.  Дать определение бесплодию и яловости. Указать, что первично, а что является следствием.

2.  Перечислить зоотехнические меры борьбы с бесплодием и яловостью.

3.  Указать достижения передовых хозяйств по воспроизводству поголовья – выход телят на 100 коров и как достигают этих показателей в хозяйстве.

Занятие 5

Составление плана случек и отела

1.  Инструкционная карта.

Занятие 6

Факторы влияющие на молочную продуктивность

1.  Раскрыть факторы, как они влияют на молочную продуктивность коров.

Занятие 7

Учет и оценка молочной продуктивности коров

1.  Инструкционная карта.

Занятие 8

Расчет количества фуражных коров

1.  Инструкционная карта.

Занятие 9

Изучение ГОСТа 5110-87

1.  Изучить и законспектировать положения ГОСТа:

Ø сдача скота на убой;

Ø документы оформляемые при сдаче скота на мясокомбинат;

Ø сдача скота живым весом;

Ø сдача скота по убойному выходу;

Занятие 10

Методы разведения

Данную тему студенты изучали по дисциплине «Воспроизводство».

1.  Дать понятие чистопородному разведению, инбридингу, разведению по линиям и межлинейному спариванию.

2.  Дать определение скрещиванию. Указать его виды.

Занятие 11

Методы отбора

1.  Что такое отбор. Какие виды отбора существуют.

2.  Как и когда проводится оценка и отбор быков-производителей.

3.  Оценка и отбор коров.

Занятие 12

Методы подбора

1.  Виды подбора.

2.  Подбор в линиях и семействах.

Сделать выводы для чего и как проводится подбор пар.

Занятие 13

Племенной и зоотехнический учет

1.  Мечение скота. Его виды и цель.

2.  Начертить в тетради таблицу 44 стр. 163.

Первичный зоотехнический учет.

Формы

Племенной учет.

Формы

   

 

Занятие 14

Системы и способы содержания КРС

1.  Начертить и заполнить таблицу «Способы содержания Крупного рогатого скота»

Способ содержания

Характеристика способов содержания

+

Способа содержания

-

Способа содержания

       

2.  Как комплектуются группы животных (коров) при разных способах содержания.

3.  Способы раздачи кормов при разных способах содержания животных. Сделать вывод.

Занятие 15

Организация работ в хозяйствах при разных способах содержания животных

1.  Записать значение использования зеленной массы, как незаменимого дешевого кормового средства для животных.

2.  Химический состав и питательность пастбищных кормов (люцерна, эспарцет, клевер, суданка).

Занятие 16, 17

Основные принципы нормированного кормления крупного рогатого скота

Определение понятий по данной теме знакомы студентам и их необходимо повторить устно. Порядок составления рациона можно записать в рабочую тетрадь и по индивидуальному заданию для конкретного животного выполнить в таком порядке:

Ø определение нормы кормления и потребность питательных веществ;

Ø определение и выбор структуры рациона;

Ø распределение кормовых единиц нормы согласно структуре;

Ø набор кормов в рационе согласно кормовым единицам по группам кормов;

Ø подсчет питательности кормов в рационе;

Ø балансирование рациона по питательным минеральным веществам.

Для выполнения использовать справочник Н. Калашникова «Нормы и рационы для сельскохозяйственных животных» и форму зоотехнического учета «Рацион кормления».

Контроль за качеством кормления можно изложить по плану:

1.  Зоотехнический контроль.

А) переваримый протеин на 1к. ед. (г);

Б) сахар на 1 к. ед (г);

В) сахарно-протеиновое соотношение;

Г) клетчатка от сухого вещества (%);

Д) жир от сухого вещества (%);

Е) отношение Са:Р;

Ж) сухие вещества на 100 кг живой массы.

2. Клинический метод (место положения животных в пространстве);

3. Биохимический метод (анализ крови, молока, мочи).

По заданию индивидуальное и групповое кормление коров составить краткий конспект.

Занятие 18

Системы и способы содержания коров

Ø виды беспривязного содержания коров;

Ø условия внедрения беспривязного способа;

Ø кормление коров при свободном доступе к кормам;

Ø кормление коров по кормовым классам;

Ø режимное кормление коров;

Ø достоинства и недостатки этих методов.

В выводах указать об охране окружающей среды и назвать производственно-экономические показатели, по которым можно сравнить способы содержания.

Занятие 19

Системы и способы содержания молодняка

1.  Размещение комплекса на территории хозяйства.

2.  Порядок комплектования комплекса молодняком.

3.  Выбор системы содержания животных.

4.  Организация кормления телят при выращивании, доращивание и откорме.

5.  Производственно-экономические показатели комплексов.

Зарисовать схему технологических периодов при производстве говядины.

Занятие 20

Молочная железа коров

1.  Схематически зарисовать молочную железу в разрезе;

2.  Отметить особенности анатомического строения;

3.  Описать физиологические основы образования и выведения молока.

Занятие 21

Доение коров

1.  Описать очередность и правила подготовки вымени к доению.

2.  Приемы ручного доения коров и техника.

3.  Машинное доение коров. Правила надевания доильного аппарата. Додаивание.

4.  Отметить положительные и отрицательные стороны видов доения.

Занятие 22

Отбор коров по пригодности к машинному доению

1.  Отбор коров по пригодности к машинному доению.

2.  Профилактика заболеваний коров маститами при машинном доении.

Занятие 23

Поточное цеховая технология производства молока

1.  История и условия внедрения ПЦС.

2.  Зарисовать схему перемещения животных по цехам при ПЦС.

3.  Заполнить таблицу и отметить положительные и отрицательные стороны.

Львовский вариант ПЦС

Крымский вариант ПЦС

   

 

Занятие 24

Кормление коров разного физиологического состояния (по цехам)

1.  Кормление коров в цехе сухостоя:

Ø задачи цеха;

Ø порядок комплектования его поголовья;

Ø особенности кормления коров в цехе;

2.  Кормление коров в цехе отела:

Ø задачи цеха;

Ø порядок комплектования его поголовья;

Ø особенности кормления коров в дородовой, родовой и послеродовой секциях;

Ø выращивание телят в профилактории до 10 дневного возраста.

3.  Кормление коров в цехе раздоя и осеменения:

Ø задачи цеха;

Ø порядок комплектования его поголовья;

Ø особенности кормления коров в цехе;

Ø организация авансированного кормления.

4.  Кормление коров в цехе производства молока:

Ø задачи цеха;

Ø порядок комплектования его поголовья;

Ø особенности кормления коров в цехе.

 

 

Занятие 25

Кормление и содержание коров в весенний и летний период

1.  Отметить особенности ПЦС производства молока в летний период.

2.  Законспектировать организацию воспроизводства стада и профилактику бесплодия.

3.  Дать определение «зеленому конвейеру» и указать его значение для повышения продуктивности коров.

Занятие 26

Молоко коров – продукт питания людей

1.  Ферменты молока и их роль при определении качества молока.

2.  Описать факторы влияющие на состав и свойства молока.

3.  Санитарно-гигиенические условия получения и сохранения качеств молока.

4.  Изучить ГОСТ 3662-96

Занятие 27

Источники и пути загрязнения молока.

1.  Описать, как ухаживать за выменем коровы.

2.  Составить таблицу «Влияние на бактериальную загрязненность молока доильного оборудования и инвентаря»

Доильное оборудование, инвентарь

Влияние на бактериальную загрязненность молока

   

3.  Составить таблицу «Пороки молока и меры их предупреждения»

Пороки молока

Причины пороков

Меры предупреждения

     

 

Занятие 28

Правила работы в моечной лаборатории

Техника безопасности в молочной лаборатории. Описать технику отбора средних проб молока.

Занятие 29

Определение качества молока

Изучить требования ГОСТа 3662-96 к качеству молока для реализации. Провести органолептическую оценку качеств молока. Научится определять чистоту, % жира, кислотность молока.

Занятие 30

Очистка, охлаждение и транспортировка молока.

Изучить порядок и правила приёма молока. Дать характеристику очистке, охлаждению и транспортировке молока. Перечислить меры по сохранению качества молока при первичной обработке.

Занятие 31

Термическая обработка и ее влияние на качество молока

1.  Заполнить таблицу «Виды обработки молока»

Виды обработки молока

Характеристика

Пастеризация

Стерилизация

Гомогенизация

Другие виды

 

 

Занятие 32

Экономическая оценка способов обработки молока

1.  Заполнить таблицу «Экономическая оценка очистки, охлаждения, сохранения, пастеризации и транспортировки молока»

Способ

Экономическая оценка

Очистка молока

Охлаждение

Сохранение

Пастеризация

Транспортировка

 

 

Занятие 33

Первичная обработка молока в условиях МТФ

1.  Изучить технику первичной обработки молока на МТФ.

2.  Заполнить таблицу «Молочное оборудование и его размещение»

Молочное оборудование

Размещение молочного оборудования

   

 

Занятие 34

Учетно-отчетная документация

1.  Изучить журнал контрольной дойки и ведомость расхода молока.

2.  Правила оформлення товарно-транспортной накладной.

 

 

Занятие 35

Расчеты в молочном деле

1.  Научится проводить пересчет из объемного вычислителя в весовой и пересчет молока на базисную жирность.

2.  Определение 1% молока, среднего % жира.

3.  Произвести расчет дополнительной прибыли при сдаче молока жирностью выше базисной.

 

Занятие 36

Выращивание, доращивание, откорм скота

1.  Разработать технологию выращивания молодняка.

2.  Разработать технологию доращивания молодняка.

3.  Изучить организацию откорма.

4.  Заполнить таблицу «Кормление скота по периодам роста»

Период роста скота

Кормление

   

 

Занятие 37

Нагул скота

1.  Законспектировать: «Формирование стада для выращивания и нагула в пастбищный период».

2.  Описать загонный метод пастьбы скота.

3.  Дать зоотехническую оценку разным системам и способам нагула и откорма скота.

 

Занятие 38

Мясные породы скота

1.  Заполнить таблицу «Породы скота разводимые на Украине»

Порода скота

Характеристика

   

Занятие 39

Выращивание, откорм и нагул мясного скота

1.  Характеризировать выращивание телят мясных пород.

2.  Дать характеристику откорму и нагулу мясного скота.

3.  Опыт лучших хозяйств по выращиванию и откорму мясного скота.

 

Занятие 40

Подготовка скота к реализации

1.  Изучить и кратко записать подготовку скота к реализации:

ü Формирование партии;

ü Осмотр;

ü Определение живой массы;

ü Определение упитанности.

 

Занятие 41

Транспортировка скота

1.  Изучить и кратко записать требования к транспортировке скота.

2.  Заполнить таблицу «Правила перевозки скота разными видами транспорта»

Вид транспорта

Правила перевозки

   

3.  Профилактические мероприятия по смягчению влияния транспортных стрессов на количественные и качественные показатели получаемой продукции.

Занятие 42

Забой скота

1.  Типы предприятий по забою и переработке продуктов забоя.

2.  Записать технологические процессы забоя и переработки скота.

3.  Законспектировать болезни скота опасные для человека и меры предупреждения передачи их через говядину.

3. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Организация и проведение контроля знаний студентов является самым трудным элементом в учебном процессе. Теория управляемого обучения требует получения информации от обучаемых. Преподавателю важно установить: все ли компоненты учебного материала усвоены, и каков уровень усвоения. Для организации обратной связи по дисциплине «Технология производства молока и говядины» используются все методы контроля: проверка написанных конспектов, составленных выводов, освоение передового опыта, поиск и использование формул для решения задач, составление схем, конспектов, устный опрос, безмашинный программированный контроль, рубежный контроль. Все вышеперечисленные виды контроля знаний студента отнимают большое количество времени на проверку в основном письменных ответов. Поэтому для организации обратной связи необходима система контрольных знаний. При их составлении необходимо придерживаться таких требований:

Ø контрольные задания должны соответствовать изучаемому программному материалу;

Ø необходимо, чтобы каждая часть изучаемого материала была связанна с определенным контрольным заданием;

Ø желательно подготовить проблемные задания, решения которых позволят не только проверить усвоение знаний, но и стимулируют поиск новых;

Ø контрольные задания, имеющие фиксированный ответ, приспосабливающий к автоматизации контроля.

В данной методической разработке приводится пример контрольных заданий для проведения рубежного контроля. Его основными функциями являются: учетная, воспитательная и корректирующая. По содержанию задания всех четырех вариантов одинаковы по сложности их выполнения. При составлении заданий учтены межпредметные и внутри предметные связи.

Продолжительность выполнения 30-35 минут. Например: после изучения темы «Кормление уход и содержание крупного рогатого скота» проводится рубежный контроль знаний студентов, туда входят вопросы изученные самостоятельно. В данном случае предлагается четыре варианта по теоретическому материалу.

ВАРИАНТ №1

Содержание заданий

Конкретно по вопросу

- системы содержания скота

- организация кормления коров

- достоинства и недостатки способов содержания коров

- технология раздачи коров

- подготовка скота и пастбищ (естественных и культурных) к использованию

- контроль за качеством кормления скота

- определение понятий

- порядок составления рациона кормления

- задача

- перечислить их в зависимости от наличия пастбищ

- по кормовым классам

- привязного способа

- стационарными кормораздатчиками

- описать организационные, зооветеринарные мероприятия

- клинический метод

- кормовой план и кормовой баланс

- для дойных коров

- по составлению норм и рационов

Преподаватель

ВАРИАНТ №2

Содержание заданий

Конкретно по вопросу

- способы содержания скота

- достоинства и недостатки способов содержания коров

- организация кормления коров при беспривязном содержании

- технология раздачи кормов

- экономическая эффективность использования

-контроль за качеством кормления

- определение понятий в кормлении скота

- порядок расчета потребности скота в кормах на год

- задача

- перечислить в зависимости от наличия привязи

- беспривязного способа

-при свободном доступе к кормам

- ленточным конвейером

- пастбищ для скота

- зоотехнический метод

- нормирование детализированное, дифференцированное кормление

- кормовой план и кормовой баланс

- по составлению норм и рационов кормления коров

Преподаватель

ВАРИАНТ №3

Содержание заданий

Конкретно по вопросу

- беспривязное содержание скота

- параметры скотоместа для скота

- организация кормления коров

- особенности кормления коров

- оборудование летних лагерей

-контроль за качеством кормления скота

- определение понятий в кормлении скота

- порядок составления зеленого конвейера

- задача

- назвать варианты

- при привязном содержании

- режимное кормление при беспривязном содержании

- в пастбищный период

- кратко перечислить

- биохимический метод

- структура рациона в зимний и летний периоды для дойных коров

- наименование и последовательность скармливания кормов

- по составлению норм и рационов кормления коров

Преподаватель

ВАРИАНТ №4

Содержание заданий

Конкретно по вопросу

- беспривязное содержание скота

- параметры скотоместа для скота

- организация кормления коров

- технология раздачи кормов

- загонная система пастьбы скота

-значение моциона и пастбищного содержания

- особенности кормления высокопродуктивных коров

- оптимальные нормы расхода кормов коровам в натуральном весе и в кормовых единицах

- задача

- условия внедрения на фермах комплексах

- при беспривязном содержании

- перечислить основные принципы нормирования кормов

- кормораздатчиками

- на естественных и культурных пастбищах

- при выращивании телок и нетелей

- четыре нормы кормления по Н. И. Денисову

-на одну голову на год

- по составлению норм и рационов кормления коровам

Преподаватель

ВЫВОДЫ

Таким образом, есть основание сказать, что в процессе обучения специальным дисциплинам преподавателями используется две взаимосвязанные группы методов обучения.

Первая из них обеспечивает усвоение содержания учебных предметов посредством слова на занятиях (беседа, рассказ, объяснение и другое).

Вторая группа методов – самостоятельная работа с книгой, справочниками, практикумами, инструкциями, решение задач. Вместе оба метода значительно повышают результативность учебного процесса в целом.

Так как учебные дисциплины изменяются под влиянием прогресса наук, порождаемого социально-экономическими причинами, естественно, появляются новые методы обучения. Все они воздействуют на познавательную деятельность студентов. Чем больше преподаватель уделяет внимания методике обучения, чем полнее они раскрывают студентам сущность содержания учебных дисциплин, тем полнее усиливается внимание, память и мышление у них, тем осознанней они воспринимают знания, активнее их перерабатывают и успешнее применяют их на практике.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Ø  Совершенствовать систему контроля за выполнением самостоятельных работ

Ø  Шире использовать материалы самостоятельных работ при составлении выводов и предложений после выполнения лабораторно-практических работ

Ø  Разработать тематику семинарного занятия после самостоятельного выполнения всех заданий по дисциплине

ЛИТЕРАТУРА

1.  Ю. Д. Рубан «Скотоводство и технология производства молока и говядины».

2.  М. І. Машкін «Технологія виробництва молока і молочних продуктів».

3.  В. К. Буряк «Управление учебным процессом».

4.  О. Велинська «Самостійна работа студентів». Освіта: технікуми, коледжі – 2009 - №2 – с. 48-49.

5.  Г. А. Харканова «Некоторые виды самостоятельной работы студентов в образовательном процессе». Специалисты -2009г. - №11 – с. 24.

6.  Ю. П. Мерков « Принцип разработки материала для самостоятельной работы студентов». Специалисты – 2010г. - №8 – с. 32-33.

7.  Е. С. Ножко «Организация самостоятельной работы студентов». Крымский агротехнологический университет – 2009г.- №1 – с. 2-4.