Исследование желудка лошади, вследствие особенностей анатомического строения и расположения его в переднем отделе брюшной полости, вдали от брюшных стенок, представляет большие затруднения и даёт далеко не полные данные. Наружная пальпация, перкуссия и аускультация оказываются совершенно не применимыми; в основе диагностики заболеваний желудка лежат данные наружного осмотра, внутренней пальпации и зондирования.
Путём осмотра при поражениях слизистой оболочки желудка устанавливают целый ряд своеобразных изменений, которые стоят в связи с различными её заболеваниями - катарами, язвами, расстройствами секреции желез и т. д. Сюда относятся: зевота, своеобразное выворачивание верхней губы, подобно тому, как это делают жеребцы при случке, сонливость, вялость, потеря или уменьшение аппетита, незначительная желтуха. При острых расширениях желудка наблюдают резкое беспокойство животного, вынужденные позы (сидящей собаки), одышку, рвоту, а иногда небольшое выпячивание 15-го—17-го межрёберных промежутков слева над серединой грудной клетки, заметное при сравнительном осмотре спереди обеих рёберных стенок (Форсель, Мышкин). При ректальном исследовании удаётся у небольших лошадей при этом ощупать под передним краем левой почки заднюю стенку желудка в виде эластического, сильно напряжённого полукруглого тела, передвигающегося синхронично дыхательным движениям. Дальнейшим следствием растяжения желудка оказывается обычно резкое смещение селезёнки, которую обнаруживают нередко далеко сзади, в области левой голодной ямки и даже левого подвздоха. Смещения селезёнки шведская школа расценивает как надёжный признак острого расширения желудка. Однако наиболее характерными для расширения желудка являются данные зондирования, при помощи которого удаётся удалить громадные количества газов и жидкого содержимого, что значительно улучшает состояние бального, а часто способствует и полному излечению.
Желудочный зонд, сконструированный Мареком по образцу медицинских зондов, представляющий собой толстую резиновую трубку длиной 2 м, с просветом шириной 20—25 мм и гибким мандреном, не нашёл себе широкого распространения в практике. Он чересчур массивен и дорог. Введение марековского зонда представляет собой серьёзную операцию, которая требует нескольких надёжных помощников, хорошего зевника и при коликах удаётся, к сожалению, не во всех случаях.
Гораздо легче, удобнее и проще исследование при помощи носоглоточного зонда Неймана. Неймановский зонд представляет собой эластичную трубку длиной 160 см, в палец толщиной, с просветом в 10—14 мм.
Неймановский зонд вводят через носоглотку, что не представляет особых затруднений и при некотором навыке легко удаётся.
В последнее время хорошего качества носоглоточные зонды выпускаются ленинградским заводом «Красный треугольник». Обычно лошади слабо реагируют на раздражение слизистой оболочки носа при продвигании зонда, и только у беспокойных животных приходится прибегать к закрутке. Зонд, хорошо смазанный маслом, вводят через носовой ход и легко проводят до полости глотки, откуда, вследствие рефлекторно возникающих глотательных движений, зонд проходит в пищевод. Продвижение зонда по пищеводу требует очень незначительного давления и только в области cardia создаются препятствия, которые легко преодолеть обратным вытягиванием с последующим продвижением зонда или вливанием 1 л тёплой воды. В результате этих приёмов cardia открывается, и зонд проникает беспрепятственно в полость желудка.
Иногда из глотки инструмент попадает в гортань, а оттуда в трахею, вызывая припадки судорожного кашля, затруднение дыхания, беспокойство. Слишком мягкие зонды легко изгибаются в глотке, и при дальнейшем продвижении иногда передний конец выходит обратно через нос или проникает в ротовую полость. В тех случаях, когда целью является введение лекарственных препаратов через зонд, требуется особенная осторожность, так как проникновение большого количества жидкостей и раздражающих препаратов в дыхательные пути может быть причиной тяжёлых расстройств, а иногда и смерти животного.
При остром расширении желудка после введения зонда через его отверстие с шумом вырываются газы, а при наклонении головы удаётся извлечь большое количество жидкого содержимого, резко кислой реакции, кислого запаха, белого, зелёного или жёлто-бурого цвета, в котором при разрыве желудка можно обнаружить иногда примеси крови.