Преджелудки жвачных, играющие роль складочных депо, где кормовые массы мацерируются и измельчаются, подготовляясь к процессу желудочно-кишечного пищеварения, являются часто местом различного рода расстройств, а нередко и тяжёлых смертельных страданий. Среди них особенно большое экономическое значение имеют метеоризм рубца, хроническая атония рубца, травматический ретикулит и высыхание содержимого книжки. В основе диагностики этих заболеваний лежит местное исследование преджелудков, причём наиболее полными в нём являются данные со стороны рубца. Среди применяемых при этом методов особенно большое значение имеет пальпация рубца, с помощью которой можно составить довольно точное представление о моторной функции этого отдела, количестве и свойствах его содержимого, а также объёме рубца, его чувствительности.
При сокращениях рубца, распространяющихся по его поверхности в виде волны, кормовые массы, перемещаясь (справа и снизу вверх и влево) в верхний дорзальный мешок рубца, обусловливают быстрое выпячивание левой голодной ямки, которое при внимательном наблюдении нетрудно подметить. Ещё удобнее движения рубца изучать при помощи пальпации. Во время перемещения содержимого рука, положенная на левую голодную ямку, ясно ощущает затвердение брюшной стенки, которая, выпячиваясь, приподнимает несколько руку и затем медленно и постепенно опадает.
Путём упражнения и сравнительного исследования здоровых животных нетрудно составить себе представление о быстроте, силе и ритме нормальных движений рубца у здорового скота. Число сокращений рубца у крупного рогатого скота колеблется в пределах 2—5 в течение 2 минут, для коз предельными являются 2—4, для овец 3—6 движений в минуту.
Рис. Топография органов брюшной полости у крупного рогатого скота:
А-область рубца, В - область сетки, С-область книжки, F— Область печени.
При хронических атониях рубца, заболеваниях сетки, а также всех тяжёлых лихорадочных процессах сокращения рубца становятся вялыми, слабыми и вместе С Тем короткими, причём одновременно падает и количество движений в минуту.
Высшей степенью расстройства является полное отсутствие движений, указывающее на потерю мышечной стенкой способности к сокращению, что обычно оказывается следствием резкого растяжения рубца газами при остром метеоризме. Кроме того, отсутствие движений рубца наблюдают иногда при переполнении его кормовыми массами, а также в состоянии агонии.
Особенно мощными — продолжительными и сильными — движения рубца становятся в начальных стадиях развития острого метеоризма, переполнения рубца, при некоторых отравлениях (чемерица, морской лук), а также после впрыскивания препаратов, усиливающих функцию рубца. Обычно усиление движений рубца бывает связано с резкой отрыжкой, беспокойством животного и припадками колик.
Наружной пальпацией и на основании меняющейся консистенции рубца можно определить количество и свойства его содержимого; перед приёмом корма левая голодная ямка наощупь мягкая и дряблая; при помощи сильной, в форме толчка, пальпации нетрудно ощупать при этом плотное содержимое рубца, отделённое от верхней его стенки небольшим слоем газов. В области левого подвздоха консистенция брюшной стенки становится более плотною, особенно в нижних его отделах.
После приёма большого количества корма голодная ямка показывает уже тестоватую консистенцию, удерживая в течение 10 секунд след после давления пальцами; в процессе дальнейшего пищеварения верхний отдел рубца заполняется довольно большим количеством газов; поэтому голодная ямка выравнивается и при пальпации становится эластичною. Однако путём сильного толчка удаётся пройти слой газов и получить ощущение лежащего в глубине плотного содержимого.
Среди относящихся сюда расстройств следует отметить метеоризм рубца, обусловливающий резкое выпячивание левой голодной ямки, поверхность которой иногда достигает верхней точки моклока и даже линии спины. Консистенция рубца при этом становится напряжённо эластичной, а слой газа настолько велик, что даже при сильной пальпации не удаётся ощупать расположенное в глубине плотное содержимое.
При переполнении рубец становится плотным, даже твёрдым, как дерево, а при хронической атонии, особенно у коз, показывает иногда флюктуирующую консистенцию. В иных случаях наружной и внутренней пальпацией, кроме указанного, удаётся обнаружить ещё болезненность рубца. Так как причиной болевых ощущений при пальпации могут быть, главным образом, воспалительные процессы брюшины, характерной для рубца следует считать только болевую чувствительность, обнаруженную при глубоком и сильном давлении на брюшную стенку. Болезненность рубца характерна для острых воспалений его оболочек.
При аускультации рубца прослушивают периодически возникающие, вследствие сокращения его стенки и передвижения содержимого, своеобразные звуки, которые обычно сравнивают с шумом издали приближающегося экипажа. Постепенно нарастая, этот трескучий шум становится особенно интенсивным во время затвердения и выпячивания голодной ямки и постепенно ослабляется, замирает, причём в промежутках между сокращениями рубца прослушиваются единичные звуки, напоминающие собой хрустение, треск, крепитацию. Сила, частота и продолжительность обнаруживаемых шумов даёт возможность проверить данные пальпации о двигательной функции рубца. Изменениям шумов — их усилению, ослаблению и полному исчезновению — дают такую же оценку, как и соответствующим изменениям, обнаруживаемым пальпаторно.
Перкуссия голодной ямки у здоровых животных даёт тимпанический звук с различными, смотря по количеству скопившихся над содержимым рубца газов, оттенками. При метеоризмах рубца звук становится атимпаническим, получая иногда металлический оттенок; для острого переполнения характерно притупление и даже абсолютно тупой звук.