Среди патологических изменений атимпанического звука грудной клетки большое клиническое значение имеют: а) звуки притуплённый и тупой, б) тимпанический, в) звук треснувшего горшка и г) металлический звук.
Тупой и притуплённый звуки. Притупление звука является следствием уменьшения количества заключённого в альвеолах воздуха (ослабления воздушности лёгкого) и ограничения подвижности грудной клетки. По Мареку, оно создаётся в результате значительного ослабления второго и третьего компонентов атимпанического звука. Притуплённый звук содержит, таким образом, ещё некоторые элементы «ясности»-слабый звук резонанса и ослабленный звук грудной клетки. Полное выпадение как того, так и другого делает перкуссионный звук совершенно тупым. Эта так называемая абсолютная тупость считается характерным признаком плевральных заболеваний: экссудативных плевритов, гидроторакса и гематоторакса.
При скоплении жидкости в полости плевры лёгкое, сокращаясь вследствие эластической ретракции лёгочной ткани, выходит из слоя экссудата и только при тяжёлых плевритах, когда экссудат поднимается за линию лопаточно-плечевого сустава, нижние отделы лёгкого оказываются погружёнными в жидкость. Вследствие сдавливания альвеолы этой части теряют воздух, лёгкое спадается и впоследствии спленизируется.
Возникновение резонаторного звука при этих условиях становится невозможным, колебания грудной стенки также приостанавливаются омывающей плевру жидкостью. В результате перкуссионный звук теряет все элементы ясности и делается абсолютно тупым.
Рис. Крупозная пневмония, осложнённая серофибрибринозным плевритом. |
Однако, вследствие громадной ёмкости грудной полости у крупных животных, ладьеобразной формы и массивности грудной кости, создающей полосу притупления, абсолютною тупость устанавливают лишь при тяжёлых плевритах, сопровождающихся скоплением громадных масс экссудата. Малые количества его, около 5 л, могут свободно разместиться в нижних отделах полости, в выемке грудной кости, недоступных перкуссии. Постепенно скопляясь по мере развития процесса, экссудат поднимается над линией рёберных скреплений, создавая притупление звука, и только при высоком стоянии экссудата наблюдается появление абсолютной тупости. Так как, по закону тяжести, скопляющаяся жидкость располагается в нижних
Отделах грудной клетки, область абсолютно тупого звука плевритов ограничена сверху Горизонтальной линией. Впрочем, у лошади нередко верхняя граница тупости идёт не горизонтально, а косо вверх и назад, приподнимаясь в направлении к диафрагме.
Давление экссудата на грудную стенку создаёт повышенное сопротивление тканей удару, которое хорошо воспринимается пальцем и потому легче распознаётся при дигитальной перкуссии. Повышенное сопротивление считается одним из наиболее характерных свойств плеврйтической тупости.
Так как плевритические экссудаты обладают большой подвижностью, то при изменении положения тела в пространстве меняется и область абсолютной тупости. Если у стоящего животного тупость обнаруживают внизу, то при положении на спине она размещается над верхней третью грудной клетки, а при лежании на боку занимает всю половину груди. Это свойство плеврйтической тупости перемещаться в связи с положением тела в пространстве широко используют у мелких животных для диференциальной диагностики экссудативных плевритов от пневмоний.
Так как условия образования перкуссионного звука при плеврите остаются неизменными вследствие того, что жидкость рассасывается крайне медленно, плевритическая тупость представляет собой удивительно стойкий признак. Над ними отделами грудной клетки её обнаруживают в течение недель и даже месяцев, и только верхняя её граница, то поднимаясь, то опускаясь, соответственно изменению количества экссудата, показывает небольшие изменения.
Отмеченные свойства перкуссионного звука экссудативных плевритов—абсолютная тупость, ограниченная сверху горизонтальной линией, повышенное сопротивление удару при перкуссии, смещение области тупого звука соответственно изменениям положения тела в пространстве и, наконец, крайняя стойкость отмеченных изменений—дают возможность определить характер болезненного процесса и диференцировать плеврит от крупозной пневмонии, имеющей много общего с плевритом по клинической картине.
Скопление транссудата при грудной водянке лишь в тех случаях обусловливает появление тупого звука, когда жидкость собирается в достаточном количестве. Это чаще всего наблюдают у собак при заболеваниях сердца.
Причиной Притупления перкуссионного звука чаще всего служит инфильтрация лёгочной ткани, иногда утолщение грудной клетки.
|
При скоплении экссудата в полости альвеол, вследствие уменьшения воздушности лёгкого, звук соответственно делается слабее и тише, становится притуплённым и, в конце концов, тупым. Так как перкуссионный удар проникает всего лишь на 2—5 см вглубь лёгкого, изменения лёгочной ткани путём перкуссии могут быть установлены лишь в тех случаях, когда они лежат поверхностной достигают известной величины. У собак, например, путём сравнительной перкуссии можно обнаружить фокусы величиной с грецкий орех; у лошади распознаются лишь очаги величиной с кулак взрослого человека, а у крупного рогатого скота, соответственно большей ширине рёбер, уплотнения не
При наличии в крупозной пневмонии(сверху ограничено лёгком небольших сравнительно очажков дугообразной линией). перкуссионный удар легко создает резонанс в окружающей фокус здоровой ткани, вследствие чего звук остаётся атимпанический. При уплотнении же больших участков лёгкого, вследствие ослабления (задержки инфильтрированным участком) колебаний грудной клетки и выпадения резонанса, перкуссионный звук теряет элементы ясности и становится то притуплённым, то тупым, в зависимости от величины охваченного процессом участка и степени безвоздушности лёгкого.
В то время как при обширных инфильтрациях, проникающих на 5—8 см вглубь лёгкого, изменения звука легко улавливаются ухом, независимо от силы удара, широкие фокусы, прикрытые тонким (в 1—2 см) слоем неизменённой лёгочной ткани, распознаются лишь при сильной перкуссии. Слабая перкуссия, ограничиваясь колебаниями поверхностных, содержащих воздух отделов лёгкого, в этих условиях даёт мало изменённый атимпанический звук. И, наоборот, поверхностно расположенные инфильтрации толщиной в 1,5—2 см распознаются только при слабой перкуссии, которая даёт характерное притупление. Сильный удар, проникая до более глубоко лежащих здоровых участков, в этих условиях даёт почти нормальный атимпанический звук. Меняя, таким образом силу удара, во многих случаях можно получить совершенно различные результаты: атимпанический звук, например, при слабой, притуплённый при сильной перкуссии, что указывает на инфильтрацию глубоких отделов, прикрытых с поверхности узким ободком нормальной ткани, или притупление при слабой и атимпанический звук при сильной перкуссии.
Особенно типичные изменения при перкуссии даёт крупозная пневмония, которая часто наблюдается у всех видов домашних животных. В зависимости от фазы болезненного процесса, т. е. воздушности лёгкого, при крупозной пневмонии наблюдают последовательную смену явлений—тимпанический звук фазы активной гиперемии сменяется при гепатизации притуплением, которое нередко переходит в абсолютную тупость. По мере рассасывания экссудата и увеличения количества проникающего в альвеолы воздуха звук снова получает элементы ясности, на смену притуплению приходит тимпанический звук, который, в конце концов, превращается в атимпанический.
Рис. Начальная стадия крупозной пневмонии: В—область притупления, Л—область звука.
Описанные изменения чаще всего обнаруживают, соответственно своеобразной локализации пневмоний, в нижне-задних отрезках лёгкого в области нижнего треугольника. При ограниченных процессах притупление сначала замечают в небольшом углу между абсолютной тупостью сердца и задней границей поля перкуссии лёгкого. Разлитые пневмонии (лобарные) захватывают уже громадные отделы лёгочной ткани, причём притупление поднимается иногда значительно выше линии лопаточно-плечевого сустава. Лишь в очень редких случаях притупление обнаруживают в других отделах поля перкуссии, где-либо вверху, жоло задней границы, или в верхне-средней трети грудной клетки.
Область притуплённого звука при крупозных пневмониях сверху отграничена Дугообразной, реже ломаной, линией с выпуклостью, обращенной к периферии.
В некоторых случаях верхняя граница имеет неправильный ход, например, в направлении снизу и спереди—кверху и назад.
Обычно воспалительные изменения при крупозных пневмониях захватывают лишь одно лёгкое, соответственно чему изменения устанавливают то справа, то слева; при двусторонних пневмониях, которые также удаётся наблюдать всех животных, распространение воспалительной инфильтрации в том и другом легком не одинаково, вследствие чего и верхняя граница притуплённого звука стоит не на одном уровне. В то время как на одной стороне притупление часто лишь намечается, на другой дугообразная граница нередко поднимается значительно выше линии лопаточно-плечевого сустава. В стадии рассасывания соответствующие изменения притуплённого звука замечают сначала в одном каком-либо участке, откуда они распространяются по периферии, захватывая всё большие области. Вместе с тем сами изменения становятся всё глубже и, наконец, исчезают, уступая место атимпаническому звуку. Таким образом, в начале стадии рассасывания где-либо в полосе притупления замечают лёгкий тимпанический оттенок, который, постепенно усиливаясь, переходит в чистый тимпа-
|
|
Рис. Атипическое притупление при крупозной пневмонии |
Нический звук; исподволь изменяясь, последний уступает место нормальному атимпаническому. Все эти переходы от тимпанического к притуплённому и от притуплённого к атимпаническому звуку заслуживают большого внимания с прогностической стороны, так как они дают возможность следить за ходом воспалительного процесса. Однако появление тимпанического звука в полосе бывшего притупления не следует расценивать всегда как признак наступающего выздоровления. Тимпанический звук, который стойко держится в течение 4—5 дней, обычно является предвестником гнилостного распада лёгочной ткани, т. е. гангрены лёгкого.
Сопротивление перкуссии при крупозной пневмонии выражено в различной степени в зависимости от величины, толщины и расположения гепатизиро-ванных участков.
|
Рис. Фокусное притупление при катаральной пневмонии |
Отмеченные уже особенности притупления при крупозной пневмонии настолько характерны, что во многих случаях они позволяют легко диференцировать это заболевание от экссудативного плеврита. При различного рода затруднениях следует использовать данные других методов, среди которых особенно ценные результаты даёт пробный прокол и трахеальная перкуссия. Кроме спорадических форм, крупозная пневмония часто развивается на почве ряда специфических инфекций, очень распространённых у всех домашних животных среди них особенное значение имеют контагиозная плевропневмония лошадей, перипневмония крупного рогатого скота, септицемия рогатого скота и свиней, чума свиней.
Катаральная пневмония создаёт притупление лишь в тех случаях, когда путём слияния воспалённых участков образуются крупные очаги величиной до 8—10—12 см. При поверхностном расположении они дают соответствующей величины и формы ограниченные изменения, которые обыкновенно называют Фокусными притуплениями. Малой величины фокусы, а также уплотнения, расположенные в глубине лёгкого, совершенно не изменяют перкуссионного звука. Иногда путём слияния и при катаральной пневмонии образуются громадные инфильтраты, захватывающие до всей доли лёгкого. Такого рода сливные пневмонии нередко наблюдают при гриппе лошадей, энзоотической пневмонии поросят, паратифе телят и чуме собак.
Пневмонии вследствие неудачного проглатывания (механическая пневмония), метастатическая, гипостатическая и травматическая, распространяясь обычно на большие участки лёгкого, создают обширные зоны, притупления. Чаще всего они локализуются в нижних задних отрезках лёгкого. В тех случаях, когда процесс носит гнёздный характер, устанавливают фокусное притупление. Отёк лёгких создаёт притупление лишь в тяжёлых случаях, когда альвеолы большого отрезка лёгкого оказываются сплошь заполненными транссудатом1. Умеренное уменьшение воздушности лёгкого или совершенно не отражается на свойствах звука или даёт тимпанический звук.
Туберкулёзные и сапные поражения легко распознаются перкуторно лишь при удачной локализации изменений и надлежащей их массивности. Малые поражения совершенно не вызывают каких-либо изменений перкуссионного звука.
Хронические индуративные процессы в паренхиме лёгкого, характеризующиеся разрастанием соединительной ткани, также влекут за собой понижение воздушности лёгкого, вследствие сдавливания альвеол разрастающейся соединительной тканью и последующей атрофии лёгкого. Такого рода индурации у крупного рогатого скота обычно являются следствием перипневмонии, туберкулёза или лёгочно-глистной болезни (диктиокаулёз). У лошади они развиваются на почве лёгочного сапа или после контагиозной плевропневмонии, у свиней при энзоотической пневмонии, чуме. Хронические индурации лёгкого дают обычно стойкие притупления, сохраняющиеся до последних дней жизни животного.
Опухоли лёгкого, вытесняя лёгочную ткань и уменьшая её воздушность, несут с собою те же последствия в случаях, когда они лежат поверхностно и достигают известной величины. Среди них чаще встречаются карциномы, саркомы и мела-но-саркомы.
Патологические утолщения грудной клетки также могут стать причиной изменений перкуссионного звука груди. Увеличивая диаметр грудной стенки, они затрудняют её экскурсии, препятствуют проведению уже возникших колебаний и, кроме того, ослабляют звукопроводность грудной стенки. Таким образом, притупление легко создать при помощи раздражающих втираний, горчичников и т. д. Кроме того, сюда относятся подкожные отёки, как застойные, так и воспалительные, фибринозные плевриты с отложением толстых фибринозных плёнок на поверхности костальной плевры, массивные утолщения плевры при жемчужнице, саркоматозе.
Тимпанический звук. Обнаружение тимпанического звука на грудной клетке у крупных животных во всех без исключения случаях несомненное следствие каких-либо патологических процессов. Условия для его образования получаются при заболеваниях, связанных с уменьшением воздушности лёгкого, а также во всех тех случаях, когда в лёгком создаются большие воздушные полости, сообщающиеся с атмосферным воздухом. Из отдельных относящихся сюда патологических состояний необходимо отметить следующие.
1. Распространённые инфильтрации лёгкого, Например, крупозные, катаральные пневмонии в тех стадиях, когда альвеолы ещё содержат небольшое количество воздуха. Стадия активной гиперемии, фаза резорбции экссудата при крупозной пневмонии характеризуются тимпаническим звуком, быстро уступающим место притуплению или атимпаническому звуку.
Перкуссия участков лёгкого, расположенных над линией плевритической тупости, воздушность которых несколько ограничена, даёт также стойкий тимпанический звук. Кроме того, тимпанический звук обнаруживают при крупозной пневмонии в тех случаях, когда лежащие в глубине громадные инфильтратыоказываются отделёнными от грудной стенки лишь тонким слоем нормальной лёгочкой ткани.
2. Бронхоэктазии и каверны лёгкого. Обширные бронхрэктазии у лошади часто развиваются в результате бронхопневмонии и диффузных бронхитов; у крупного рогатого скота они возникают в связи с диктиокаулёзом и перипневмо-нией. Образование каверн является следствием распада лёгочной ткани при крупозной и механической пневмонии, перипневмонии крупного рогатого скота, абсцессах и туберкулёзе лёгкого. Перкуторно отмеченные изменения распознаются лишь в тех случаях, когда полости заложены на расстоянии не более 3—5 см от поверхности грудной стенки, когда они достигают определённого размера и содержат воздух.
3. Пневмоторакс у Малых животных всегда сопровождается образованием тимпанического звука. У крупных животных тимпанический звук возникает
|
Легко при закрытых пневмотораксах. Открытые пневмотораксы вызывают образование тимпанического звука лишь в тех случаях, когда грудная полость сообщается с внешним воздухом широким отверстием. В зависимости от условий, пневмоторакс может привести к образованию и других патологических звуков-тупого, металлического, звука треснувшего горшка.
4.Диафрагмальные грыжи с выпадением в грудную полость. Они нередко в центре—область тимпанического звука образуются у лошади в результате спонтанного разрыва диафрагмы, например, во время прыжков, а также при различных формах колик, протекающих с явлениями резкого метеоризма. Для диафрагмальных грыж характерными считают периодические изменения высоты и силы тимпанического звука, сменяющегося иногда притуплением.
Звук треснувшего горшка действительно напоминает тот звук, который возникает при постукивании по стенке лопнувшего горшка вследствие прохождения воздуха через узкое, щелевидное отверстие. Искусственно этот звук можно вызвать, зажав в горсти кучку монет так, чтобы осталась небольшая щель, и слегка постукивать рукою по тылу другой руки, сложенной в кулак. При этом можно получить различной силы и ясности звук, в зависимости от просвета щели, силы встряхивания и т. д. Нередко звук треснувшего горшка получают при несоблюдении основных правил перкуссии и у совершенно здоровых животных. Он легко получается при неплотном приложении плессиметра к телу животного, когда между поверхностью инструмента и кожей образуется щелевидная полость. Заболевания, связанные с образованием звука треснувшего горшка, следующие.
1. Каверны лёгкого и пневмоторакс. В случаях, когда воздушные полости сообщаются с внешним воздухом при помощи бронха с узким просветом, воздушные массы, проталкиваясь при перкуссии через узкое, по сравнению с шириною полости, отверстие, создают нередко звук треснувшего горшка.
2. Инфильтрация лёгкого При крупозной и катаральной пневмониях, когда между двумя воспаленными очагами лежит прослойка нормальной ткани.
3. Металлический звук напоминает собой звук металлической пластинки или звон колокола. При перкуссии собственной щеки атимпанический звук перед переходом в тимпанический даёт ясный звон металла. Для образования металлического звука при перкуссии грудной стенки необходимо наличие шаровидной полости с ровными, достаточно плотными стенками, расположенной вблизи поверхности лёгкого (каверны лёгкого, диафрагмальные грыжи и пневмоторакс).