Литература 1945-1980 гг
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Звук, прослушиваемый на грудной клетке здоровых Животных, по своему качеству представляет полную противоположность трахеальному дыханию. Это мягкий, присасывающий, дующий звук, напоминающий собой мягкое произношение звука Ф. Искусственно его можно воспроизвести, если, дав органам речи установку на звук Ф, делать средней силы вдохи и выдыхи. Силу и высоту этого искусственного звука можно варьировать почти в том же направлении, в каком изменяется и. естественное везикулярное дыхание.

Леннек, творец аускультации, объяснял возникновение везикулярного дыхания трением поверхностных слоев воздушной струи о слизистую оболочку нижних отделов дыхательных путей. Эта теория не выдерживает критики, так как поверхностные частицы воздушной струи крепко сцепляются со слоем слизистой оболочки, что делает невозможным трение.

По Баасу и Пенцольду, везикулярное дыхание есть не что иное, как чисто проводной звук (звук гортанного сужения), сильно модифицированный при прохождении через эластическую ткань лёгкого. Однако целый ряд наблюдений и фактов противоречит этому, в своё время получившему широкое распространение взгляду.

По Гейгелю, причиной везикулярного дыхания является высокая эластичность лёгочной ткани, которая, расширяясь в момент вдоха, спадается в течение экспирации. Этого рода колебания, рождающиеся в бесчисленных альвеолах лёгкого, создают шум, прослушиваемый в течение всего вдоха.

По Мареку, везикулярное дыхание представляет собой сложный комбинированный звук. В состав его входят два компонента. Главная масса звука образуется в паренхиме лёгкого на месте перехода бесчисленных бронхиол (респираторные бронхи) в широкий раструб лёгочных воронок. К этому стенотическому звуку лёгкого примешивается звук гортанного сужения, проведённый по системе дыхательной трубки до лёгкого и несколько модифицированный при прохождении через толщу лёгкого и массы заключённого в ней воздуха. Обнаружение везикулярного дыхания на каком-либо участке грудной стенки указывает, что воздух проникает в альвеолы, что полость их свободна. Вдох прослушивается на всём протяжении от начала до конца, в то время как выдых слышен только вначале.

Звук, прослушиваемый в течение экспирации, короткий и слабый, по Мареку, представляет собой остаток гортанного шума стеноза, несколько изменённый лёгочной тканью. Благодаря разной продолжительности звуков вдоха и выдыха, обе фазы дыхания легко определяются при аускультации.

Характер и сила везикулярного дыхания у домашних животных показывают резкие различия в зависимости от рода животного, телосложения и формы грудной клетки, состояния питания, возраста и интенсивности процессов обмена. Наиболее громким и резким, вследствие примеси проводного звука гортани, оно является у плотоядных, несколько слабее и тише у крупного рогатого скота. У лошади везикулярное дыхание значительно нежнее и мягче, тише и слабее, чем у других видов животных. У узкогрудых, плохого питания лошадей оно прослушивается с достаточной ясностью на всех участках поля перкуссии. Однако при хорошем состоянии питания и массивном развитии грудной клетки везикулярное дыхание отчётливо слышно лишь над серединой и верхней третью грудной клетки. В области позади локтя его можно уловить лишь с некоторым трудом, а нередко оно и вовсе не прослушивается. Дыхательные шумы у молодых животных значительно сильнее, резче и грубее, чем у взрослых (пуэрильное дыхание). У старых везикулярное дыхание прослушивается значительно слабее, чем у животных среднего возраста.

Слабая слышимость шумов дыхания у лошади значительно осложняет исследования, тем более что далеко не во всех случаях можно использовать искусственные приёмы их усиления. По отношению к лошади особенно следует заботиться о методическом проведении исследования, что несколько облегчает не только работу, но и оценку полученных результатов.

При анализе везикулярного дыхания у лошади следует руководствоваться, таким образом, следующими данными опыта.

1. В состоянии покоя у здоровых лошадей интенсивность дыхания в разных участках груди неодинаковая. Сильнее всего оно прослушивается над серединой

Грудной клетки, несколько слабее в верхних отделах и наиболее слабо в области позади локтя и над лопаткой. Случаи, когда дыхание прослушивается с одинаковой силой на всех участках груди, следует расценивать как Усиление дыхания. В последующем необходимо выяснить причины этого усиления, чтобы иметь возможность дать ему правильную оценку.

2. На одноимённых участках противоположных сторон дыхание должно прослушиваться с одинаковой силой. Пёстрое дыхание, Когда слева, например, за локтем, дыхательные шумы вообще не прослушиваются, а справа в том же участке они ясные, представляет собой явление, несомненно, патологическое.

Среди многочисленных относящихся сюда изменений следует отмстить: усиление везикулярного дыхания, его ослабление и полное отсутствие каких-либо дыхательных шумов.

Зона везикулярного дыхания лошади

Рис.  Зона везикулярного дыхания лошади (по Saint-Syr) А - очень слабое дыхание; В - слабое дыхание; С-сильное дыхание. А-очень слабое

Усиление везикулярного дыхания можно искусственно воспроизвести двойным звуком ФФ. Равномерное усиление над поверхностью всего лёгкого—Общее усиление везикулярного дыхания—наблюдается при различных одышках, являющихся следствием повышенного возбуждения дыхательного центра. При этом дыхание становится несколько грубее и резче, а выдых более продолжительным и прослушивается уже на протяжении большей части экспирации (жёсткое дыхание). Такого рода общее усиление дыхания, оттеняя глубину и силу токсического действия различного рода возбудителей заразных заболеваний на центр дыхания, по существу, является лишь общим симптомом. Было бы ошибкой связывать его с поражением паренхимы лёгкого. С диагностической точки зрения гораздо больший интерес представляет Местное, Или Викарное, усиление дыхания. При этом дыхательные шумы усилены лишь в некоторых отделах лёгкого, а именно там, где здоровая ткань лёгкого берёт на себя функцию поражённых его участков. При викарном усилении дыхание одновременно делается пёстрым, т. е. интенсивность шумов оказывается различной; в то время как в одних отделах шумы резко усилены в других они мало изменены, а в некоторых полностью отсутствуют—respiratio nulla, или бронхиальное дыхание. Местное усиление везикулярного дыхания наблюдают при крупозной и катаральной пневмониях, гиперемиях и отёках лёгкого, распространённых микробронхитах, лёгочном туберкулёзе.

Ослабление везикулярного дыхания наблюдают при многих заболеваниях органов дыхательного аппарата. В некоторых случаях, например, при плевритах и плевродиниях, причиной его оказываются болезненные ощущения при расширении грудной клетки, экскурсии которой поэтому произвольно ограничиваются. В других случаях оно является следствием сращений лёгочной плевры с костальной или утолщения грудной стенки, как, например, при фибринозных плевритах, туберкулёзных поражениях плевры. Различного рода сужения верхних дыхательных путей, ограничивая возможность инспираторного расширения альвеол, также влекут за собой ослабление дыхания. При эмфиземах лёгкого—альвеолярной и интерстициальной—оно является следствием ослабления эластичности лёгкого. Кроме того, ослабление везикулярного дыхания наблюдают в начальной стадии крупозной пневмонии, при интерстициальном воспалении лёгкого, сальной пневмонии, отёке лёгкого, при туберкулёзе и эхинококкозе лёгкого.

Отсутствие шумов дыхания (respiratio nulla) указывает на полную непроходимость альвеолярной ткани лёгкого и мелких бронхов. При заполнении альвеол, например, фибринозным экссудатом, или сдавливании их плсвритическим выпотом делается невозможным образование в участке поражения стенотического звука лёгкого (1-го компонента везикулярного дыхания); «ели при этом бронхи сохраняют проводимость, то на грудной клетке прослушивается бронхиальное дыхание, при закрытии же просвета бронхов дыхательные шумы совершенно исчезают. Стойкое respiratio nulla ниже линии притупления особенно характерно для экссудативных плевритов; при крупозных пневмониях respiratio nulla сменяется иногда ясным бронхиальным дыханием. Гораздо реже оно наблюдается при катаральной и интерстициальной пневмониях, ателектазе лёгкого, пиевмо - и гидротораксе, при туберкулёзе, сапе и т. д.