Перкуссионный звук грудной клетки, по Мареку, представляет собой сочетание звуков, возникающих при нанесении удара на поверхность плессиметра, положенного нагрудную клетку. В состав его входят три компонента:1) звук плессиметра и молотка в момент нанесения удара на поверхность плессиметра, выведенного ударом из состояния равновесия; 2) собственный звук грудной клетки, который возникает вследствие колебаний грудной стенки, воспринимающей удар через толщу плессиметра; 3) резонанс столба воздуха в лёгком, приведённого в движение поперечными колебаниями грудной клетки, усиливающими основной звук. Каждый из компонентов, внося свои элементы, в зависимости от степени своего участия в создании этого общего звука, отражается на его характере.
Влияние первого компонента, являющегося, по существу, балластом, изменяющим свойства звука и затрудняющим его оценку, важно ослабить, насколько это вообще возможно. С этой целью рекомендуют плессиметры, приготовленные из материалов, дающих слабый собственный звук, а также употребление при перкуссии всегда одних и тех же инструментов, к звуку которых ухо уже успело привыкнуть, вследствие чего оно может легко выделить этот балластный элемент из общего звука.
Собственный звук грудной клетки—основной компонент атимпанического звука, главное свойство которого—атимпаничность, т. е. невозможность (для нашего уха) определить его высоту, создаётся вследствие именно преобладания •собственного звука грудной клетки.
Колебания грудной стенки, которую можно сравнить с укреплённой между двумя неподвижными точками—позвоночником и грудной костью—пластинкой, особенно размашисты при перкуссии средней трети грудной клетки; постепенно, по мере приближения к точкам скрепления, колебания становятся меньше, пропорционально ослабляя участие этого компонента в создании общего перкуссионного звука, уменьшая поэтому интенсивность звука и меняя его характер.
С преобладанием в перкуторном звуке третьего компонента—резонанса столба воздуха—звук приобретает высоту, улавливаемую нашим ухом, т. е. становится тимпаническим.
Таким образом, в зависимости от степени участия каждого из компонентов в создании общего перкуссионного звука, будут меняться несколько и его свойства. Атимпанический звук, сохраняя своё основное свойство—атимпаничность, получает новые оттенки. Это тем более возможно, что толщина грудной клетки, в зависимости от телосложения, состояния питания и точки перкуссии, весьма различна. У жирных лошадей перкуссия верхних отрезков грудной клетки даёт звук с оттенком притупления, а иногда и настоящее притупление. Наиболее полный (совершенный) атимпанический звук получают над серединой грудной клетки. При перкуссии нижне-задних отрезков влияние резонанса выражено значительно сильнее, в то время как участие второго компонента существенно ослаблено вследствие ограничения колебания грудной стенки, приближающейся к месту стыка с грудной костью. Всё это отражается на общем звуке, ослабляя его интенсивность, повышая его, придавая ему тимпанический оттенок.
Чтобы приучить ухо к многочисленным вариациям (оттенкам) атимпаниче-скогозвука, т. е. приобрести уверенность при оценке патологических его изменений, мы рекомендуем у крупных животных перкуссию по областям. Этого рода методика дает преимущества по сравнению с общепринятой, когда исследование ведётся по межрёберному промежутку от верхней границы до нижней. Она гораздо удобнее, проводится значительно быстрее, позволяет концентрировать внимание на нижне-задних отрезках лёгкого, откуда чаще всего начинаются патологические процессы, и даёт больше возможностей подметить сравнительно лёгкие отклонения от нормы.
|
Рис. Абсолютная тупость при экссудативном плеврите, сверху ограничена горизонтальной линией (Горизонтальной линией). |
Перкуссия по областям состоит в том, что всё перкуссионное поле разделяется на три области: нижний треугольник, который отграничивается линией лопаточно-плечевого сустава, верхняя область, отделяющаяся линией нижнего края моклока, и средняя область между линиями лопаточно-плечевого сустава и моклока. Перкуссия нижнего треугольника производится по межрёберным промежуткам сверху вниз до нижне-задней границы, т. е. до перехода атимпанического звука в тупой звук грудной кости или притуплённо-тимпанический звук брюшной стенки. По мере приближения к задней границе атимпанический звук слабеет и становится выше, создавая оттенок тимпаничности. Особенно хорошо это выражено при средней упитанности лошади. Перкуссию среднего отрезка также выгоднее вести по межрёберным промежуткам в направлении сверху вниз. Перкуторный звук отличается здесь большой силой, глубиной и продолжительностью, создавая впечатление мощности.
Перкуссию верхней области при плохом питании животного удобнее вести сверху вниз по межрёберным промежуткам, у жирных лошадей гораздо лучше её производить по горизонтальным линиям в направлении слева направо. Чтобы получить достаточной интенсивности звук, что особенно важно у хорошо упитанных лошадей, приходится прибегать к особо сильной перкуссии. Толстая мышечная прослойка, хорошо развитая подкожная клетчатка и толстая кожа в этом участке поля перкуссии значительно затрудняют колебания грудной клетки и проведение звука; вследствие этого атимпанический звук получает оттенок притупления, а у очень жирных лошадей становится в верхних отделах области определённо притуплённым.