Литература 1945-1980 гг
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Заболевания, действуя на определённый орган, вызывают те или другие отклонения в его функции, а при более сильных влияниях также и морфологические изменения его строения. Данные об этого рода функциональных и структурных изменениях могут быть добыты из анамнеза или установлены путём клинического исследования. Они получили название Клинических явлений, симптомов, признаков, феноменов; Причём те из них, которые говорят о функциональных отклонениях, т. е. относятся к явлениям динамического порядка, рекомендуется называть Симптомами, В отличие от Признаков, Которые, представляют собою видимые проявления болезненного процесса, например, гангрена кожи, элефантиазис, язвы кожи, опухание селезёнки.

Несмотря на то, что в настоящее время описано громадное количество симптомов и признаков, выявлены они далеко не полностью. Более тщательное изучение болезни и применение новых методов исследования доставляют нам всё новые и новые сочетания симптомов, которые, расширяя клиническую картину, цавая ей новое освещение, существенно облегчают иногда задачи врача при постановке диагноза.

По происхождению все симптомы разделяются на Субъективные И Объективные. Из числа субъективных симптомов, наблюдающихся у человека и имеющих большое значение в медицине, например, при заболеваниях сердца и др., ветеринарный врач, ввиду своеобразия психики и отсутствия у животного дара речи, может использовать лишь некоторую небольшую часть так называемых условно субъективных симптомов, куда относятся расстройства отправлений, доступные наблюдению, например, приступы колик, одышка, расчёсы при зуде, приступы удушья, тенезмы при дефекации и мочеиспускании.

Таким образом, клиническая картина у домашних животных складывается почти всецело из симптомов и признаков объективных, обнаруживаемых путём самостоятельного исследования с применением определенных методов.

С клинической точки зрения вся масса симптомов может быть разбита на 4 группы: 1) патогномонические и случайные, 2) типичные и нетипичные, 3) симптомы стойкие и непостоянные, 4) важные и малоценные.

Среди них особо крупное значение имеют патогномонические симптомы, т. е. такие, которые полностью определяют собою страдание, не оставляя никаких сомнений в его характере. Сюда относятся, например, тельца Негри при бешенстве, тельца Иоста при болезни Бориа, обнаружение бацилл антракса, трипанозом в крови, положительный венный пульс при недостаточности трёхстворчатого клапана.

Притупление перкуссионного звука при крупозной пневмонии будет стойким, важным и типичным симптомом, но не патогномоническим, так как оно наблюдается и при некоторых других страданиях, а желтуха при катарах желудка-непостоянным, случайным и нетипичным.

Опыт показывает, что один и тот же симптом обыкновенно наблюдается при многих заболеваниях, например, отсутствие аппетита, повышение температуры, расстройства жвачки обнаруживаются при всех лихорадочных заболеваниях, кашель, истечение из носа-при многих страданиях дыхательного аппарата. Часто симптомы комбинируются в стойкие группы, появляясь в течение определённых заболеваний в известной последовательности. Такого рода комбинации симптомов получили название Симптомокомплекса, Или Болезненного синдрома (лихорадка, колики, желтуха).

С прогностической стороны все симптомы разделяются на Безразличные, благоприятные, неблагоприятные, угрожающие (зловещие) и Безнадёжные.

Уменье правильно оценить прогностическое значение симптомов очень важно, так как, устраняя особенно угрожающие расстройства, смягчая тот или иной симптом, врач тем самым исправляет функции соседних органов, улучшает общее состояние больного и повышает, таким образом, шансы на его выздоровление.

При определении болезни используется вся совокупность симптомов, добытых исследованием; заслуживают внимания при этом не только количество и качество симптомов, но и динамика их развития-появление, усиление, ослабление и, наконец, исчезновение.

Чтобы рационально использовать всё диагностическое значение клинического симптома, нужно уметь его выявить, установить его происхождение, его связи с другими симптомами, определив значение каждого из них; собрать все симптомы в группы, отделив главные от второстепенных; расположить в определённом порядке, чтобы установленную таким образом картину болезни иметь возможность подвести под один из типов, обрисованных частной патологией и терапией, т. е. поставить диагноз.

Эта часть работы врача-анализ симптомов и клинической картины во всём её целом-является наиболее сложным и ответственным разделом всей врачебной работы. Она требует не только известных аналитических способностей и навыков в методике исследования, но и точных знаний в области частной патологии и терапии, эпизоотологии и смежных дисциплин,- а также большого клинического опыта, который помогает устанавливать различие там, где другие находят тождество.

Для правильной диагностики имеют большое значение и внешние условия, среди которых живёт и работает животное: а) влияние климата и почвы, б) усло-вия содержания, кормления и эксплоатации. Известно, что сырой и влажный климат предрасполагает к развитию «простудных» заболеваний. Бичом скотоводства некоторых областей Союза являются разнообразные протозойные заболевания с характерной для них клиникой. Знание карты распространения важнейших инфекций и инвазий существенно облегчает диагностику и повышает точность диагноза. Знание «бытовых» условий оказывает также громадные услуги при определении болезни.

Разнообразные погрешности в кормлении, которые так часты в некоторых хозяйствах, например, нерегулярное или редкое кормление, даже при умеренной эксплоатации животных, являются причиной частых «колик» у лошадей.

Разного рода недочёты в содержании поросят-холодные, сырые свинарники, скученность, тесные выгулы-связаны с широко распространёнными среди молодняка энзоотической пневмонией, паратифом, пиобациллёзом, дифтеритом и т. д.

Приступая к установлению диагноза, врач в своём распоряжении, кроме добытой им картины болезни, имеет надёжный запас знаний из области семиотики и частной патологии, которые позвляют ему сравнивать то, что он обнаружил. Это сравнение протекает тем быстрее, и результаты тем надёжнее, чем больше опыт, чем шире умственный горизонт врача и глубже его анализ. Однако, если зоолог или ботаник, изучая морфологические признаки, всегда приходят к одним и тем же результатам и с точностью устанавливают объект, т. е. относят его к определённому виду, классу, подгруппе, и находят данное ему когда-то название, то в клинической ветеринарии, ввиду крайнего своеобразия признаков, их непостоянства, различных осложнений, изменяющих картину болезни, результаты этого исследования далеко не так надёжны. Два врача, исследовавшие одного и того же больного, часто приходят к совершенно противоположным заключениям, ставят разные диагнозы.

Подобного рода разногласия и ошибки особенно часты в начале врачебной практики; постепенно, с ростом клинического опыта, расширением кругозора врача, процент ошибочных диагнозов уменьшается; применяя новые методы исследования, врач нередко получает точные данные о болезни, гарантирующие верный диагноз даже в запутанных случаях. Так, положительные результаты прививок экскретов больного животного морским свинкам, обнаружение бацилл туберкулёза при микроскопическом исследовании, данные рентгенографии делают невозможной ошибку при туберкулёзе лёгкого у собаки. Таким образом, расширяя с каждым годом круг своих наблюдений, утончая методику исследования, увеличивая свои познания в области соответствующих дисциплин, применяя (когда это необходимо) новые методы исследования, врач вместе с тем приобретает навыки точного диагностирования.