Чувствительная иннервация внутренних органов значительно отличается от иннервации кожи. Часть раздражений чувствительных аппаратов внутренних органов доходит до коры головного мозга (потоотделение при местном применении тепла и слюноотделение при вкусовых раздражениях), часть же из них не доходит. Симпатические и парасимпатические нервы содержат чувствительные волокна. Болевые волокна, идущие через симпатическую систему от внутренних органов, подходят к симпатическим узлам пограничных стволов и направляются вдорзальные рога спинного мозга и в зрительный бугор—центральное сборное место, где сходятся все чувствительные пути всего организма.
Орбели установил, что между отдельными органами, между отдельными частями организма имеется непосредственная нервная связь через нервно-сосудистую систему. Висцеро-висцеральные рефлексы могут быть моторными, секреторными и тоническими. Исходным пунктом рефлекса служит один орган, а место его разряда—другой. В медицинской клинике известен, например, рено-ренальный болевой рефлекс, когда резкая боль в одной почке (каменная болезнь) отражается в другой и в мочеточнике. Известен рефлекс с прямой кишки на мочевой пузырь. В настоящее время можно считать прочно установленным, что между вегетативной и спинномозговой болевоспринимающей системами существует тесный контакт. Это объясняет появление при патологических процессах зон кожной чувствительности.
Зоны кожной чувствительности впервые были описаны Г. А. Захарьиным, Бассаро и Бо, затем они были забыты и снова «открыты» английским клиницистом Хедом. Хед нашел, что при заболевании внутренних органов для каждого из них имеются специальные зоны кожной чувствительности. Эти зоны соответствуют тем спинномозговым корешкам, через которые проходят волокна от больного органа. Известно, что соматические нервы имеют и симпатические волокна, которые отходят от ганглиев пограничного ствола, вместе со спинномозговыми нервами и направляются к периферии. Болевые раздражения с кожи через эти волокна могут распространяться на внутренние органы—сердце и легкие и вызывать известные реакции со стороны этих органов.
Перенос раздражения возможен и в обратном направлении, т. е. с пораженного органа на кожу. Вследствие этого с внутренних органов могут передаваться раздражения на те участки кожи, которые иннервируются соматическими нервами соответствующего сегмента спинного мозга. Боли на коже являются, таким образом, отраженными болями со стороны внутренних органов.
При патологических процессах болевая реакция в зонах кожной чувствительности может проявляться в форме сильных клонических или тонических сокращений мышц, которые вызываются сдавливанием или поколачиванием по коже перкуссионным молоточком. Гиперестезия кожи может обнаруживаться также покалыванием иголкой. Сдавливание кожи в области зоны кожной чувствительности вызывает у животных, кроме того, беспокойство, стремление уклониться от давления, оглядывание назад, пригибание спины и т. д.
Зоны максимальной чувствительности maximal puantes у лошади впервые были описаны Роже и нашли подтверждение в работах Евграфова. Роже не только описал области распространения висцеро-сенсорных рефлексов со стороны каждого органа в отдельности, но и показал возможность использования их в клинической практике. По Евграфову метод исследования висцеральных рефлексов оказывает существенную помощь при определении характера заболевания желудочно-кишечного тракта у лошади и может быть использован для оценки состояния больного животного.
Зона кожной чувствительности в области 5—10-го ребер справа и слева, на уровне лопатко-плечевого сустава, отражает болевую реакцию со стороны желудка, двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы, печени и селезенки. Импульсы со стороны этих органов передаются на переднюю часть солнечного сплетения, а отсюда на ганглии пограничного столба, соответствующий сегмент спинного мозга и дальше на кожу.
Для желудка, кроме того, характерна болезненность кожи в области заднего склона холки и миотонический рефлекс слева.
В области 11—13-го ребер справа и слева зона кожной чувствительности отражает болевую чувствительность со стороны тонкого отдела кишечника, слепой кишки и нижнего положения большой ободочной кишки. Рефлекс со стороны тонкого отдела кишечника яснее выражен слева, в то время как болевые ощущения со стороны слепой кишки резче отражаются справа. Импульсы со стороны кишечника передаются на заднее солнечное сплетение, и дальше, как и в первом случае,—на кожу. Зона кожной чувствительности области 13—15-го ребер отражает болевую чувствительность со стороны верхнего положения ободочной кишки с тазовым изгибом и желудкообразным расширением. Импульсы передаются на переднее брыжеечное сплетение и дальше на пограничный столб и кожу.
Зона кожной чувствительности в области 16—18-го ребер отражает болевую реакцию со стороны почек, надпочечников и аорты: импульсы передаются на почечно-аортальное сплетение, ганглии пограничного столба и на кожу. В области левого подвздоха она отражает болевую реакцию со стороны заднего отдела кишечника—малой ободочной и прямой кишки. Импульсы передаются через заднее брыжеечное сплетение.
В области поясницы и крестца зона кожной чувствительности отражает реакцию мочевого пузыря, матки, яичников, предстательной железы и тести-кулов. Импульсы передаются на тазовое сплетение, ганглии пограничного столба и дальше на кожу.
Кроме локализированной рефлекторности, которая ограничена определенными зонами кожной чувствительности, нередко отмечается смешенная и даже общая рефлекторность, которая является следствием распространения раздражения с одного сплетения на другое, при втягивании в процесс других органов. Полная потеря рефлекторности представляет хороший показатель потери способности передавать раздражения.
Знакомство с зонами кожной чувствительности дает возможность избегать ошибок при оценке кожных гиперстезий.