Печень выполняет разнообразные функции, а потому определение функциональной способности ее у здоровых животных и при заболевании представляет как теоретический, так и практический интерес. Для определения функциональной способности печени предложено много различных проб, причем все они имеют неодинаковую ценность.
Определение углеводной функции печени у животных удобнее производить, по Мещерякову, с обычным пищевым сахаром. После выдержки животного в течение 12—18 часов без корма определяется у него количество сахара в крови и моче, после чего через носопищеводный зонд вводится 25—30%-ный раствор сахара из расчета 1,0 сахара на 1 кг живого веса лошади. Через 15 минут, 1 час, 2 часа, 3 часа производится определение сахара в крови. Исследование мочи на сахар производится только спустя 3 часа.
У здоровых лошадей при такой нагрузке максимум повышения сахара приходится на 30—60-ю минуту, а через 3 часа количество сахара возвращается к исходной величине или даже становится ниже ее. У лошадей с диффузным поражением печени при энцефаломиэлите сахарная кривая носит иной характер. Подъем сахара после нагрузки достигает больших величин, а снижение идет значительно медленнее, в силу чего после 3 часов кривая не возвращается к исходным показателям.
Об этом можно судить также по гликемическому коэффициенту, т. е. по отношению количества сахара после и до нагрузки. В норме этот коэффициент колеблется в пределах от 0,9 до 1,1 и составляет в среднем 1. При заболеваниях печени он может достигать величины 1,2—1,7, что Мещеряков рассматривает, как замедленную фиксацию печенью поступающей через портальную систему глюкозы и ослабление гликогенообразовательной функции печени.
Адреналиновая проба печени служит тем же целям и проводится так же, как и сахарная проба. Адреналин в концентрации 1 : 1 000 в количестве 2—5 мл вводится под кожу или интравенозно. У здоровых лошадей после этого обнаруживается выраженная гипергликемия, максимум которой приходится на 30-ю минуту при интравенозном введении и на 60-ю минуту после подкожного введения адреналина. Через 3 часа после интравенозного введения содержание сахара в крови возвращается к исходным данным. При подкожном введении адреналина получается некоторая задержка, и содержание сахара не достигает исходной величины. При заболевании печени реакция на адреналин становится отрицательной или очень слабой. Мещеряков это явление объясняет уменьшением запасов гликогена в печени, в силу чего адреналин и не может проявить своего гликогенолитического действия.
Изменения сахара в моче как при сахарной нагрузке, так и при адреналиновой пробе нехарактерны. Но, имея в виду, что углеводный обмен и выделение сахара с мочой регулируются не только печенью, но и надпочечниками, поджелудочной железой, вегетативной нервной системой и почками, придавать абсолютное значение этим пробам не следует.
Желчеобразовательная функция печени определяется по одновременному исследованию билирубина в сыворотке крови, стеркобилина в кале и билирубина в моче. При механической желтухе, возникающей вследствие препятствий к оттоку желчи в кишечник, обнаруживается большое количество печеночного билирубина в сыворотке крови и билирубинурия при уменьшении или полном отсутствии стеркобилина в фекалиях. При печеночно-парен-химатозной желтухе, связанной с поражением паренхимы печени, в сыворотке крови, наряду с появлением печеночного билирубина, обнаруживается также и внепеченочный билирубин. В моче появляется билирубин и увеличивается количество уробилина. Количество стеркобилина в фекалиях уменьшается, но незначительно.
При гемолитической желтухе, возникающей на почве усиленного распада эритроцитов в организме и не связанной с поражением печени, обнаруживается значительное количество непрямого билирубина в сыворотке крови и выраженная уробилинурия. Одновременно отмечается увеличение стеркобилина в фекалиях.
О нарушении желчного обмена в организме можно составить представление по определению желчных кислот в моче. Принято считать, что увеличение желчных кислот имеет место при механической желтухе, в меньшей степени при паренхиматозной и совершенно отсутствует при гемолитической.
Выделительная способность печени определяется временем выведения красящих веществ из организма и появления их в желчи, извлеченной из организма при помощи дуоденального зонда. Считают, что метиленовая синька выделяется тем скорее, чем больше пострадала печеночная клетка, коллоидные же краски—индигокармин и конгорот—тем скорее, чем лучше функция печени. Однако доверяться только этим пробам нельзя. Отмечаются случаи, когда при здоровой печени пробы оказываются положительными и, наоборот, при поражении ее оказываются отрицательными. Возможно, что быстрое и медленное выделение краски зависит в известной степени от состояния РЭС.
Много проб предложено также для определения белковой функции печени, жирового и липоидного обмена, но широкого распространения эти пробы не получили ввиду их недостаточной изученности и в ряде случаев малой специфичности.