Литература 1945-1980 гг
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

 К аускультативным феноменам нагрудной клетке относится несвязанный с заболеванием легкого шум трения плевры, возникающий вследствие трения неровных поверхностей висцеральной и париэтальной плевры.

У здоровых животных плевральные листки, обращенные друг к другу, совершенно гладки, почему и скользят во время вдоха и выдыха одна по другой совершенно бесшумно. При воспалительных состояниях плевры, вследствие отложения фибрина, поверхности их становятся неровными и шероховатыми. Во время вдоха и выдыха шероховатые поверхности плевральных листков издают особый звук, который получил название шума трения плевры. По характеру этот звук напоминает то трение листков новой кожи друг о друга, то хруст который получается при ходьбе по рыхлому снегу, то шелест шелковой ткани. Искусственно этот звук можно воспроизвести, если одну руку плотно приложить к уху, а пальцем другой руки водить по тыльной стороне первой руки.

Интенсивность шумов трения плевры неодинакова. В одних случаях этот шум слабый и улавливается только при внимательной аускультации опытным ухом, в других, напротив, шум может быть настолько сильным, что слышится даже на некотором расстоянии от животного. Сильные шумы трения можно сравнить со скрипом полозьев по сухому снегу, средние по силе напоминают хруст новой кожи, а легкие и слабые—шелест шелковой ткани.

Интенсивность плевральных шумов зависит от силы дыхательных экскурсий грудной клетки, количества фибрина в плевральной полости и от степени их соприкосновения. Так как для возникновения шума трения плевры необходимым условием является соприкосновение листков плевры, то понятно, что этот акустический феномен прослушивается в огромном большинстве случаев при сухом плеврите, а также в начальной стадии экссудативного плеврита до появления экссудата, разделяющего листки плевры между собой и в конце процесса, когда экссудат рассасывается.

Наиболее постоянным местом локализации шумов трения плевры является нижняя треть перкуссионного поля, позади локтя. Только в редких случаях, в зависимости от локализации процесса, их можно бывает обнаружить на других отделах грудной клетки. Шум трения плевры, даже в случаях малой интенсивности, создает впечатление, как будто бы он зарождается под самым ухом. Прослушивается шум с одинаковой силой на протяжении обеих фаз дыхания. При надавливании светоскопом и более плотном прикладывании уха к грудной

Клетке шум становится громче, а при слабом прикосновении ослабляется и затушевывается побочными шумами.

Шум трения плевры отмечается непродолжительное время. Его отмечают в начальной стадии развития фибринозного плеврита, до появления экссудата, раздъединяющего листки плевры. При скоплении экссудата в плевральной полости, даже при значительном количестве фибринозных отложений, шум трения не прослушивается совершенно. Исчезновение шумов трения отмечается также при склеивании плевральных листков фибринозными массами и при хронических процессах, когда наслоение фибрина со временем сглаживаются благодаря дыхательным движениям. Лишь в редких случаях шумы трения представляют собой стойкое явление и устанавливаются на грудной клетке в течение нескольких дней и даже недель. К таким процессам относится сарко-карциноматоз плевры, при котором имеются известковые отложения, делающие ее поверхность шероховатой. У крупного рогатого скота шум трения плевры встречается при жемчужнице вследствие трения жемчужин. По нашим наблюдениям, шум трения плевры отмечается при сапных и туберкулезных изменениях на плевре. Изменения при этих процессах бывают незначительными, но сопровождаются сильными шумами трения.

Практика показывает, что шум трения плевры возникает не только при отложении фибрина на плевральных листках, но и при потере эндотелия, влажности, скользкости и при наличии очаговых разрастаний соединительной ткани, а также отложений извести. Шум трения плевры по характеру несколько напоминает крепитацию, хрипы и побочные звуки, возникающие в связи с трением шерсти животного. При дифференциации шумов необходимо учитывать локализацию, фазность, изменение при усилении дыхания и надавливании стетоскопом, а также болезненность при пальпации грудной клетки.

При кашле, вследствие удаления секрета из соответствующего бронха, хрипы или исчезают, или количественно изменяются. Шум трения плевры при кашле остается неизменным. При надавливании стетоскопом, вследствие сближения листков плевры, шум трения усиливается, а хрипы остаются такими, как и раньше. При аускультации по Шендрену, отодвигание уха от стетоскопа дает впечатление, что шум следует за ухом, чего нет при хрипах. Шум трения плевры слышен в течение обеих фаз дыхания, а хрипы—чаще при инспирации. Шум трения плевры ограничен определенным участком, чаще в области позади локтя, в то время как хрипы рассеяны по всей поверхности грудной клетки. Шум трения плевры может в ряде случаев улавливаться рукой в форме дрожания. Сочетание клинических данных с теми звуками, которые получаются при аускультации, дает возможность правильно их оценивать и избежать возможных сшибок.