Литература 1945-1980 гг
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.38 (4 Голоса)

Перкуссия представляет собой один из важнейших методов исследования грудной клетки и заключается в том, что путем постукивания исследуемой области вызывают колебание материальной среды и появление звуков, по характеру которых и судят о свойствах и степени воздушности легких.

У здоровых животных при перкуссии тех мест грудной клетки, где непосредственно прилегает неизменная легочная ткань, получается ясный легочный тон. Тон этот получается при нормальном содержании воздуха в легких, нормальном напряжении легочной ткани и при определенной толщине грудной клетки.

Несмотря на то, что нормальный перкуссионный звук слагается во всех случаях из одних и тех же компонентов, качество его зависит от ряда факторов, которые приходится учитывать в практической деятельности.

Сила и высота легочного тона могут меняться в зависимости от ряда физиологических факторов—строения грудной клетки, возраста животного, упитанности и некоторых других условий.

Различия звука у отдельных видов животных в первую очередь зависят от величины тела и строения грудной клетки. У крупных животных перкуссионный звук атимпанический. В образовании звука основную роль играет собственный звук грудной клетки. У мелких животных, наоборот, нормальный перкуссионный звук приобретает звенящий тимпанический характер за счет резонанса столба воздуха, заключенного в грудной клетке.

Различие перкуссионного звука зависит также и от величины тела в связи с возрастом животного. У щенят, козлят, ягнят и поросят, обнаруживается тимпанический звук, который изменяется с возрастом животного и ростом его тела. У жеребят и телят перкуссионный звук, напротив, с самого раннего возраста является атимпаническим.

Перкуссионный звук у хорошо упитанных животных, при прочих равных условиях, слабее, тише и короче. Это зависит от того, что грудную клетку труднее вывести из состояния покоя и от уменьшения резонанса грудной полости, так как звук при перкуссии проводится на меньшую глубину. У животных с плоской грудью при перкуссии получается более громкий, низкий и чистый звук. Плоская грудная клетка легче выводится из состояния покоя, благодаря чему колебания становятся более интенсивными. Различная толщина ребер и величина межреберных промежутков также оказывают влияние на качество перкуссионного звука. У животных с широкими межреберьями перкуссионный звук сильнее и ниже. Редкие колебания грудной клетки вызывают меньшее количество обертонов, а звук резонанса ослабляется меньше.

На отдельных участках грудной клетки звук, получаемый при перкуссии, неодинаков. На местах, где грудная клетка покрыта мощной мускулатурой, перкуссионный звук короче и тише. У передних, нижних и задних границ легкого перкуссионный звук слабее, чем на середине грудной клетки. Это объясняется тем, что грудная стенка представляет собой пластинку, которая укреплена между двумя неподвижными точками—грудиной и позвоночником. Естественно, что колебания этой пластинки будут более интенсивными при перкуссии средней трети грудной клетки и слабее на периферии у точек скрепления. Собственный звук грудной клетки, возникающий вследствие колебаний грудной стенки, становится менее интенсивным от середины к периферии с одновременным изменением характера звука. Атимпанический звук, сохраняя свое основное свойство—атимпаничность, получает новые оттенки. Если на середине грудной клетки получается звук чистый атимпанический, то при перкуссии задненижних отрезков звук становится менее интенсивным и приобретает тимпанический оттенок.

Качество и интенсивность звука зависят и от инструментария, применяемого при перкуссии. Звук плессиметра и молоточка является, по существу, баластом, который затрудняет оценку звука. С целью устранения и уменьшения влияния баластного шума на образование общего звука, рекомендуется или использовать инструментарий из материала, дающего слабый звук, или же использование одних и тех же инструментов, к звуку которых приучается ухо. Это позволяет выделять баластный шум инструмента из общего звука, получаемого при перкуссии.

С преобладанием в перкуссионном звуке резонанса столба воздуха—звук приобретает высоту, которая улавливается нашим ухом, т. е. становится тимпаническим.

В зависимости от степени участия одного из трех компонентов в создании звука будет меняться и его качество.

Чтобы приучить ухо к различным вариациям атимпанического звука у здорового животного, Синев предлагает перкуссию по областям. При этом методе перкуссии внимание концентрируется на нижнезадних отделах легкого, давая возможность сравнивать изменения звука, и проводится значительно быстрее, чем перкуссия по межреберьям от верхней границы до нижней.

При перкуссии по областям грудная клетка делится на три области: верхняя область, нижней границей которой является линия, мысленно проведенная через маклок, средняя—между линией лопатко-плечевого сустава и линий маклока, и нижняя—от линии лопатко-плечевого сустава к грудине. Перкуссия нижнего треугольника производится по межреберьям сверху вниз, к нижнезадней границе, до места, где атимпанический звук легкого переходит в тупой звук и притупленно-тимпанический со стороны брюшной стенки. Перкуссия среднего отрезка проводится также сверху вниз по межреберьям. Перкуторный звук в этой области отличается силой, глубиной и продолжительностью. Перкуссия верхней области у лошадей упитанных и истощенных проводится неодинаково. У хорошо упитанных животных перкуссия проводится по горизонтальным линиям в направлении спереди назад.. При плохой упитанности животного перкуссию удобнее проводить по межреберьям в направлении сверху вниз. У хорошо упитанных животных для получения отчетливого звука приходится прибегать к сильной перкуссии. Значительная мышечная прослойка, хорошо развитая подкожная клетчатка и толстая кожа на этом участке затрудняют колебания грудной клетки и проведение звука. Перкуссионный звук вследствие этого приобретает оттенок притупления, а у очень жирных лошадей становится притуплённым.