Боль (Dolor)
О болевых ощущениях у животных можно судить только по поведению, походке, отношению к корму и в ряде случаев при очень сильной болезненности, по выражению глаз и изменению лица. При некоторых заболеваниях проявление боли у животных бывает настолько характерным, что заставляет даже мало искушенных людей обращаться к ветеринарному специалисту за помощью. В отдельных случаях проявления боли бывают выражены менее заметно, и о них может догадываться только опытный специалист.
Поведение животного при болевых ощущениях во многом зависит от пола, вида и его темперамента. На одно и то же воздействие лошадь и рогатый скот реагируют различно, так же как различно реагируют самцы и самки и животные вялого и живого темпераментов. В то время как лошади живого темперамента, бросаясь на землю, могут наносить себе серьезные повреждения, а в отдельных случаях их бурная реакция может окончиться даже разрывом кишечника и смертью, вялые, флегматичные лошади при таком же процессе ведут себя менее бурно.
Различают боли двух видов: соматические и висцеральные. Соматические боли возникают в результате раздражения рецепторных аппаратов—цереброспинальной нервной системы и имеют, по преимуществу, кортикальный характер. Висцеральные боли возникают при заболевании внутренних органов и связаны с раздражением интерорецепторов, заложенных в них. Висцеральные боли больше связаны с подкоркой и имеют большое сходство с болями, возникающими при раздражении таламической области (таламические боли).
Соматические боли, связанные с кожей и аппаратом движения, характеризуются точной локализацией болевого ощущения. Характер походки и реакция на давление дают точное представление о локализации процесса.
Висцеральные боли, судя по чувствованиям человека, могут быть двух видов. Одни из них имеют характер тупых, диффузно распространенных, а другие схваткообразных, чрезвычайно сильных, сопровождающихся у человека плохим самочувствием, страхом, тоской. У животных висцеральные боли внешне проявляются изменением поведения и вегетативными расстройствами.
Проведение экстероцептивных болевых импульсов в головной мозг осуществляется через чувствительные нервные окончания, дорзальные рога и столбы в зрительный бугор и дальше—головной мозг.
Проведение интероцептивных болевых импульсов может быть прямым и может осуществляться путем рефлекса. В первом случае импульсы проводятся по вегетативным проводникам спинного мозга, а во втором—импульсы с вегетативных проводников передаются на соматические проводники спинного мозга. Передача осуществляется следующим образом. С пораженного органа раздражение по симпатическим волокнам передается на соответствующий сегмент спинного мозга, следствием чего является повышение его возбудимости. Раздражение чувствительных элементов дорзального рога воспринимается соответствующими участками кожи, в которых разветвляется чувствительный нерв, и кожа становится повышенно чувствительной (висцеро-кутанный рефлекс). Раздражение с чувствительных элементов передается на двигательные элементы вентрального рога и дальше на соответствующие мышцы, которые приходят в состояние длительного сокращения или напряжения (висцеро-моторный рефлекс). В связи с сегментарным устройством спинного мозга проецирование болей на кожу и мышцы происходит в строго определенных участках или зонах, которые носят название зон Захарьина—Хеда. У лошади эти зоны разработаны Роже и позднее Р. А. Евграфовым.
Клиническое значение боли заключается в том, что она является первым звеном в сложной цепи защитных реакций организма и первым сигналом заболевания животного. Наиболее изученными болевыми реакциями у животных являются боли в животе. Боли со стороны других органов изучены меньше и о наличии их в некоторых органах можно только догадываться.
Боли в животе. Соматические боли подразделяются на боли брюшной стенки и боли перитонеальные, а висцеральные боли—на спазматические и ганглионарные.
Боли брюшной стенки имеют в основе раздражение чувствительных нервных окончаний с передачей на спинной мозг. Они ярко выражены и имеют точную локализацию. Отмечаются эти боли при поражении кожи, мышц, нервов и при грыжах.
Боли перитонеальные возникают при раздражении брюшины. По характеру это сильные, непрерывные боли, обостряющиеся при слабом прикосновении и давлении на брюшную стенку, а также при незначительном движении и изменении положения животного. При перитонеальных болях животное стоит с вытянутой спиной и подобранными под живот ногами. Ведет себя осторожно, избегает движений и иногда стонет. В момент усиления болей животное переступает с ноги на ногу, оглядывается на живот, осторожно поднимает тазовую конечность к животу, делает иногда попытки лечь, но не ложится. Брюшные стенки вследствие рефлекторного сокращения мышц брюшного пресса напряжены, живот подтянут и несколько уменьшен в размере.
Боли ганглионарные возникают на почве раздражения ганглиев и нервных сплетений (солнечного, брыжеечного, аортального и др.). В отличие от схваткообразных, ганглионарные боли продолжительнее, сильнее и мучительнее. Сдавливание ганглиев и сплетений может быть обусловлено аневризмой брыжеечной артерии и натяжением брыжейки, например при изменении положения кишечных петель. Такие процессы, как застой содержимого толстого отдела (капростаз), смещение кишечника, осеповороты и ущемления, приводят к натягиванию брыжейки и сдавливанию ганглиев и сплетений.
Клинически для ганглионарных болей характерно поведение животного и те вынужденные положения, которые оно принимает для облегчения болей. Позыв на корм сохранен, во время обострения болей животное скребет ногой землю, оглядывается на живот, иногда касается мордой брюшной стенки у места прикрепления диафрагмы и может сохранять эту позу в течение некоторого времени (поза наблюдателя); во время усиливающихся болей принимает спинное положение, устраняя тем самым давление на нервные сплетения и ганглии.
Боли схваткообразные, приступообразные или спазматические имеют в основе спазм полых органов: кишечника, желчных протоков, желчного пузыря, почечной лоханки, мочеточников и др. Приступы болей проявляются вследствие периодического и очень непродолжительного спазма гладкой мускулатуры. С расслаблением мускулатуры спазм прекращается, но через некоторое время начинается снова. Боли очень сильные. По характеру режущие и колющие.
Характерными чертами спазматических болей является внезапность появления и быстрота затухания (приступы, схватки). В промежутках между приступами животные принимают корм и пьют воду. Во время приступов болей животные покрываются холодным потом, выражение глаз становится испуганным, лицо вытягивается, нижняя губа отвисает. Животное с размаху бросается на землю, катается, встает и снова валяется на земле. Дыхание во время приступа становится учащенным и поверхностным, пульс замедляется. Перистальтика кишечника ослаблена. Часто отмечается отрыжка и даже рвота. Животные иногда принимают позу для мочеиспускания. Однако моча и кал выделяются в малых количествах. При расширении желудка и метеоризме кишечника лошади принимают позу «сидящей собаки». Если боль локализуется в задних отделах брюшной полости, лошадь опирается на запястья.
Причиной схваткообразных болей являются воспалительные процессы, нарушение проходимости и камни. Они возникают также при растяжении полых органов газами (дистенсионные боли). В этом случае схваткообразные боли сочетаются с дистенсионными, постепенно теряют форму припадков и становятся непрерывными.
Схваткообразные или спазматические боли в медицинской практике называются коликами или кризами. В клинической ветеринарии боли не дифференцируются. Термин колики рассматривается как более широкое понятие, включающее в себя не только висцеральные и соматические боли, но и, как это ни странно, патологические процессы. Так, по М. К. Гольцману, «Колики—это сборное название для всевозможных поражений желудочно-кишечного тракта, сопровождаемых сильными болевыми ощущениями». Это определение упрочилось у практических работников, которые термин «колики» используют в качестве диагноза. А. В. Синев считает, что «С точки зрения диагностики термину "колики" следует придавать такое же значение, как и всякому симптомокомплексу, входящему целиком в картину определенного заболевания». Несмотря на такое определение «колики у лошадей» выделяются в особую главу, а такие заболевания, как острое расширение желудка, метеоризм и энтералгия кишечника, излагаются не в общем плане, а включаются в главу о коликах и рассматриваются как спазматическая их форма.
Попытка группировать многие и притом совершенно различные патологические состояния вокруг одного, бросающегося в глаза симптомокомплекса, является серьезным тормозом для развития дифференциальной диагностики и изучения заболеваний органов, расположенных в брюшной полости.
Колики не заболевание, а клиническое выражение болевой реакции у животных при различных заболеваниях органов, расположенных в брюшной полости. Они входят составной частью в клиническую картину заболевания, выступая на первый план между другими симптомами.
Внешним выражением висцеральных болей является беспокойство животного и вынужденные неестественные положения во время приступов. Животное оглядывается на живот, бьет по нему тазовыми конечностями, обмахивается хвостом, роет ногами землю, ложится или с размаху бросается на нее и затем катается. К вынужденным неестественным положениям относятся: стояние на запястьях, поза «сидящей собаки», положение наблюдателя, маятникообразное раскачивание. К основным симптомам, характеризующим наличие висцеральных болей, присоединяются изменения со стороны аппарата дыхания и иищеварения, сердечно-сосудистой, мочеполовой и нервной системы.
Колики отмечаются у всех животных, с той разницей, что у лошади клиническая картина бывает ярче, чем у рогатого скота, свиней и собак. Однако это еще не дает права рассматривать колики только у лошадей. Яркость клинического выражения во многом зависит от основной причины, анатомо-фи-зиологических особенностей организма и темперамента животных. На одну и ту же причину лошади различного темперамента реагируют неодинаково. У лошадей живого темперамента клиническая картина будет выражена ярко, а у лошадей вялого темперамента—слабо. Следовательно, разница есть не только между лошадью и другими животными, но и между лошадьми различного темперамента и возраста.
Колики, как «болевой синдром», есть внешнее проявление висцеральных (вегетативных) болей, испытываемых животными при различных процессах. Деление колик на симптоматические, истинные и ложные не заслуживает внимания. Как «болевой синдром» различных заболеваний колики не могут быть симптоматическими и ложными. Выделение симптоматического симптомокомплекса не логично, а ложным «болевой синдром» не может быть потому, что выражение боли есть объективная реальность. Деление же на истинные и ложные колики по заинтересованным органам несерьезно, так как одинаковая клиническая картина получается при спазме гладкой мускулатуры кишечника, желчного пузыря, мочеточников и мочевого пузыря.
Колики—это синдром общего значения и относиться к нему нужно так же, как к отеку, одышке, желтухе и лихорадке, тем более, что диагностическое значение колик невелико. Правда, при известной осторожности колики можно использовать для дифференциальной диагностики при исключении определенной группы заболеваний, для которых несвойственны те или иные боли. Однако не следует забывать, что процесс может осложняться, и боли спазматические, схваткообразные могут комбинироваться с болями ганглионарными и перито-неальными. Так, например, капростаз может осложниться метеоризмом, и к ганглионарным болям присоединятся тогда боли спазматические. Дифференциация процессов в этом случае будет возможна только при тщательном клиническом исследовании больного и наблюдении за ним в течение некоторого времени.