Лабораторное занятие № 24 Органы сенсорной системы: развитие и строение органа слуха и равновесия
Микропрепараты:
1. Строение спирального органа. Г.–э.
Микропрепарат представляет срез височной части головы мыши. При малом увеличении в нём необходимо найти улитковый отдел слухового анализатора, расположенный в височной кости. Выбрать один из завитков улитки, в котором хорошо видны все структуры Кортиева органа.
При большом увеличении рассмотреть 2 лестницы – вестибулярную и барабанную и локализующийся между ними канал улитки, имеющий треугольную форму. Он отделён от барабанной лестницы базилярной мембраной, а от вестибулярной лестницы – рейснеровской мембраной. На базилярной мембране располагается спиральный (Кортиев) орган. Он состоит из опорных и сенсорных (волосковых) клеток.
Среди опорных клеток найти клетки-столбы, ограничивающие туннель, в котором проходят дендриты нейронов спирального ганглия, внутренние и наружные фаланговые клетки, на которых находятся внутренние и наружные волосковые клетки. Над волосковыми клетками расположена покровная мембрана, которая отходит от верхнего края лимба. Латеральная стенка канала улитки образована сосудистой полоской.
Зарисовать с большого увеличения один из завитков канала улитки со спиральным органом и обозначить учебные элементы.
2. Строение слухового гребешка. Г.–э.
При малом увеличении в одной из ампул найти слуховой гребешок. Рядом с ним в маточке располагается слуховое пятно. Вместе они входят в состав вестибулярного аппарата.
При большом увеличении найти базальную мембрану, на которой располагаются опорные клетки, а над ними находится второй слой волосковых клеток, цитоплазматические отростки которых – волоски (стереоцилии и киноцилии) погружены в купол слухового гребешка и в отолитовую мембрану слухового пятна.
Зарисовать С большого увеличения слуховой гребешок и обозначить учебные элементы.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы. Сделать обозначения:
Схема строения Кортиева (спирального органа) |
Схема строения слухового пятна (А) и слухового гребешка (Б) |
Обозначить: 1 - вестибулярная лестница; 2 - перепончатый лабиринт; 3 - барабанная лестница; 4 - базилярная пластинка; 5 - лимб; 6 - вестибулярная мембрана; 7 - покровная мембрана; 8 - внутренняя поддерживающая клетка; 9 - туннель; 10 - наружные поддерживающие клетки; 11 - клетки – столбы; 12 - внутренняя волосковая клетка; 13 - наружные волосковые клетки; 14 - сосудистая полоска; 15 – биполярный нейрон спирального ганглия; 16 – дендрит биполярного нейрона спирального ганглия. |
Б
Обозначить: __ - базальная мембрана; __ - опорные клетки; __ - волосковые клетки; __ - волоски; __ - кровеносный сосуд; __ - миелиновые нервные волокна; __ - афферентные нервные окончания; __ - отолитовая мембрана; __ - отолиты; __ - купол. |
Микропрепарат 1. Строение Спирального органа. Г.–э. |
Микропрепарат 2. Строение Слухового гребешка. Г.–э. |
Указать органную принадлежность клеток и их функциональное значение |
|
Обозначить: 1 - вестибулярная лестница; 2 - перепончатый лабиринт; 3 - барабанная лестница; 4 - базилярная пластинка; 5 - вестибулярная мембрана; 6 - покровная мембрана; 7 - внутренняя поддерживающая клетка; 8 - клетки–столбы; 9 - туннель; 10 - наружные поддерживающие клетки; 11 - внутренняя волосковая клетка; 12 - наружные волосковые клетки; 13 - спиральный ганглий; 14 - сосудистая полоска. |
Обозначить: 1 - купол гребешка; 2 - поддерживающие клетки; 3 - волосковые клетки; 4 - соединительнотканная основа слухового гребешка; 5 - нервные волокна; 6 - вестибулярный ганглий. |
А Б |
Обозначить: А -………………..… …..…………………; Б - ………………….. …..…………………. __ - ядро сенсорной клетки; __ - ядро поддерживающей клетки; __ - стереоцилии; __ - киноцилия; __ - пластинчатый комплекс; __ - цитоплазма; __ - афферентные нервные окончания; __ - микроворсинки поддерживающей клетки. |