Лабораторные работы
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Лабораторное занятие № 24 Органы сенсорной системы: развитие и строение органа слуха и равновесия

Микропрепараты:

1.  Строение спирального органа. Г.–э.

Микропрепарат представляет срез височной части головы мыши. При малом увеличении в нём необходимо найти улитковый отдел слухового анализатора, расположенный в височной кости. Выбрать один из завитков улитки, в котором хорошо видны все структуры Кортиева органа.

При большом увеличении рассмотреть 2 лестницы – вестибулярную и барабанную и локализующийся между ними канал улитки, имеющий треугольную форму. Он отделён от барабанной лестницы базилярной мембраной, а от вестибулярной лестницы – рейснеровской мембраной. На базилярной мембране располагается спиральный (Кортиев) орган. Он состоит из опорных и сенсорных (волосковых) клеток.

Среди опорных клеток найти клетки-столбы, ограничивающие туннель, в котором проходят дендриты нейронов спирального ганглия, внутренние и наружные фаланговые клетки, на которых находятся внутренние и наружные волосковые клетки. Над волосковыми клетками расположена покровная мембрана, которая отходит от верхнего края лимба. Латеральная стенка канала улитки образована сосудистой полоской.

Зарисовать с большого увеличения один из завитков канала улитки со спиральным органом и обозначить учебные элементы.

2.  Строение слухового гребешка. Г.–э.

При малом увеличении в одной из ампул найти слуховой гребешок. Рядом с ним в маточке располагается слуховое пятно. Вместе они входят в состав вестибулярного аппарата.

При большом увеличении найти базальную мембрану, на которой располагаются опорные клетки, а над ними находится второй слой волосковых клеток, цитоплазматические отростки которых – волоски (стереоцилии и киноцилии) погружены в купол слухового гребешка и в отолитовую мембрану слухового пятна.

Зарисовать С большого увеличения слуховой гребешок и обозначить учебные элементы.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы. Сделать обозначения:

Схема строения Кортиева (спирального органа)

Схема строения слухового пятна (А) и слухового гребешка (Б)

Схема строения Кортиева

 

Обозначить:

1 - вестибулярная лестница; 2 - перепончатый лабиринт;

3 - барабанная лестница; 4 - базилярная пластинка; 5 - лимб;

6 - вестибулярная мембрана;

7 - покровная мембрана;

8 - внутренняя поддерживающая клетка; 9 - туннель;

10 - наружные поддерживающие клетки; 11 - клетки – столбы;

12 - внутренняя волосковая клетка;

13 - наружные волосковые клетки; 14 - сосудистая полоска;

15 – биполярный нейрон спирального ганглия;

16 – дендрит биполярного нейрона спирального ганглия.

Схема строения слухового пятна Б

 

Обозначить:

__ - базальная мембрана;

__ - опорные клетки;

__ - волосковые клетки;

__ - волоски;

__ - кровеносный сосуд;

__ - миелиновые нервные волокна;

__ - афферентные нервные окончания;

__ - отолитовая мембрана;

__ - отолиты;

__ - купол.

 

Микропрепарат 1. Строение

Спирального органа. Г.–э.

Микропрепарат 2. Строение

Слухового гребешка. Г.–э.

Указать органную принадлежность клеток и их функциональное значение

 

 

 

 

Обозначить:

1 - вестибулярная лестница;

2 - перепончатый лабиринт; 3 - барабанная лестница; 4 - базилярная пластинка;

5 - вестибулярная мембрана; 6 - покровная мембрана; 7 - внутренняя поддерживающая клетка; 8 - клетки–столбы; 9 - туннель;

10 - наружные поддерживающие клетки;

11 - внутренняя волосковая клетка;

12 - наружные волосковые клетки; 13 - спиральный ганглий; 14 - сосудистая полоска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначить:

1 - купол гребешка;

2 - поддерживающие клетки;

3 - волосковые клетки;

4 - соединительнотканная основа слухового гребешка;

5 - нервные волокна;

6 - вестибулярный ганглий.

А

Б

Обозначить:

А -………………..… …..…………………;

Б - …………………..

…..………………….

__ - ядро сенсорной клетки;

__ - ядро поддерживающей клетки;

__ - стереоцилии;

__ - киноцилия;

__ - пластинчатый комплекс;

__ - цитоплазма;

__ - афферентные нервные окончания;

__ - микроворсинки поддерживающей клетки.