Обеззараживание железнодорожных вагонов. Вагоны после перевозки в них животных, продуктов и сырья животного происхождения подлежат обязательной санитарной обработке: их очищают, промывают горячей водой и в некоторых случаях дезинфицируют.
Для санитарной обработки вагонов на сети железных дорог МПС организованы промывочные пункты, дезинфекционно-промывочные пункты и дезинфекционно-промывочные станции (рис. 5), на которых оборудованы ветеринарно-санитарные пропускники, помещение для приготовления рабочих растворов, площадки для обработки вагонов, биотермического обеззараживания или печи для сжигания навоза, дезкамеры для обеззараживания спецодежды, соответствующая сеть канализации и сооружения для очистки и обеззараживания сточных вод.
Рис. 5. Примерный план-схема дезопромывочной станции (ДПС):
7—административное здание; 2—депо; 3— контрольный резервуар; 4— биофильтр; 5— приемный резервуар; 6— отстойник; 7—дезинфекторская; 8— ограждения; 5 — платформа второй категории; 10— железнодорожные пути; 11—котельная; 12— автомобильные дороги; 13—площадка первой категории; 14— платформа первой категории; 15— площадка второй категории
По первой категории обрабатывают вагоны после перевозки клинически здоровых животных, в том числе птиц, из благополучных пунктов; мяса, сырья боенского происхождения или сырья небоенского происхождения, но исследованного на сибирскую язву.
Вагоны тщательно очищают от навоза, мусора, остатков груза и промывают горячей водой (70...80 °С) под давлением 0,б.-.1,0 МПа до тех пор, пока стекающая жидкость не станет прозрачной.
По второй категории обрабатывают вагоны после перевозки в них животных, среди которых в пути следования или при выгрузке были обнаружены инфекционно-больные или трупы (за исключением случаев, указанных для вагонов третьей категории), а также сырья животного происхождения, загрязненного возбудителями инфекционных болезней, кроме спорообразующих микроорганизмов.
Вагоны очищают, промывают и тщательно дезинфицируют таким образом, чтобы каждая точка поверхности орошалась дезраствором не менее 4...5 раз.
По третьей категории обрабатывают вагоны после перевозки животных, среди которых в пути следования обнаружены больные сибирской язвой, эмкаром, сапом, столбняком, эпизоотическим лимфангитом, брадзотом, орнитозом птиц, подозреваемые в перечисленных заболеваниях или павшие от этих болезней, сырья небоенского происхождения и др.
В этом случае вагоны обрабатывают только на ДПС, оборудованных специальной системой очистных сооружений с термическим обеззараживанием сточных вод и печью для сжигания навоза и мусора.
В дезинфекционной практике все большее признание получает аэрозольный метод обработки.
Подготовка вагонов к дезинфекции аэрозолями такая же, как и при дезинфекции растворами. Дезинфицирующим раствором обрабатывают вагон однократно в дозе не более 100 мл на 1 м3 вагона с помощью генератора ТАН.
Обеззараживание вагонов-рефрижераторов. При обработке по первой категории из рефрижераторов удаляют остатки льда, соли, опилок и мусора, промывают вагоны горячей водой под давлением и затем дезинфицируют, так как обработка горячей водой, температура которой у стены вагона снижается до 40...50 °С, не очищает поверхности от плесневых грибов.
При обработке по второй категории рефрижераторы дезинфицируют однократно одним из следующих дезсредств:
Гипохлором или раствором гипохлорита кальция, содержащими 3 % активного хлора;
2%-м раствором формальдегида при расходе не менее 0,5 л/м2 и экспозиции 1 ч;
5%-м (по ДВ) раствором глутарового альдегида при расходе О 75 л/м2 и экспозиции 1 ч;
Препаратом Глак в 0,2%-й концентрации при расходе 0,5 л/м2 и экспозиции 3 ч.
По окончании обеззараживания рефрижераторы промывают горячей водой и просушивают.
Изотермические вагоны, в которых обнаружили мясо или другие грузы, пораженные плесенью, а также испорченные остатки мясных продуктов, после очистки и промывки дезинфицируют гипохлором или раствором гипохлорита кальция, содержащими 5 % активного хлора, или 4%-м глутаровым альдегидом из расчета 1л/м2. Через 1 ч после дезинфекции вагоны вторично промывают горячей водой и просушивают.
Рефрижераторы, в которых после обработки остался рыбный или другой посторонний запах, дезодорируют, промывая горячей водой с кальцинированной содой или другими моющими средствами, и орошают гипохлором или раствором гипохлорита кальция, содержащими 5 % активного хлора, из расчета 1 л/м2 площади. Раствор наносят двукратно с интервалом 30 мин. После второго нанесения двери плотно закрывают на 1 ч, затем все "обработанные поверхности промывают горячей водой и вагон просушивают.
Обеззараживание автомобильного транспорта. Автомашины после выгрузки животных, а также шкур, костей и другого сырья, перевозимого без упаковки, очищают и дезинфицируют 2%-м раствором формальдегида, 2%-м горячим раствором гидроксида натрия, гипохлором, растворами хлорной извести, гипохлорита натрия, содержащими 2 % активного хлора. В случае перевозки объектов, инфицированных высококонтагиозными, особенно вирусными, возбудителями, автомобили дезинфицируют в помещениях: сарае, пустом складе, гараже или под полиэтиленовой пленкой. Используют генераторы ДАГ, САГ или насадки ПВАН, ТАН. Во время дезинфекции двери машины должны быть открытыми, температура воздуха не ниже 10 °С, относительная влажность 60...80 %. Лучше всего применять формалин из расчета 20 мл/м3 воздуха.
Обеззараживание самолетов. Самолеты дезинфицируют после перевозки в них инфекционно-больных животных или сырья животного происхождения, доставленного из мест, неблагополучных по инфекционным болезням, а также после перевозки животных, зараженных паразитами, или инвазированного сырья животного происхождения. В обоих случаях наиболее пригодны растворы метилбромида (бромметана) и формальдегида в аэрозольном состоянии.