Статьи и исследования
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Архивная статья 1990 хх.

Содержание животных в условиях современных промышленных комплексов при высокой концентрации поголовья на малых площадях приводит к резкому снижению резистентности организма и, как следствие, развитию у них различных видов патологии.

В настоящее время, при явно снизившейся эффективности медикаментозных средств при незаразных болезнях необходимо изыскание новых методов, способствующих повышению неспецифической резистентности организма. К факторам направленного воздействия на больное животное относятся методы патогенетической терапии, положительное влияние которых на организм больного подтверждено многими исследователями (А. А. Стекольников, 1984; Н. К. Коровин, В. И. Зайнчковский, 1986; Э. И. Веремей, 1987; И. Ф. Горлов, 1988; Г. М. Нгареджимти, 1988; Н. Я. Начатое, 1972; А. В. Лебедев, 1979).

Цель данной работы — изучение эффективности применения облученной ультрафиолетовыми лучами крови, электроаналгезии, оксигенотерапии, протео-литических ферментов и новокаиновой блокады при лечении и профилактике респираторных болезней у 2100 телят и 1500 поросят в условиях трех животноводческих комплексов.

Облучение крови проводили с помощью аппарата МД-73 В, разработанного Государственным оптическим институтом им. С. И. Вавилова и аппарата, изготовленного на кафедре общей и частной хирургии Ленинградского ветеринарного института.

У животных 4—5-месячного возраста брали по 500 мл крови, стабилизировали ее 5 %-ным раствором натрия цитрата, пропускали через кварцевую кювету, облучаемую ртутно-кварцевой лампой ДРБ-8, энергия излучения которой в основном сосредоточена в диапазоне 253,7 нм. Облученную кровь вводили внутримышечно в области крупа из расчета 0,5 мл на

1 кг массы тела 1 тыс. бычков 20—40-дневного возраста и 1400 поросят-сосунов на 2— 3-й день жизни.

Электроаналгезию применяли при лечении 200 телят, больных бронхопневмонией. Посредством аппарата ГИ-1 на животных воздействовали в течение 8—10 мин прямоугольным импульсным током частотой 100 Гц при длительности импульсов 0,1—0,2 мс и силе тока 25—50 мА. Электроды накладывали на основание ушных раковин через марлевые прокладки, смоченные 0,85 %-ным раствором натрия хлорида. Напряжение подавали резко до остановки дыхания и появления общего мышечного спазма, через 20—30 с его снижали до нормальных параметров. При этом у животных наступали общая релаксация мускулатуры, учащение и углубление дыхания, увеличивались частота и сила сердечных сокращений. Через 3—5 мин после отключения тока у телят восстанавливались ориентировка в пространстве и нормальное поведение.

При проведении оксигенотерапии брюшную полость животных (200 телят и 100 поросят) наполняли кислородом под давлением 0,1—0,2 атм из расчета 25 мл кислорода на 1 кг массы. Кислород вводили двукратно с интервалом 3—4 дня посредством стандартного кислородного аппарата, снабженного редуктором и манометром с чувствительностью шкалы 0,05 атм. Верхний предел физиологического давления в брюшной полости составлял 0,2 атм.

С профилактической и лечебной целями 500 больным телятам интратрахеально и внутримышечно вводили бактериальную эндонуклеазу в дозе 25 мг животному. В качестве растворителя использовали 0,5 %-ный раствор новокаина. Перед каждой обработкой и после нее животных клинически обследовали. При внутритрахеальном введении эндонуклеазы поведение животных не изменялось, при внутримышечном в некоторых случаях отмечали мышечную дрожь и одышку.

Блокаду грудных внутренностных нервов и симпатических стволов проводили 200 телятам в четвертом межреберье у места пересечения каудовентрального края лопатки с передним краем пятого ребра. Практически эта точка находится при отведенной вперед конечности в месте пересечения горизонтальной линии, проведенной от каудального угла лопатки, с линией заднего края трехглавой мышцы плеча. Волосы в месте вкола иглы выстригали, кожу обрабатывали спиртовым раствором йода или йодированным спиртом. Иглу длиной 8—10 см и толщиной 1,25— 1,5 мм вкалывали перпендикулярно к коже через длинную головку трехглавой мышцы плеча. Не меняя направления, иглу продвигали до упора в тело позвонка. Иглу вкалывали как можно ближе к названным краям лопатки и ребра, чтобы не было отклонения ее конца от тела позвонка, а также беспокойства животного в результате раздражения четвертого межреберного нерва. Критерием правильности положения иглы служил упор ее в

Тело позвонка. Телятам вводили 10—20 мл 0,5 %-ного раствора новокаина.

Контрольные группы формировали по принципу аналогов в секциях, укомплектованных в те же сроки.

Результаты опытов оценивали по срокам выздоровления животных, сохранности и приросту массы тела.

О состоянии неспецифической резистентности организма судили по лизоцимной и фагоцитарной активности сыворотки крови, фагоцитарному индексу.

После применения комплекса мероприятий заболеваемость телят бронхопневмонией снизилась на 35 %, количество животных с тяжелыми формами течения болезни — на 40 %, сохранность животных повысилась на 10—15 %, сроки выздоровления животных сократились на 32 %, среднесуточный прирост массы у телят увеличился на 21 г, у поросят — на 42 г.

В результате патогенетического воздействия в организме животных развивалась ответная реакция, сопровождающаяся повышением факторов неспецифической резистентности. Лизоцимная активность сыворотки крови повышалась на 60 %, фагоцитарная активность нейтрофилов на 80 %, бактерицидная активность сыворотки крови в 2,1 раза.

Общий экономический эффект по трем хозяйствам составил 53 тыс. руб.

С целью профилактики и лечения у телят и поросят респираторных болезней незаразной этиологии рекомендуем однократную внутримышечную инъекцию крови, облученной ультрафиолетовыми лучами, в дозе 0,5 мл на 1 кг массы тела, а также внутрибрюшинное введение кислорода из расчета 25 мл на 1 кг массы, интратрахеальное однократное применение протеолитического фермента — бактериальной эндонуклеазы — 25 мг животному, проведение электро-аналгезии в течение 8—10 мин и новокаиновой блокады грудных внутренностных нервов и симпатических стволов.

Б. А. БАШКИРОВ, А. В. ЛЕБЕДЕВ, Б. С. СЕМЕНОВ, А. И. ФЕДОРОВ Ленинградский ветеринарный институт