Статьи и исследования
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Некробактериоз — инфекционная болезнь, известная под различными названиями с середины XIX и была зарегистрирована сначала у овец и позднее у животных других видов; распространена повсеместно, на всех континентах, восприимчивы домашние животные всех видов, многие дикие животные и птицы, в том числе болеет и человек, но степень восприимчивости у различных видов неодинаковая.

На протяжении XX в. некробактериоз существенно эволюционировал, изменились и наши представления о сущности заболевания. В первые десятилетия XX в. на основе ранних работ (Я. Р. Коиленко, А. А. Волковой и др.) сложилось мнение, что некробактерии проявляется спорадически или в виде небольших эпизоотических вспышек у животных различных видов, чаще у мелкого рогатого скота, свиней, лошадей, и протекает с поражением различных внутренних органов, кожи и копыт. Позднее, в 70—80-е годы, заболевание стало представлять собой едва ли не наибольшую проблему в молочном и мясном скотоводстве России, и практически всех экономически развитых регионах страны превратилось в массовую болезнь КРС (молочных коров и быков на откорме), протекающую в основном в копытной форме. Распространению некробактериоза способствовали, с одной стороны, создание крупных животноводческих комплексов и, следовательно, большая концентрация поголовья на ограниченных территориях, а также технические изъяны в содержании животных; а с другой — массовое улучшение породного состава скота — «голштинизация», выражавшаяся в массовых закупках высокопродуктивного скота за рубежом. В результате того, что появились новые, ранее не встречавшиеся штаммы (серотипы) возбудителя болезни, и вследствие многократного пассажа возбудителя на ослабленных, слабо устойчивых животных, инфекция распространилась на ранее благополучные хозяйства. Таким образом, за последние 20...25 лет заболеваемость КРС некробактериозом, когда-то очень низкая, вышла в структуре инфекционной патологии у этих животных на одно из первых мест. В последнее десятилетие XX в. заболеваемость несколько уменьшилась, но в настоящее время регистрируют вновь почти забытые кожные и внутренние формы болезни, в хозяйствах стали циркулировать более вирулентные штаммы (что, возможно, связано с закупками скота за рубежом), снизилась первоначальная высокая эффективность вакцинации, что требует новых усилий в решении проблемы.

Таким образом некробактериоз как болезнь вышел на новый ниток эволюции, имеет тенденцию к распространению, угрожает большими экономическими потерями животноводству, и перспективы на его ликвидацию в ближайшее время сомнительны.

Эволюция прионных инфекций. Старейшая из известных ныне прионных инфекций — скрепи овец — зарегистрирована в Великобритании уже более 250 лет (первое ее описание датируется 1738 г.). Долгое время возбудитель скрепи циркулировал только среди МРС. Причиной преодоления прионами видовых барьеров на территории Великобритании послужили техногенные факторы: в настоящее время известно, что заболевание может передаваться почти исключительно по кормовой цепи (возбудитель не передается от больного животного здоровому, заражение происходит только при поедании контаминированного корма).

Во второй половине XX в. в Великобритании усиленно развивались овцеводство и скотоводство. С одной стороны, благодаря тому, что возросло поголовье овец, увеличился объем переработки на мясокостную муку субпродуктов, включая головы; с другой — что бы увеличить производство молока, пришлось перейти на новую технологию с более ранним отъемом телят и их интенсивным откормом с использованием мясокостной муки.

Кроме того, с середины 70-х годов на утильзаводах страны были введены режимы утилизации сырья животного происхождения, при которых прионы уже не уничтожались, в результате чего почти моя мясокостная мука оказалась контаминированной. Применение и течение 10 лет в рационах КРС кормов, содержащих прионы скрепи, привело к накоплению последних в организме животных и в итоге к тому, что заболевание появилось и у КРС (оно было зарегистрировано как новая нозологическая единица «губчатая энцефалопатия» в 1986 г., хотя косвенные данные свидетельствуют о более раннем ее проявлении).