Статьи и исследования
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.25 (2 Голоса)

Резвость, как критерий работоспособности, обусловлена не только наследственностью, но и рядом факторов среды, таких как кормление, тренинг, качество дорожки ипподрома, на котором испытывается лошадь, и, наконец, способностями наездника, в чьих руках лошадь проходит испытания. В связи с этим резвость имеет невысокий уровень генетической наследуемости: примерно 30% зависит от генетической изменчивости, остальное – от факторов среды.

Тем ни менее, не смотря на низкий уровень генетической изменчивости, необходимо наблюдение не только за тем, какую резвость показывают испытываемые животные, но и сопоставление резвости с линейной принадлежностью лошади.

На 1.01.2005 года в орловской рысистой породе насчитывалось 11 линий. За последние 5 лет производящий состав конных заводов пополнили молодые производители – представители практически «ушедших в матки» линий. В Алтайский конный завод был введен жеребец-производитель Лукомор 2.06,3, р. 1993 г. (Картежник - Лаплата, дочь Первача) линии Воина; в Кемеровский конный завод – представитель линии Корешка Крокет 2.08,0 р. 1995 г. (Ковбой-Княгиня, дочь Галопа).

Цель нашей работы: проследить изменение резвости лошадей от родоначальника до современных представителей существующих линий и выявить закономерности этих изменений.

Линия Пиона быстро формировалась и распространилась в породе в связи с использованием замороженного семени этого жеребца почти во всех конных заводах, разводящих орловского рысака. Пион оказался препотентным производителем и дал небывалое для орловской породы количество рысаков резвостного класса 2.10 и 2.05. Причем в классе 2.10 количество его потомков составило 124 головы, а в классе 2.05 — 16. Несмотря на небольшое снижение резвости представителей данной линии в последние годы, линия прогрессирует. Ухудшение резвостных показателей связано с грубыми нарушениями технологий содержания, кормления, тренинга и испытаний лошадей. Но по-прежнему именно эта линия, как и раньше, занимает лидирующее положение в породе.

Линия Пилота. В этой линии выделяют несколько ветвей: Пустяка, Птенца, Подвига и Перепела. В ветви Пустяка наиболее интересным оказался жеребец Жар, от остальных резвого потомства получено не было. Подвиг, сына Пилота, создал мощное ответвление через своих сыновей Перепела и Красавчика, и сейчас в основном их потомками представлена данная линия. Ветвь Перепела просуществовала всего два поколения и ценных производителей и маток из нее не получили. Ветвь Птенца просуществовала три поколения и «угасла» в наши дни не потому, что не было и нет достойных представителей, а потому что специалисты обошли ее вниманием.

Линия Улова через свою основную ветвь Болтика (которая в настоящий момент перешла в самостоятельную линию) прогрессирует. В линии Болтика особо выделяют ветвь Кубика, представители которой получили наибольшее распространение в породе, так как скороспелы, резвы и могут конкурировать с лошадьми линии Пиона.

Линия Исполнительного выделилась из линии Отбоя. Ее представители достаточно резвы, хотя, по призовым способностям и уступают потомству Пиона. Если этой линии не уделить должного внимания, она может «уйти в матки».

Линия Успеха «уходит в матки». Три последних, заслуживающих внимания, представителя этой линии не используются. Только один жеребец Покрас использовался всего 4 года, жеребцы Потомок и Лимб дали посредственное потомство.

Линия Барчука в целом прогрессирует, но если не уделить ей должного внимания она «уйдет в матки» из-за практического отсутствия продолжателей линии.

Линия Ветерка продолжается через жеребца Пролива и образует две ветви: Пингвина и Квадрата. Ветвь Пингвина знаменита своими матками. Ветвь Квадрата дала как ценных жеребцов-производителей, так и маток. Например, в Московском конном заводе №1 от 26 дочерей Квадрата получили 38 рысаков класса 2.10 и 11 производителей. Линия прогрессирует.

Линия Ветра. Два потомка этой линии - Вспыльчивый и Первач, стали продолжателями линии. Их потомство по резвости уступает только потомству Пиона и превосходит потомство Квадрата, Отклика, Успеха. От Вспыльчивого было получено 8 жеребцов-производителей. Линия прогрессирует.

Линия Отбоя. Из этой линии выделились самостоятельные линии Пиона и Исполнительного. Также выделяется в линию Ветвь Отклика, давшая 11 производителей и ценных маток. Также интересна ветвь Корсара через Ивняка-Персида-Иппика. Эта ветвь очень ценная, но ей уделяется мало внимания. В целом линия прогрессирует.

Линия Корешка. Эта линия была наиболее распространена в начале 20 века. В 20-30 гг. прошлого столетия с этой линией работали большинство заводов, но к 30-ым годам она стала неконкурентоспособной. Из-за сильно выраженного упряжного типа данная линия стала проигрывать по призовым способностям потомству более «резвых» линий. В настоящее время продолжателей линии нет и линия практически «ушла в матки», несмотря на явный прогресс резвости.

Линия Воина в настоящее время продолжается через Посола и его резвых сыновей - Морского Прибоя и Риона, которые дали резвое потомство, о чем свидетельствует явный прогресс резвости представителей этой линии, но селекционеры, увлеченные потомством Пиона, не уделили им должного внимания. В настоящее время остался лишь один жеребец производитель этой линии, и она практически «ушла в матки».

При анализе резвости представителей рассматриваемых линий были сделаны следующие выводы:

1.  Средняя резвость жеребцов-производителей, используемых в крупных хозяйствах и заводах равна 2.07,3.

2.  В 2003 году при испытаниях 31 представитель орловской рысистой породы вошел в резвостной класс 2.10 и резвее. На первом месте стоит линия Пиона – 15 голов, на втором – линия Пролива (5голов), на третьем и четвертом соответственно линии Отбоя (4 головы) и Улова (3 головы). В линии Пилота – 2 головы, в линиях Успеха и Воина – по одной голове.

3.  Наиболее резвая линия Пиона, широко распространенная в породе с 80-х годов прошлого столетия, оказала большое влияние на улучшение резвости орловцев, но в настоящее время по ряду объективных и субъективных причин уже не оказывает столь значительного влияниия на породу.

4.  В настоящее время в линейной структуре производящего состава орловской рысистой породы наряду с «резвыми» линиями Пиона, Пилота, Улова, Ветра, Отбоя, возрождаются ранее не востребованные «тихие» линии Успеха, Барчука, Воина, Корешка.

5.  В начале 21 века в орловской рысистой породе обозначились в селекционно-племенной работе представители некоторых линий, ранее считавшихся «ушедших в матки». Причем представители их обладают не только выраженным типом орловского рысака, но и показывают высокие резвостные способности.

Таким образом, орловская рысистая порода лошадей заслуживает пристального внимания специалистов не столько из-за явного прогресса в резвости, сколько из-за резкого сокращении численности поголовья. Недопустимо низкое количество жеребцов в некоторых линиях требует тщательно продуманной племенной работы, направленной не только на сохранение поголовья, но и на расширение линейной структуры и накопление резвостного потенциала без утери присущего для орловцев типа и особенностей экстерьера.

Малая Л. Ю.