Элементы педагогического менеджмента в процессе подготовки специалиста ветеринарной медицины

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

На тему: «Элементы педагогического менеджмента в процессе подготовки специалиста ветеринарной медицины»

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

1. Элементы педагогического менеджмента в ходже проведения семинара……………………………………………4

1.1. Организация и проведение традиционного семинара при подготовке специалиста ветеринарной медицины………………………………………………….4

2. Элементы педагогического менеджмента в формах активного обучения специалистов……………………………..9

2.1. Анализ конкретной ситуации…………………………………….…9

2,2. Элементы педагогического менеджмента в ходе проведения профессиональной игры………………………………9

2.3. Элементы педагогического менеджмента в ходе организации выездного семинара (деловой поездки) по эпизоотологии…………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………17

ВВЕДЕНИЕ

Качественное развитие общества, характеризующегося компетентным управлением всеми социальными (политическими, экономическими, педагогическими и т. д.) процессами, выдвигает задачу повышения уровня подготовленности специалистов всех звеньев. Остаточный принцип, который продолжает доминировать в деле обучения специалистов, особенно будущих, наносит непоправимый ущерб, проявляется «провалом» в разработке и реализации различных реформ. Назрела необходимость широкого, коренного преобразования всей традиционной системы обучения.

В настоящее время под педагогическим менеджментом в обучении мы понимаем целенаправленную педагогическую деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов. Уже первые шаги использования элементов педагогического менеджмента свидетельствуют о том, что опора на названные элементы помогает руководителю существенно изменить взгляды на свою педагогическую деятельность, повышает качество и результативность обучения специалистов.

В процессе подготовки врача ветеринарной медицины, в частности по дисциплине «Эпизоотология и инфекционные болезни сельскохозяйственных животных», будущий специалист приобретает систему знаний и навыков, необходимых для его практической деятельности. Традиционные формы обучения в виде лекций, лабораторно-практических занятий, учебной и производственной практик не в полной мере отвечают современным требованиям. Молодой специалист, врач ветеринарной медицины, неплохо знает теоретические вопросы, но слабо ориентируется в конкретных эпизоотических ситуациях, встречающихся на производстве. Наиболее приемлемыми формами подготовки специалиста в данной отрасли является использование активных методов обучения на практических занятиях, в частности проведение профессиональной игры и организация деловой поездки (выездного семинара)

1. Элементы педагогического менеджмента в ходже проведения семинара

1.1. Организация и проведение традиционного семинара при подготовке специалиста ветеринарной медицины.

Педагогическая практика позволяет выделить три основных типа семинаров, принятых в высшей школе:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы.

3. Семинар или спецсеминар исследовательского типа с независящей от лекции тематикой по отдельным частным проблемам для углубленного их изучения.

Основные функции традиционного семинара – это познавательная, воспитательная и функция контроля.

1. Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со студентами, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала со стороны слушателей, закрепляет и расширяет знания.

2. Воспитательная, осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь субъекта и объекта воспитания, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы и изучения индивидуальных особенностей студентов.

3. Функция контроля: уровня знаний студентов, качества их самостоятельной работы.

Подготовка слушателей к семинару практически начинается с лекции.

Как правило, лекция и семинар отдалены друг от друга 1-2 неделями. За это время слушатели имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу.

Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы слушателей. При подготовке к практическому занятию по эпизоотологии, примерно за 3-5 дней до семинара для беседы приглашается определенная группа студентов для выяснения, как они разобрались в изученной литературе, инструкциях, наставлениях и др. В необходимых случаях даются методические советы.

Обычное практическое занятие начинается вступительным словом преподавателя. Оно рассчитано на 5-10 минут и не дублирует, того, что было сказано в период подготовки занятия. Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и значение изучаемой темы. Обращает внимание участников семинара на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в обсуждении которых должны принять все слушатели. Нацеливает слушателей на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с практикой, производством и опытом. Указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности. Обычно излагается эпизоотическая ситуация по изучаемому инфекционному заболеванию.

После чего, выясняет, все ли слушатели готовы к занятию.

После вступительного слова преподавателя обычно следует доклад одного из студентов. Доклад посвящается, как правило, одному из важнейших теоретических вопросов. Вместе с тем иногда рекомендуется отдельным слушателям готовить специальные выступления по сложным вопросам. Наиболее подготовленные студенты выступают с обзором журнальных и газетных статей: «Ветеринарна медицина України», «Здоров’я тварин та ліки», «Тваринництво» «Ветеринарная газета» и др. по теме занятий.

Наиболее распространенная ошибка многих выступающих с докладом – это чтение по тексту. Оно снижает интерес слушателей, ослабляет контакт с докладчиком, мало помогает выработке навыков публичного выступления.

После выступления докладчика ему могу быть заданы вопросы. Вопросы должны относится непосредственно к теме доклада и семинара. Некоторые вопросы, по усмотрению преподавателя, выносятся на обсуждение группы, а на некоторые вопросы отвечает сам.

Если докладчик на какие-то вопросы не может ответить, они ставятся на обсуждение группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя они получают свое разрешение.

Порядок обсуждения доклада не всегда одинаковый. На некоторых практических занятиях обсуждение доклада проходит не отдельно, а вместе с остальными вопросами занятия. К обсуждению следующего вопроса, студенты переходят только после полного разбора предыдущего.

Для того, чтобы правильно в методическом отношении подойти к организации обсуждения вопросов, надо хорошо знать слушателей, степень их подготовки, особенности каждого.

В некоторых случаях слово при обсуждении дается тому, кто первым поднял руку. Но чаще всего, первое слово дается тому, кто слабее подготовлен, реже выступает. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.

В целом, довольно широко практикуются выступления добровольные, но не исключаются и выступления по вызову преподавателя. Это делается тогда, когда нет желающих выступить или когда преподаватель решил проверить подготовку отдельных студентов, вовлечь их в обсуждение проблемы.

Выступление на занятии не превышают 10-15 минут. Нужно учить студентов излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно.

Иногда слушатели выступают по заранее «облюбованному» им вопросу. Такие выступления допускаются лишь при условии, что слушатель готов по всем другим вопросам.

Вмешательство преподавателя в обсуждение вопросов при выступлении студентов допускается в случаях, когда нужно сразу же поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку, если выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса.

Без особой необходимости не рекомендуется останавливать или поправлять выступающего. Чаще всего ошибки вскрываются коллективно. Иногда задается уточняющий, дополнительный, наводящий вопрос.

Практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам или в случае ошибки в выступлении, неточностей.

Важно, чтобы дискуссия не сбивалась с главных вопросов на второстепенные.

В ходе проведения практического занятия у студентов возникает много вопросов. Важно использовать их для развития активного обсуждения темы. Не всегда выгодно и методически правильно отвечать на возникшие вопросы в заключительном слове.

На занятии преподаватель должен работать в первую очередь со всей группой, а не с отдельными студентами, не злоупотреблять диалогом, соблюдать педагогический такт.

Для проведения занятий по эпизоотологии активно используются ТСО, наглядные пособия, слайда, атласы и др.

Заключительное слово преподавателя обычно содержит:

-  характеристику подготовленности группы к практическому занятию и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки;

-  анализ доклада и выступлений, дополнение и углубление содержания рассматриваемых вопросов;

-  всесторонний анализ доклада;

-  рекомендацию докладчику творчески подходить к теоретическим положениям, связывать и с практикой и производством;

-  учет пропагандистского мастерства, умения установить контакт с аудиторией, форм изложения, логичности мысли, убедительности и яркости речи;

-  оценку самостоятельной разработки доклада.

При разборе выступлений обязательно говорится о степени их активности, отмечаются те, кто выступал впервые или редко выступает, кто отмалчивался на предыдущих занятиях.

Указывается, насколько остро умеют реагировать участники семинара на неточные или ошибочные выступления, правильно ли ставились вопросы докладчику, насколько глубоко изучен и обсужден материал темы занятия.

Преподаватель исправляет допущенные в ходе занятия и не замеченные слушателями неточности и ошибки, обязательно дает правильное, научное толкование вопроса.

Раскрывает содержание тех вопросов, которые ставились, но не получили должного освещения.

Отвечает на вопросы, которые по его предложению задаются студентами перед заключительным словом. При разборе выступления недопустимо распекание выступающих, унижение их достоинства.

Заключительное слово завершается выводами по теме практического занятия и методическими советами по дальнейшей самостоятельной работе.

Продолжительность заключительного слова при 4-х часовом семинаре 20-25 минут.

2. Элементы педагогического менеджмента в формах активного обучения специалистов

2.1. Анализ конкретной ситуации

В процессе подготовки врача ветеринарной медицины – эпизоотолога, эффективно используется метод анализа конкретной ситуации. Данный метод заключается в том, что в учебном процессе преподавателем создаются конкретные проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики. От обучаемых требуется глубокий анализ ситуации и принятие соответствующего оптимального в данных условиях решения.

2,2. Элементы педагогического менеджмента в ходе проведения профессиональной игры

С целью развития у студентов профессионального мышления и получения необходимых навыков ориентации в различных эпизоотических ситуациях, назрела необходимость ввести в учебный процесс при изучении раздела «Частная эпизоотология» решение ситуационных задач профессиональные игры.

Профессиональные игры предназначены для развития творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач.

Профессиональная (деловая) игра – это в определенном смысле репетиция элементов профессиональной деятельности выпускника.

Слушатель, играя в свою будущую деятельность, приучается учитывать совокупность реальных сил, обстановку, интересы отдельных лиц, зримо представлять себе ролевые функции в различных ситуациях.

Например, проводится деловая игра по теме «Диагностика, профилактика и оздоровление хозяйств от туберкулеза в условиях отдельного хозяйства и районов в целом». Игра рассчитана на 6 часов аудиторной и 4 часа самостоятельной работы студентов.

В процессе игры студенты выступают в роли ветеринарных специалистов, начиная от фермы, хозяйства и заканчивая различными ветеринарными учреждениями района. На одну должность назначается 2-3 студента. Занятие проводят два преподавателя, один из них выполняет обязанности главного врача ветеринарной медицины района (он же руководитель игры), другой директора государственной лаборатории ветеринарной медицины.

Предварительно преподаватели сообщают студентам сведения о состоянии животноводства в хозяйствах, знакомят с эпизоотической ситуацией, условиями содержания животных, обеспеченностью хозяйств кадрами специалистов, информируют о наличии биопрепаратов, диагностикумов, моющих и дезинфицирующих средств.

В подготовительный период студенты изучают учебную и справочную литературу, нормативные документы: инструкции, наставления, рекомендации, Закон о ветеринарной медицине и др., составляют конспекты в соответствии с конкретными задачами и разрабатывают план работ применительно к разыгрываемой роли.

Занятие проводится как инструктивное и производственное совещание в районе с воспроизведением отдельных, наиболее важных производственных работ специалистов в условиях хозяйств. Студенты рассматривают и утверждают план ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий.

В условиях игры студенты «выполняют» разнообразную работу. Например, ставится задача решить вопрос об использовании молока в конкретном хозяйстве, неблагополучном по туберкулезу, или организовать вынужденный убой животных, реагирующих на туберкулин и др.

Студенты готовят материалы для бесед с доярками по гигиене ручного и машинного доения, по проведению санитарного дня на ферме, решают вопросы снабжения ферм необходимыми на их взгляд зооветтоварами, взаимоотношений с медицинской службой и т. д.

В ходе занятий преподаватель дает вводные данные, содержание которых ранее студентам были не известны. Например, предлагает решить такую задачу: в хозяйстве, неблагополучном по туберкулезу, вышел из строя пастеризатор, ремонт займет два дня. Как следует использовать молоко? Через 5-7 минут студент дает обоснованный ответ, при этом он должен доложить о случившемся руководству ветеринарной службы района, рассказать о характере переговоров с директором молокозавода, какие вопросы он поставил перед администрацией хозяйства и как они должны быть решены.

Для того, чтобы решить задачу, студент должен хорошо знать эпизоотологию, клинические признаки и патологоанатомические изменения сходных инфекционных болезней, т. е. хорошо знать дифференциальную диагностику. Только правильно поставив диагноз, студент может решить и другие вопросы, касающиеся лабораторных исследований, разработки мероприятий по ликвидации вспышки инфекционной болезни, выбора необходимых биопрепаратов, дезинфектантов и лекарственных средств.

В процессе эпизоотологической задачи студенту необходимо самостоятельно составить целый ряд документов: сопроводительные к патологическому материалу, отправлению сыворотки крови животных в лабораторию ветеринарной медицины, решений о наложении и снятии карантина или ограничений, конкретные календарные планы мероприятий по ликвидации инфекционной болезни с указанием сроков и ответственных за его выполнение лиц.

Действие играющих, их решение, результаты работы оценивают сами студенты, а при подведении итогов в конце занятий – преподаватель.

Кафедра располагает комплектом ситуационных задач по болезням общим для нескольких видов животных, по болезням жвачных, свиней, молодняка и птицы, в т. ч. опаснейших зооантропанозов.

Профессиональные игры и решение ситуационных задач поднимают активность студентов и вызывают особый интерес к знаниям. Они убеждают студента в необходимости комплексного подхода к решению производственных задач. Часть занятия проводится в виде производственного совещания, что позволяет студенту получить навыки коллективной выработки решения.

Обзор литературных источников и собственный опыт показал, что при применении деловых игр в учебном процессе:

-  повышается интерес к учебным занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе;

-  растет познавательность в процессе обучения, характеризующаяся тем, что обучаемые получают и усваивают большое количество информации, основанных на примерах конкретной действительности, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия решений;

-  положительно влияют на отношение обучаемых студентов к учебному процессу и другим формам занятий;

-  изменяются, и нередко существенно, отношение обучаемых к тем конкретным ситуациям, которые были предметом деловой игры, да и к людям, служившим персонажем в игре;

-  изменяются самооценки обучающихся, они становятся более объективными, а, кроме того в ряде случаев меняются оценки возможностей человеческого фактора;

-  изменяются в лучшую сторону взаимоотношения обучаемых и преподавателей, причем это относится не только к преподавателям, проводящим профессиональные игры, но и к преподавателям многих дисциплин, знание которых помогает успешному участию в играх и проведению последних.

2.3. Элементы педагогического менеджмента в ходе организации выездного семинара (деловой поездки) по эпизоотологии

Деловая поездка предполагает организацию выездных занятий для проведения их в реальной обстановке.

Такие занятия необходимы для получения обучаемыми конкретных наглядных представлений, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Затем детали, отдельные части данного конкретного процесса изучаются аудиторно подробным образом.

Важным звеном в подготовке врача ветеринарной медицины является проведение занятий в условиях, приближенных к производственным. Особое внимание уделяется получению студентами навыков ориентации в различных эпизоотологических ситуациях, принимать правильные решения по диагностике, лечению животных, организации противоэпизоотических мероприятий. Трудности в организации учебного процесса заключаются в том, что:

1 – типовая программа ориентирована на проведение противоэпизоотической работы в коллективных сельскохозяйственных предприятиях и комплексах с большим поголовьем;

2 – отсутствует инфекционная клиника;

3 – на лабороторно-практических занятиях нет возможности продемонстрировать студентам больных животных;

4 – отсутствуют современные учебники, учебные пособия, практикумы, учебные кинофильмы;

5 – трудно организовать научно-исследовательскую работу студентов и др.

До 1997 г основной базой для проведения деловых поездок по эпизоотологии были животноводческие фермы учхоза «Коммунар» Крымского ГАУ. Однако, в связи с реформированием сельскохозяйственного производства, проведение практики на крупных фермах не обеспечивает практической подготовки студентов для работы в фермерских, индивидуальных и других хозяйствах с различной формой собственности. Поэтому, с 1998 г в качестве учебных баз стали использовать фермы КСП «Гвардейское», частично КСП «Пригородный», а также животных принадлежащих частному сектору г. Симферополя, пос. Молодежное, пос. Гвардейский, с. Солнечное и др.

Это позволило студентам (под контролем преподавателя) проводить полное эпизоотологическое обследование хозяйств различающихся по деловым и экономическим связям, их видовому и возрастному составу. Такой подход дал возможность выявлять наиболее часто встречаемые нарушения правил и норм содержания животных, устанавливать возможные источники возбудителей инфекции, границы неблагополучных пунктов и угрожаемых зон и др., а также в большем количестве использовать здоровых и больных животных для изучения клинических показтелей и отработки диагностических приемов при инфекционных заболеваниях у разных видов животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади, домашняя птица и мелкие животные). Студенты принимают непосредственное участие в проведении массовых профилактических противоэпизоотических мероприятий, таких как: взятие крови для лабораторно-диагностических исследований, аллергические исследования (туберкулинизация, маллеинизация), вакцинация животных. Студентам предоставляется возможность более активно принимать участие в проведении дезинфекции животноводческих помещений, согласно календарному плану ветеринарных мероприятий, что позволяет им приобретать опыт в расчете и приготовлении растворов дезинфицирующих средств в различных количествах и концентрациях, определять эффективность дезинфекции.

Перед началом практического занятия со студентами проводится инструктаж и выдаются индивидуальные задания на выполнение научно-практической работы. Примером таких заданий может быть выявление источников возбудителя инфекции; испытание различных методов диагностики и сопоставление полученных результатов, например, анализ результатов серологических и аллергических исследований; определение эффективности лечения животных, больных инфекционными заболеваниями и др.

На протяжении выездного занятия, по мере выполнения задания, студенты делают соответствующие выводы и конкретные предложения в каждом отдельном случае. По окончании, на всю проделанную работу составляется необходимая документация - акты, сопроводительные письма, описи животных и др., которые в дальнейшем анализируются на практических занятиях по эпизоотологии при изучении соответствующих разделов.

Проведение выездных лабораторно-практических занятий по эпизоотологии на базе хозяйств с различными формами собственности повышает интерес и активность у студентов. Обеспечивает более высокую профессиональную подготовку специалистов ветеринарной медицины в оценке эпизоотического состояния хозяйств, диагностических и лечебно – профилактических мероприятий с учетом условий связанных с реформированием сельского хозяйства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атамась В. А. Состояние и перспективы улучшения учебного процесса курса «Эпизоотология и инфекционные болезни» в вузах Украины // Перспективы улучшения учебного процесса по курсу эпизоотология / Материалы Международного симпозиума. – Кишинев, 1998. – С. 9-10.

2. Барабаш А. Ф., Кузнецов Ю. А., Куценко Ю. П. Решение ситуационных задач и деловые игры на занятиях по эпизоотологии // Материалы учебно-научно-методической конф. профессорско-преподавательского состава «Совершенствование содержания образования в Крымском государственном аграрном университете». - Симферополь, 1997. – С. 27-29.

3. Барабаш А. Ф., Хлевной А. К., Куценко Ю. П. Деловые игры как фактор интенсификации учебного процесса по эпизоотологии // Сб. науч. тр. Витебской государственной академии ветеринарной медицины: Материалы III междунар. научно-практической конф. –Том 35. – Витебск, 1999. – С. Ч.2. – С. 45-47.

4. Барабаш О., Хлівний О. Комплексні ділові ігри на заняттях з епізоотології // Ветеринарна медицина України, – К., 1999.- №8. – С. 33.

5. Давыдов Н. А., Бойченко Н. А. Как быстро научится интересно и эффективно обучать специалистов. – Симферополь «Таврия», 1992. – 112 с.

6. Каменев А. И. Активные методы обучения. – М., 1989.

7. Полищук С. В. Использование активных методов обучения на практических занятиях по эпизоотологии // Сб. науч. тр. Крымского государственного аграрного университета: Ветеринарные науки. – Вып. 64. – Симферополь, 2000.- С. 173-179.

8. Сафин М. А. О совершенствовании лабораторных занятий по эпизоотологии и инфекционным болезням // Перспективы улучшения учебного процесса по курсу эпизоотология / Материалы Международного симпозиума. – Кишинев, 1998. – С. 51-53.

9. Смолкин А. М. методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991.

10. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: учебн.-метод. пособие для преподавателей средних специальных заведений. – М.: Высшая школа, 1991. – 320 с.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить