Лабораторные работы
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Лабораторное занятие № 35 Пищеварительная система. Развитие и строение зубов

 Микропрепараты:

1. Развитие зуба у зародыша свиньи на стадии эмалевого органа. Г.-э.

В микропрепарате представлен сагиттальный срез нижней челюсти зародыша свиньи. При малом увеличении найти десну, покрытую многослойным плоским неороговевающим эпителием. Билатерально в ней располагаются зачатки эмалевых органов зубов, связанные с эпителием десны тяжем клеток, представляющих зубные пластинки. Эмалевый орган имеет форму двустенного колпачка. Наружный слой клеток имеет уплощённую форму, вогнутый внутренний слой образован высокими клетками, ядра которых лежат на разных уровнях. Между наружным и внутренним слоями находится промежуточный слой звёздчатых клеток, образующих сетевидную структуру (пульпа эмалевого органа). Внутрь колпачка вдаётся мезенхимный зубной сосочек. Вокруг эмалевого органа и зубного сосочка располагается уплотнённая мезенхима, формирующая зубной мешочек. Вблизи таких образований видны рыхло расположенные мезенхимоциты, зачатки кровеносных сосудов и островки костной ткани, отличающиеся от всех иных структур выраженной оксифилией.

При большом увеличении изучить особенности строения клеток эктодермального и мезенхимного генеза, которые образуют зачатки зубов.

После изучения микропрепарата под микроскопом закрасить в приведенном рисунке эмалевого органа структурные компоненты в соответствующие цвета и обозначить учебные элементы.

2. Поздняя стадия развития зуба у предплода свиньи (образование дентина и эмали). Г.-э.

Рассмотреть микропрепарат невооружённым глазом. В боковых отделах сагиттально срезанной нижней челюсти найти развивающиеся зубы на стадии образования дентина и эмали. Выбрать наиболее удачно продольно срезанный зуб и изучить при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на то, что коронка зуба более развита, чем корень. Она сверху покрыта тонким слоем эмали, над которой находятся призматические клетки внутреннего слоя эмалевого органа (амелобласты). Под эмалью расположен дентин. Он окрашен эозином в красный цвет, а локализующийся под ним предентин – в светлый желтовато-розовый цвет, что обусловлено разной степенью их обызвествления. Под предентином видны дентинобласты (одонтобласты). Ещё глубже находится мезенхима зубного сосочка, дифференцирующаяся в рыхлую соединительную ткань. В ней чётко различаются закладки кровеносных сосудов. Пульпа эмалевого органа смещается на будущий корень.

При большом увеличении изучить аМелобласты, Дентинобласты, структуры зубного мешочка, преобразующиеся в окружающие зуб соединительнотканные структуры, пульпу зуба и пульпу эмалевого органа.

Зарисовать С малого увеличения и обозначить учебные элементы.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы. Изучить схему строения зуба и сделать обозначения.

Схема строения однокорневого зуба

Микропрепарат 1. Эмалевый орган. Г.-э.

Микропрепарат 2. Поздняя стадия

Развития зуба. Г.-э.

Обозначить: 1 – костная ткань альвеолы;

2 – кровеносные сосуды в костной ткани;

3 – эпителий десны; 4 – эмаль; 5 – дентин;

6 – цемент; 7 – десневой карман;

8 – периодонт; 9 – полость зуба;

10 – круглая связка зуба;

11 – верхушка корня.

Обозначить:

1 – эпителий слизистой оболочки десны;

2 - зубная пластинка;

3 - наружный слой эмалевого органа;

4 - внутренний слой эмалевого органа;

5 - пульпа эмалевого органа; 6 - мезенхима;

7 - зубной сосочек; 8 - зубной мешочек

9 – кровеносные сосуды; 10 – островок костной ткани; 11 – остеобласты; 12 - остеокласт.

Обозначить:

1 - эмаль; 2 - дентин;

3 – амелобласты (энамелобласты);

4 – дентинобласты (одонтобласты);

5 - пульпа эмалевого органа;

6 - пульпа зуба; 7 - зубной мешочек;

8 - костная ткань.